Главная лига американского футбола проиграла судебный иск на $4,7 млрд

    Антимонопольный суд вынес решение в споре о завышенной цене воскресных матчей НФЛ
    EPA

    У популярного американского спортивного турнира, Национальной футбольной лиги (НФЛ), большие проблемы. Накануне суд присяжных федерального Окружного суда в Лос-Анджелесе признал лигу виновной в нарушении антимонопольного законодательства и постановил выплатить владельцам подписки на воскресные матчи НФЛ (Sunday Ticket) компенсацию в размере $4,7 млрд, информирует CNN. В рамках коллективного иска $4,61 млрд достанутся частным подписчикам и еще $96,9 млн – коммерческим абонентам, включая спортивные бары и рестораны. Причем изначально истцы требовали возмещения ущерба в размере $7 млрд. 

    Дорогая передача

    Для понимания глубины спора нужно учесть одну важную особенность пакета Sunday Ticket: филиалы крупных медиахолдингов, таких как CBS или Fox, не обладают правами на показ воскресных матчей НФЛ в эфире своих региональных представительств. В связи с этим пакет Sunday Ticket стал уникальным продуктом, и в 1994 г. НФЛ заключила соглашение на трансляцию воскресных поединков с телевизионным сервисом DirecTV, установившим чрезмерно высокую цену для абонентов – порядка $300 за сезон, утверждает The New York Times. Явный перебор, учитывая, что более 90% игр НФЛ транслируются по бесплатному эфирному телевидению. 

    Адвокаты группы истцов утверждают, что 32 команды и руководство лиги договорились. Теоретически клубы могли отдельно продавать Sunday Ticket на свои матчи [у абонентов пропала бы необходимость приобретать игры, которые им не интересны – Прим. «Ведомости. Спорт»], но НФЛ и руководители команд поняли, что реализация пакетом выгоднее. Искусственно завышая цену на услугу и определив лишь одну платформу для показа воскресных поединков, создатели и реализаторы контента лишили пользователей права выбора. Кроме НФЛ ответчиками по делу являются команды лиги, а также DirecTV.

    «Учитывая относительно низкую стоимость потокового интернет-вещания, а также спутникового и кабельного телевидения, каждая команда, действуя независимо, могла бы предложить свои матчи по конкурентоспособной цене любому жителю страны, который захочет посмотреть ту или иную команду, – считает сторона обвинения. – Но вместо этого они решили создать более прибыльную монополию». 

    В качестве доказательства искусственного завышения цены на подписку адвокаты истцов предоставили электронное письмо руководителям НФЛ от кабельного канала ESPN. В нем спортивная сеть выступила с предложением заполучить права на Sunday Ticket и установить цену для потребителей контента не дороже $70 за сезон с опцией покупки пакета для одной команды. Но лига отклонила это предложение и сотрудничала с платившим ей $1,5 млрд в год DirecTV до 2022 г., пока не продала права на Sunday Ticket сервису потокового телевидения YouTube TV. Стоимость этой сделки оценивается в $2 млрд в год, контракт действует до сезона 2029/30, пишет CNBC. По состоянию на июнь 2024 г., подписка на этом сервисе стоит $349 на сезон. 

    НФЛ может потерять $14,1 млрд 

    Слушанья по делу Sunday Ticket велись почти девять лет – в 2015 г. владельцы бара Mucky Duck в Сан-Франциско подали в суд на НФЛ, ее команды и DirecTV за чрезмерно высокую цену за подписку. Позже к бару присоединились порядка 48 000 других заведений, купивших пакет с 17 июня 2011 г. по 7 февраля 2023 г., а также около 2,4 млн частных абонентов. «Это великий день для потребителей во всем мире», – убежден один из адвокатов истцов Билл Кармоди. А вот представитель лиги Брайан Маккарти выразил разочарование решением суда присяжных: «Мы, безусловно, подадим апелляцию в Верховный суд, поскольку считаем, что коллективные иски по этому делу необоснованны». 

    НФЛ строила защиту на том, что эксклюзивные телевизионные сделки защищены Законом о спортивном вещании, который, по словам представителей лиги, «предоставляет освобождение от антимонопольного законодательства при продаже «всех или любой части прав на вещание». Истцы настаивали на распространении исключения только на эфирные трансляции, а не на платное телевидение. 

    Руководство лиги считает такое отношение к своей деятельности и жесткий вердикт по делу Sunday Ticket предвзятыми, особенно с учетом неизменной за последние шесть десятилетий стратегии НФЛ сделать большинство игр для болельщиков не только доступными, но и бесплатными в национальных сетях. Лига придерживалась этого подхода даже несмотря на то, что Высшая лига бейсбола (MLB), Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) и другие ведущие спортивные лиги США перенесли большую часть своих матчей на кабельное и спутниковое вещание, а также на потоковые сервисы по подписке. Такая стратегия оправдала себя. По данным Nielsen (независимой фирмы, проводящей маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса), 93 из 100 самых просматриваемых программ по телевидению в 2023 г. были матчи НФЛ, утверждает Sportico. 

    Компенсация пострадавшей стороне в $4,7 млрд огромная даже для такой богатой лиги, как НФЛ, но итоговый размер потерь может составить и вовсе астрономическую сумму. Американское федеральное антимонопольное законодательство предполагает тройное наказание для проигравшей стороны – в случае неудачной апелляции, с лиги могут взыскать $14,1 млрд. Дело носит беспрецедентный характер еще и потому, что плата за телевизионные права является основным драйвером прибыли НФЛ – $11 млрд из $20 млрд доходов за сезон 2023/24 принесли контракты с вещательных партнерами лиги, констатирует Sportsnaut. 

    Цель НФЛ зарабатывать $25 млрд в год

    Поражение в деле Sunday Ticket может стать значительным препятствием в доминировании НФЛ среди других лиг и, главное, планах увеличить доход. На ежегодном собрании владельцев НФЛ в 2010 г. комиссар лиги Роджер Гуделл озвучил цель увеличить доход до $25 млрд в год к 2027 г. «Самое главное – наша растущая фанатская база. Мы ожидаем, что здесь, в США, у нас будет около 200 млн фанатов, но наша реальная цель – развивать игру во всем мире», – цитирует Гуделла Yahoo Sports. 

    Примечательно, что НФЛ уже избегала неблагоприятных вердиктов, умело урегулировав подобные антимонопольные дела во внесудебном порядке. Осенью 2021 г. лига заплатила мэрии Сент-Луиса $790 млн, после того как город подал на нее в суд за нарушение правил переезда команды. В 2016 г. НФЛ позволила франшизе «Рэмс» покинуть Сент-Луис и переехать в Лос-Анджелес, напоминает Courthouse News Service.

    В последнее время в США становится все больше подобных судебных исков. Самым громким является урегулирование во внесудебном порядке иска профессиональных спортсменов к Ассоциации студенческого спорта США (NCAA). Основанная в 1906 г. организация на протяжении всей своей истории пользовалась статусом некоммерческого образования и отказывалась от выплат спортсменам-любителям за участие в соревнованиях. По информации Front Office Sports, NCAA выплатит атлетам $2,75 млрд.