Почему лучшие киберспортсмены России уезжают в зарубежные клубы

    Российские игроки востребованы за границей, а внутри страны – очень высокая конкуренция
    Созданная в России команда Team Spirit дважды выигрывала главный турнир по Dota 2 The International: в 2021 г. заработала $18,2 млн, в 2023-м – почти в 12 раз меньше
    Созданная в России команда Team Spirit дважды выигрывала главный турнир по Dota 2 The International: в 2021 г. заработала $18,2 млн, в 2023-м – почти в 12 раз меньше /Евгений Разумный / Ведомости

    Российский киберспорт меньше многих других видов пострадал от международных санкций c 2022 г. – они не были тотальными. Но игроки и целые клубы все равно переезжают за границу. «Ведомости. Спорт» разбирается в причинах

    Virtus.pro, Team Spirit, Winstrike Team, Gambit Esports, ForZe eSports – названия созданных в России киберспортивных клубов с начала века успели стать международными брендами в индустрии. Но за последние два года ситуация изменилась. Команда Virtus.pro сменила владельца и в полном составе перебралась в Ереван, Team Spirit, где играют спортсмены из России и других стран бывшего СССР, переехала в Белград, а Gambit Esports была распущена в 2022 г.

    Некоторые игроки из России подписывают контракты с иностранными клубами. Впрочем, в ряде дисциплин россияне давно входят в число лучших и востребованы на рынке.

    Как в ММА

    Россия стала первой страной, где киберспорт получил официальный статус – в 2001 г. Спустя пять лет его исключили из реестра Минспорта, но в 2016 г. снова вернули. С тех пор киберспорт нарастил аудиторию и оборот. По данным Mediascope за 2022 г., киберспортом интересуются 10% россиян в возрасте от 12 до 64 лет. А аудиторская компания PwС рапортует о росте российского рынка: с $3,8 млн в 2017 г. до $30 млн в 2022 г. Причем это весьма консервативные оценки: в 2019 г. исследователи из SuperData утверждали, что объем рынка уже превысил $45 млн.

    «В России население меньше, чем в Китае, США или Европе, а доля проникновения киберспорта у нас самая высокая, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Дмитрий Акопян, руководитель киберспортивного направления РЭУ им. Плеханова. – Наших игроков в онлайне больше всего, по Dota 2 их около 25% (на втором месте США – 8%, на третьем – Индонезия с 6%. – «Ведомости. Спорт»). Это огромная цифра. Есть и достижения. Россияне регулярно выигрывают на мейджорах, чемпионатах мира, пару раз были золотые медали на The International (самое престижное соревнование по Dota 2. – «Ведомости. Спорт»). Весь мир смотрит на нас».

    По сравнению с футболом и хоккеем киберспорту повезло: после февраля 2022 г. глобальный бан для игроков и команд не ввели. Но, к примеру, EA Sports запретила россиянам участвовать в соревнованиях по своему футбольному симулятору. Кроме того, иногда у игроков возникают проблемы даже в случае допуска к турниру. В марте команда 9 Pandas не успела получить визы и не доехала до Копенгагена, а в апреле 1win не добралась до Бирмингема по той же причине.

    «В киберспорте каждый турнирный оператор сам определяет регламент соревнований, – поясняет «Ведомости. Спорту» Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России (ФКСР). – Западные организации создают для россиян максимально неприятные условия. Операторы из Азии участие российских спортсменов приветствуют».

    Между тем Акопян считает, что ответственность за инциденты с российскими игроками в Дании и Англии лежит на менеджменте команд, а не на организаторах турниров. Он напоминает, что другие киберспортсмены из России оформили документы вовремя и в итоге выступили на тех же стартах. По словам Дмитрия, к российским игрокам относятся спокойно. Это во многом связано с тем, что в киберспорте нет единой международной организации, которая принимает глобальные решения. К тому же соревнования по Dota 2 или Counter Strike – это прежде всего бизнес, так что организаторам не выгодны ограничения, которые бьют по зрелищности и доходам.

    «В 2024 г. случаи, когда клубы или спортсменов из России не допускают к международным турнирам, редки, – отмечает в беседе с «Ведомости. Спортом» коммерческий директор британской команды Tundra Esports Давид Даштоян. – Основным критерием допуска или недопуска является их причастность к санкционным компаниям и лицам. Клубы, которые никак с ними не аффилированы, без проблем принимают участие в международных соревнованиях».

    Даштоян сравнивает российских киберспортсменов с дагестанскими бойцами ММА. И те и другие заработали в мире такую репутацию, что крупные соревнования без их участия представить почти невозможно.

    Дружба народов

    В России кибернаправление вполне тянет на национальный вид спорта, хотя национальный элемент в этой дисциплине почти отсутствует. Соревнования больше напоминают «Формулу-1». Команды могут базироваться в одной стране, игроки – быть из 3–4 других, а спонсор – вообще из пятой. Решающее значение имеют профессиональные качества.

    «Ситуация, когда все игроки клуба являются соотечественниками, – это, скорее, исключение для киберспорта, – говорит Даштоян. – Имеет значение то, на каком языке коммуницируют внутри команды. К примеру, игроки из стран бывшего СССР, таких как Россия, Белоруссия, Казахстан или Армения, чаще всего играют друг с другом. Хотя есть и исключения – к примеру, Антон dyrachyo Шкредов из европейского состава Gaimin Gladiators или Иван Pure Москаленко из английского клуба Tundra Esports».

    Акопян уточняет, что в 2022 г. европейский клуб Gaimin Gladiators сначала со скепсисом отнесся к приглашению россиянина, но сейчас Шкредов играет в Dota 2 вместе с американцем, датчанином, немцем и голландцем. «Постсоветским» выглядит состав команды из EC Entity (также Dota 2). За нее выступают россияне Владислав Katomi Семенов, Дмитрий DM Дорохин, а также белорус, казахстанец и украинец. Резонансный случай связан с воспитанником Virtus.pro Ильясом kasane Гайнуллиным (Dota 2), который получил приглашение от американской TSM. «Это был шок: российского молодого и не очень опытного игрока позвали в США, – рассказывает Акопян. – Хотя TSM не такая сильная, но он с ней поехал на чемпионат мира». Востребованы также российские тренеры – например, в EC Entity работает Даниил MeTTpuM Гилев.

    Одна из причин массового отъезда за границу – очень высокая конкуренция в отечественном киберспорте. В России хватает игроков определенных «амплуа» (Даштоян называет «снайпера» в Counter-Strike и «мидера» – одну из важнейших ролей в Dota 2), поэтому некоторые ищут варианты за рубежом. «Для многих российских киберспортсменов переход в зарубежные команды – это челлендж, потому что приходится перестраивать систему коммуникации внутри игры, – объясняет Давид. – Речь не только про то, что приходится говорить по-английски, но и про то, как доносится та или иная мысль. Часто зарубежные игроки обвиняют российских киберспортсменов в «токсичности» и неумении аккуратно объяснять. Но в подобных челленджах точно есть смысл, ведь, сумев выйти на международную арену, игрок значительно расширяет пул доступных ему команд».

    Миллион за месяц

    В ФКСР заявляют, что не заинтересованы в отъезде игроков за рубеж. «Мотивация для отъезда – деньги, – утверждает Дмитрий Смит. – К сожалению, многим спортсменам финансовая составляющая важнее престижа родины и поддержки болельщиков».

    Акопян, наоборот, убежден, что финансовый вопрос не главный – существенного разрыва в зарплатах и бонусах в российских и зарубежных командах нет. Главный драйвер развития киберспорта в стране – букмекеры, которые выступают спонсорами клубов и турниров. Тренер Virtus.pro (Dota 2 и Counter-Strike) Сергей Брагин в интервью «Тинькофф. Журналу» в 2023 г. утверждал, что в российских клубах платят от $1500 до $5000 в месяц, а звезды получают даже больше. Экс-глава российской команды HellRaisers (Dota 2, Counter-Strike и др.) Алексей Слабухин в беседе Escorenews называл сумму в $1000 в месяц.

    Бюджеты в киберспорте открывать не принято, но, к примеру, американский клуб Nouns публикует отчетность и, согласно данным за 2023 г., тратит на игрока в среднем по $4000 в год (и это без бонусов). А недавно рынок взбаламутила Саудовская Аравия: в феврале ближневосточная команда Team Falcons, по словам известного украинского игрока Александра s1mple Костылева (Counter-Strike), предложила ему $1 млн за возобновление карьеры на один месяц. Киберспортсмен согласился, но на турнире, куда его позвали, он выступил неудачно и уже покинул Team Falcons.

    Кроме зарплаты в клубе киберспортсмены могут рассчитывать на призовые – обычно они делятся между игроками, тренерами, менеджментом и владельцем команды, объясняет Акопян. «Все зависит от условий контракта, – добавляет он. – Где-то 90% призовых идут игрокам. Где-то, наоборот, большую часть денег забирает клуб, но, например, договаривается с игроками, что по ходу сезона платит более высокую зарплату». Призовые топ-турниров выглядят солидно. Например, осенью 2023 г. на The International разыграли почти $3,4 млн (45% получил победитель – Team Spirit), а это антирекорд соревнования – в 2022 г. делили $18,9 млн. Резкое снижение – сознательный шаг для успокоения перегретого рынка. Призовой фонд формируется в том числе за счет игроков в Dota 2, которые покупают платное дополнение к игре. В 2023 г. разработчик решил сбалансировать призовые с другими турнирами и выпустил дополнение не за полгода до The International, а за несколько недель, что и сказалось на поступлениях в призовой фонд.

    Еще один источник дохода для киберспортсмена – рекламные контракты. Конечно, это касается только самых звездных игроков. Например, Акопян рассказывает, что игрок в Dota 2 Роман Ramzes Кушнарев (выступал за Virtus.pro, украинскую NAVi, американскую Evil Geniuses и др.) подписал годичное соглашение на 50 млн руб. Какая именно компания готова платить такие деньги киберспортсмену, он не уточняет, но у Романа к 24 годам в рекламном портфолио – Nike, KFC, Head & Shoulders, «Лига ставок» и другие бренды.

    «Харизматичные, мемные персонажи или просто те, у кого много подписчиков в соцсетях, получают за счет рекламы большие доходы, – утверждает Акопян. – Все как в НБА. Было несколько кейсов, когда российских киберспортсменов подписывали западные бренды, чтобы расширить присутствие на нашем рынке (например, Puma, LG, Gillette). Не знаю, остались ли сейчас такие контакты».

    Также игроки зарабатывают на стримах, когда комментируют турниры, в которых сами не участвуют, освещают события из мира киберспорта или играют самостоятельно. Само собой, команду какой страны он бы ни представлял, вести такие трансляции качественно можно только на русскоязычную аудиторию. Впрочем, ничего не мешает выступать за клуб из США, но стримить для зрителей из России, дополнительно увеличивая свой доход.