«Киберспорт интересен спонсорам». Зачем звезде медиалиги киберспортивный клуб

    Основатель «Амкала» Герман «Эль Классико» – об экономике киберспорта и зарплатах медиафутбола
    Официальная страница Германа «Эль Классико» ВКонтакте
    Официальная страница Германа «Эль Классико» ВКонтакте

    Герман «Эль Классико» – один из самых популярных авторов в футбольном сегменте YouTube (2,8 млн подписчиков) и основатель блогерского клуба «Амкал». По сути с его идеи вывести «фиферов» из онлайна на реальное поле начался российский медиафутбол. В конце 2023 г. Герман представил новый проект – киберспортивный клуб Amkal Esports. В эксклюзивном интервью «Ведомости. Спорту» он рассказал, как раскрученный футболом бренд чувствует себя на новом рынке.

    – Насколько велика популярность киберспорта в России?

    – Есть ощущение, что в России очень любят киберспорт, и я даже не про людей, которые им занимаются профессионально, но и про тех, кто смотрит соревнования. В моем окружении их огромное количество. 

    По популярности киберспорта Россия точно занимает лидирующие места. На всех крупных международных соревнованиях больше всего игроков из нашей страны. На том же Twitch на русскоязычных прямых трансляциях турниров зачастую бывает больше зрителей, чем на основных каналах.

    По статистике аудитория киберспорта в России уже около 20 млн человек, и она растет. Мы видим, что победы наших кибератлетов еще больше развивают индустрию и интерес к ней.

    – Есть ли в российском киберспорте свои Месси и Роналду? Насколько отличаются зарплаты звезд от обычных игроков и похожа ли ситуация в футболе/медиафутболе?

    – В российском киберспорте очень много людей, которые внесли огромный вклад в мировой киберспорт, но я, наверное, отметил бы не Месси или Роналду, а Мбаппе и Беллингема. Сейчас это две молодые звезды, одни из самых востребованных в мире. В киберспорте это donk и Илюха m0NESY. 

    В плане зарплат киберспорт, футбол и медиафутбол – не сопоставимые истории. Но и там, и там есть лучшие, самые высокооплачиваемые. В среднем киберспортсмен в СНГ сегодня может зарабатывать от $500 до $15 000  в месяц. Все зависит от команды и уровня игры. В целом киберспортсмены среднего уровня получают больше, чем медиафутболисты среднего уровня. С персональных стикеров Major можно легко купить себе неплохую машину, а то и квартиру. То есть твоя наклейка с автографом просто дает тебе $40 000 – $50 000.

    – Насколько велика разница в заработках киберспортсменов и медиафутболистов?

    – Очень велика. Киберспортсмены, которые входят в топ-30, в топ-40 мира, получают больше, чем медиафутболисты. Медиафутбол не дорос еще до таких зарплат. Если бы мы сравнивали их с командами второй лиги чемпионата России, то, конечно, в медиафутболе есть возможность заработать больше. 

    – Из чего складывается доход киберспортивных клубов? 

    – Киберспорт интересен спонсорам. В нашем случае титульный партнер Pari оказывает огромную поддержку. Нам помогают на ранней стадии с организацией работы внутри состава, с подбором игроков, тренерского штаба, а также в продвижении бренда. Но, опять же, мир киберспорта сильно развит и открыт для разных спонсоров. Это напитки, девайсы, автомобили и другие связанные с технологиями компании. Считаю, что бренд Amkal Esports будет заметен в одежде людей на улицах, так как мы одновременно и профессиональный спорт, и лайфстайл. Спонсоры видят здесь возможность продвижения своих продуктов и услуг в первую очередь среди аудитории от 18 до 25 лет, которая активно следит за киберспортивными чемпионатами. 

    Если посмотреть на топовые команды в киберспорте, то практически у всех есть спонсоры. Наша команда достаточно недешевая, но наш ценник оправдан. В среднем такой коллектив, как наш, с таким рейтингом может стоить от $1 млн. Мы находимся в топ-30, топ-40 мира и не собираемся останавливаться на этом. В наших планах на 2024 г. войти в топ-15 лучших команд мира.  

    – Насколько киберспортивные команды в России экономически успешны? Многие работают «в плюс»?

    – Многие команды создаются спонсорами – например, беттинг-компаниями, и они сразу окупаются. На российском рынке большинство подобных проектов имеют положительный P&L.

    Но,  естественно, есть и теневые ребята, которые не попали в топы и пытаются что-то предпринять. Кто-то выживает за счет своих средств, каких-то индивидуальных вложений. И таких тоже много. Но все топы работают «в плюс». 

    Есть команды, которые влили в фонд зарплат цифры на уровне $200 000 в месяц, ожидая, что стикеры с Major будут, как Blast Paris 2023 (турнир по Counter-Strike серии Major. – «Ведомости. Спорт»), где команды получали $2,5 – 3,5 млн. Представим, что ты пропускаешь такой турнир – и у  тебя просто нет огромного притока денег. Текущий Major по продажам намного меньше прошлых, и, как мне говорят ребята из Pari, он скорее на уровне Rio Major. Очень жду китайский Major и скидки на Копенгаген. Каждое утро проверяю аккаунт Amkal в Steam. 

    – Киберспорт сейчас – это бизнес?

    – Это точно интересный бизнес. Как и в традиционном спорте, здесь существуют регулярные лиги, чемпионаты мира, поэтому структурно они ничем не отличаются. Но, например, поскольку это компьютерные игры, можно получать дополнительные источники дохода благодаря продаже внутриигровых предметов. Выручка по этой статье может достигать сотни тысяч долларов.

    Наша команда существует несколько месяцев. В перспективе мы, естественно, планируем находить другие источники дохода. Возможно, это будет продажа мерча, игроков, эксклюзивных прав, какие-то спонсорские истории, призовые, которые наша команда может выиграть. Опять же выход на мейджор и получение возможности попасть в игру, после которой и игроки, и организации получают деньги за автографы и стикеры внутри игры.

    Жаль, что мы не смогли получить поддержку от EWC (чемпионт мира по киберспорту. – «Ведомости. Спорт») под новые составы. Это было бы приятно, но не унываем. 

    – Пересекаются ли целевые аудитории медиафутбола и киберспорта?

    – Конечно. В основном это парни от 18 до 25 лет. И это аудитория, которая безумно схожа по интересам. И мы, собственно, в этом и убедились в нашем анализе, когда создали команду, потому что практически все ребята, играющие в футбол, очень любят компьютерные игры, в частности Counter-Strike. 

    С точки зрения бизнеса мы работаем на киберспортивную и смежную медиафутбольную аудиторию, которая у нас большая и лояльная к нам из-за ФК «Амкал». Поэтому, скажем так, мы развиваем киберспортивный бренд, комбинируя его с медиафутбольным. Получается интересное предложение для потенциальных партнеров с молодой и уже лояльной аудиторией. 

    – То есть Amkal Esports появился, чтобы расширить аудиторию «Амкала»? Кто был инициатором нового проекта? 

    – Amkal Esports – это продолжение бренда ФК «Амкал». Мы достаточно давно думали, в какую сферу пойдем и где дальше мы можем развиваться. Из-за схожести аудитории, из-за большого нашего интереса к компьютерным играм и появилась идея попробовать себя в кибернаправлении. Сейчас активно думаем на тему дальнейшей перспективы в других дисциплинах, на тему того, чтобы стать в Counter-Strike достаточно сильной командой – постоянно выходить в плей-офф, участвовать во всех больших турнирах и получать больше прямых приглашений на турниры. 

    – Как вы нашли титульного партнера?

    – Идея сотрудничества с Pari лежала на поверхности, потому что мы партнеримся достаточно давно. ФК «Амкал» не просто работает, а дружит, креативит и занимается спортом вместе с Pari. Как только мы поняли, что есть интерес создать команду в киберспорте, первые, кому мы рассказали о том, что такой интерес у нас имеется, – нашему партнеру, тем более у них есть опыт своей киберспортивной команды Parivision. 

    – В киберспорте создавать команду оказалось сложнее, чем в медиафутболе? 

    – Проблемы есть всегда. Это, во-первых, собрать сильную команду не только профессиональных игроков, но и ребят, которые работают в продакшене, SMM, менеджменте и т.д. Найти крутых специалистов сложно, их очень мало, так как индустрия киберспорта молодая. Мы все это делаем вместе и в процессе. Опять же, вопрос результатов, потому как интерес к команде, естественно, напрямую зависит от наших достижений. 

    – Что нового ваш проект готов предложить болельщикам?

    – Наша задача – показывать разным аудиториям, не знакомым с киберспортом, что кибер – это круто. Интересный мерч, офлайн-ивенты, коллаборации со смежными сферами – все это не только образовывает нашу лояльную аудиторию, но и привлекает новую. Плюс мы хотим раскрывать наших атлетов сильнее, чем конкуренты. Не все киберспортивные организации озадачены чем-то, кроме спортивных результатов, а нам хочется и в результатах преуспеть, и команду раскрыть.

    – С кем-то из звезд российского футбола обсуждали эту историю с точки зрения совместных проектов?

    – Обсуждал с Федей Смоловым, который фантастически любит Counter-Strike и на каждые сборы берет с собой компьютер. С Саней Соболевым говорили недавно, что надо бы, чтобы он собрал футболистов, своих друзей, потому что мы как-то играли медийным «Амкалом». Проиграли в пух и прах. И вот я думаю, что у нас совсем недавно был опыт медиафутболистов против киберов. Мы поняли, что это практически без шансов. Наверное, чтобы это было интересно, надо играть в смешанных составах. В противном случае у футболистов мало шансов.

    – Готовы ли другие медиаклубы следовать вашему примеру?

    – Не знаю, насколько другим медиаклубам интересен киберспорт. Мы в этом плане не ориентируемся на другие проекты. Мы просто хотим развивать свой медиаклуб не только в медиафутболе, но и в других направлениях.

    – Как с повышением статуса и узнаваемости «Амкала» меняется взаимодействие с партнерами, с потенциальными новичками и как растет бюджет? 

    – Я бы не сказал, что бюджеты или охваты невероятно выросли. Бренд развивается в разных направлениях. И в киберспорте свой отдельный бюджет, своя узнаваемость. В медиафутболе своя, в медиабаскетболе своя и т.д. Развитие медиафутбола в целом сейчас пока идет к тому, что все становится максимально профессионально и просто с экспериментами в правилах. Думаю, что в какой-то момент это придет к тому, что станет чем-то вроде третьего дивизиона чемпионата России или что-то наподобие, только под другим соусом. Медиафутбол идет в форму профессионального. 

    Материал предоставлен «Рейтингом букмекеров»