Ноль готовых объектов и коррупция в оргкомитете: главные проблемы Олимпиады-2026

    Смета Олимпиады в Милане и Кортина-д’Ампеццо увеличилась почти в четыре раза
    Вид на строительную площадку олимпийской деревни на месте бывшего аэропорта Порта Романа 
    Вид на строительную площадку олимпийской деревни на месте бывшего аэропорта Порта Романа  /Zuma / ТАСС

    XXV зимние Олимпийские и Паралимпийские игры-2026 должны принять два итальянских города – Милан и Кортина-д'Ампеццо. За 16 месяцев до старта Игр ни один из объектов инфраструктуры не готов и не заслуживает даже удовлетворительной оценки. Самые большие проблемы связаны с санно-бобслейной трассой на лыжном курорте в Кортина-д’Ампеццо. 

    Аварийное состояние

    Примечательно, что когда итальянцы боролись со Швецией за право проведения Олимпиады, объект имени двукратного олимпийского чемпиона Эудженио Монти считался главным козырем их заявки. Но оказалось, что построенная еще в 1923 г. трасса уже много лет не функционирует и пребывает в аварийном состоянии. В начале 1980-х гг. здесь снимали несколько сцен для фильма про Джеймса Бонда «Только для твоих глаз», но сегодня декорации подойдут только для фильма ужасов. 

    Изначально итальянское правительство выделило на реконструкцию спортивного объекта 40 млн евро, но с тех пор смета увеличилась втрое, сообщает Agenzia Nova. Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах объяснил, что «это будет туристический и спортивный проект, который реализуют в любом случае». Несмотря на громкие заявления, осенью 2023 г. руководитель оргкомитета Игр Джованни Малаго отметил, что санно-бобслейная трасса получится слишком дорогой, поэтому правительство рекомендовало поискать варианты за рубежом. 

    «Мы объявили тендер на строительство санно-бобслейного центра, но ни одна компания не отозвалась, – цитирует Малаго The Guardian. – Так что теперь ведется поиск альтернативных вариантов». Руководство страны можно понять, ведь смета Игр постоянно растет. На момент выигрыша заявки в 2019 г. она составляла 1,3 млрд евро, прошлой осенью увеличилась до 3,6 млрд евро, а в мае 2024 г. бюджет уже был зафиксирован на отметке в 5,72 млрд евро, информирует La Nuova Ecologia. Это не фантастические затраты: Игры в Сочи-2014 обошлись в сумму от $41 млрд (данные МОК) до $55 млрд (версия зарубежной прессы). Но для небольшой Италии расходы вполне ощутимые. 

    В качестве замены трассе в Кортина-д'Ампеццо итальянцы рассматривали объекты в соседних странах – Австрии, Германии, Швейцарии и Франции. Наиболее оптимальным выглядел австрийский Инсбрук, уже принимавший зимние Игры-1964 и 1976 и предложивший свои услуги. Перенос олимпийских спортивных соревнований в другую страну – настоящий форс-мажор, который случился лишь раз в истории, и то по уважительной причине. В 1956 г. Стокгольм принял конные соревнования проходившей в Мельбурне Олимпиады из-за жестких ограничений в Австралии – ввозить животных в страну можно было только после шестимесячного карантина.

    Сложности с хоккейным стадионом

    Итальянцы – народ импульсивный, поэтому не стоит удивляться, что уже в феврале 2024 г. они отказались от зарубежного варианта и изыскали деньги на строительство новой трассы в Кортина-д'Ампеццо. Во многом такой поворот обусловлен не столько чувством национальной гордости, сколько серьезной критикой в адрес действующего правительства Джорджи Мелони – первой в истории Италии женщины, которая стала премьер-министром. Сегодня ей достается за сокращение расходов на здравоохранение и социальные услуги, в частности, льготный общественный транспорт. Репутационные риски стать правительством, не сумевшим обеспечить проведение Игр полностью на своей территории, оказались слишком велики, поэтому деньги все же нашли.

    Трассу длиной 1445 метров с 16 поворотами и сложной системой охлаждения обязалась возвести одна из крупнейших строительных компаний Италии Pizzarotti – работы начались в феврале 2024 г. и должны завершиться спустя 13 месяцев, когда с инспекцией нагрянут представители МОК. Это беспрецедентные сроки для такого уровня проекта, поэтому было решено отказаться от строительства ряда примыкающих локаций, таких как автостоянка и площадка для общественного питания, пишет Il Post.

    Темпы строительства значительно замедляют регулярные протесты людей в Милане и Кортине – они вызваны опасениями демонстрантов, что объект негативно отразится на окружающей среде, а также увеличит стоимость жилья в этих городах. Марши проводятся группой Unsustainable Games Committee. «Горы – это не парк развлечений, – заявил InsideTheGames один из протестующих Альберто Ди Монте. 

    Помимо трассы в Кортина-д'Ампеццо, существуют сложности в отношении главной хоккейной площадки Игр в Милане. Планируется, что многофункциональный стадион на 16 000 зрителей Santa Giulia Arena, спроектированный в форме бывшего римского амфитеатра, будет принимать крупные концерты, спортивные мероприятия и фестивали. Но начало строительство затормозилось из-за поданного на муниципалитет Милана судебного иска: общественная организация Ametista считает, что процедура принятия решения о строительстве была непрозрачной, а сам объект может нанести вред экологии. Суд Ломбардии встал на сторону города, пишет MilanoToday, но время упущено – арену в лучшем случае сдадут только в декабре 2025 г. 

    Не меньшую полемику вызвал и отказ Национального олимпийского комитета Италии (CONI) обнародовать технико-спортивное заключение по проекту арены, которое «может подорвать промышленные тайны» разработчика – немецкого гиганта Cts Eventim, утверждает Altreconomia. Итальянцы возмутились, ведь финансирование идет из бюджета, а стоимость объекта уже увеличилась со 180 млн евро до 300 млн евро. Жители страны полагают, что информацию скрыли из-за коррупции в CONI.

    Билет на закрытие Игр стоит почти 3000 евро

    С казнокрадством в Италии стараются бороться. В конце мая 2024 г. подразделение экономической и финансовой полиции пришло с обыском в фонд «Милан – Кортина 2026», отвечающий за Игры. Следователи предъявили обвинения в коррупции и мошенничестве двум бывшим руководителя фонда, Винченцо Новари и Массимо Зуко, на сумму в 1,9 млн евро. 

    Но главной проблемой является дефицит времени. По данным Il Fatto Quotidiano, к старту Игр – 6 февраля 2026 г. – множество дорог, мостов и туннелей еще будут на стадии строительства, что может значительно осложнить логистику для организаторов, спортсменов и гостей Олимпиады. Особенно сложная ситуация на подъездах к Кортина-д'Ампеццо – масштабное строительство и частые оползни приводят к многочисленным пробкам, которые в разгар Игр могут спровоцировать грандиозный транспортный коллапс. К примеру, в середине октября на два дня по причине затопления был закрыт туннель Сан-Мартино, подчеркивает SondrioToday. 

    С инфраструктурой у итальянцев беда, но зато есть определенность с билетами: продажи начнутся в феврале 2025 г. на платформе tickets.milanocortina2026.org. Организаторы уверяют, что цены стартуют от 30 евро, более 20% будут ниже 40 евро и более половины (57%) – ниже 100 евро. А вот билеты на Церемонию открытия кусаются – самый дешевый обойдется в 260 евро, а самый дорогой – 2000 евро. Попрощаться с Олимпиадой стоит еще дороже. Диапазон цен составляет 950–2900 евро. Самым дорогим спортивным мероприятием станет финал по хоккею среди мужчин стоимостью 450–1400 евро.