«Арена приносит 25% дохода клуба». Первое интервью главы хоккейного «Авангарда»

    Председатель совета директоров омского клуба Михаил Аверин детализирует стратегию развития команды
    ХК «Авангард»
    ХК «Авангард»

    Первое интервью председателя совета директоров омского «Авангарда» Михаила Аверина – о стратегии развития команды, молодежном хоккее и точках роста экономики арены.

    Омский «Авангард» входит в число топ-клубов Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Команда трижды играла в финале Кубка Гагарина, а в 2021 г. взяла трофей. В лидерах «Авангард» и по финансовым показателям – согласно публичной бухгалтерской отчетности за 2023 г., клуб в топ-3 КХЛ по доходам, расходам и затратам на оплату труда сотрудников.

    Последние годы добавили «Авангарду» турбулентных моментов: возвращение из Балашихи в Омск, на новую арену, и многочисленные менеджерские перестановки. После ухода канадца Боба Хартли весной 2022 г. команда пережила две тренерские отставки – и с апреля 2024-го ее возглавляет экс-вратарь сборной России Сергей Звягин. Поменялось и руководство клуба: весной 2023 г. пост председателя совета директоров покинул Александр Крылов (работал с 2018 г.), а генеральный директор Сергей Белых перешел в футбольный «Спартак».

    В июне 2023 г. новым председателем совета директоров «Авангарда» стал Михаил Аверин. С 2016 г. он трудится в «Газпром нефти», которая является владельцем омского клуба, и занимается в компании правовым обеспечением инвестиционных проектов и взаимодействием с органами государственной власти. Работа не подразумевает публичности, так что первое интервью Михаил Аверин дал уже в роли руководителя хоккейного клуба – «Ведомости. Спорту».

    – До «Авангарда» вы не работали в спорте – почему решили сменить сферу деятельности?  

    – Предложение поступило от руководства «Газпром нефти». Значительного опыта работы в спорте у меня, действительно, не было, но есть серьезные компетенции по командному управлению в бизнесе. Я понимаю, как выстраивать стратегию и работать по долгосрочному плану, когда прикладываешь усилия сейчас, а результат видишь спустя некоторое время. Такой подход оказался релевантным для «Авангарда».

    Считаю, это хорошо, когда клубом руководят не только хоккейные люди. Для развития спортивной индустрии важен приток новых идей и подходов из других сфер.  

    А вообще шанс связать детскую любовь к спорту с бизнес-опытом – это не только большой подарок, но и большой вызов, за который я очень благодарен. Я с семи лет занимался хоккеем в академии ЦСКА, но в итоге выбрал юриспруденцию, которая стала моей страстью.

    – Сейчас в хоккей играете?

    – Да, на любительском уровне, выступаю за корпоративную сборную «Газпром нефти». В Омске по возможности мы тоже играем с работниками «Авангарда»: администраторами, массажистами и другими членами команды.

    – Вы уже год в «Авангарде» – сформулировали для себя, чем спорт изнутри отличается от бизнеса?

    – Многие процессы схожи. И там и там для достижения успеха нужно детальное планирование, мелочей не бывает. Но глобально спорт – это в первую очередь территория страсти, эмоций, а в бизнесе все решения, как правило, принимаются с холодной головой. В бизнесе часто приходится идти на компромисс, чтобы добиться наиболее эффективной и выгодной отдачи.

    – Что вас удивило в профессиональном российском спорте?

    – Полные стадионы практически во всех регионах. Сейчас в России настоящий хоккейный бум. И есть все предпосылки, что эта тенденция продолжится, – новые стадионы продолжают строить, а значит, появятся и новые зрители.  

    – Спортивный клуб для вас – это социальный продукт или бизнес-проект?

    – Спортивный клуб в России сочетает две эти функции. Клубы являются социальными проектами в части развития массового детского хоккея, бизнес-проектами – в части создания продукта, который был бы привлекательным для болельщиков и спонсоров. У нас растущий рынок спорта. Но будем честны: пока спортивные клубы не способны развиваться без финансовой поддержки акционеров и генеральных партнеров. При этом возможности для увеличения доходов есть. Нужно расширять аудиторию, контакты с которой будут интересовать и спонсоров, и вещателей.  

    – Приступая к работе в «Авангарде», консультировались ли с вы с предшественником на вашей должности Александром Крыловым, который считается опытным спортивным управленцем?

    – Личного контакта не было, все дела были переданы на уровне операционного менеджмента, так что это и не требовалось.

    Нужно отметить, какого высокого уровня достиг «Авангард» в последние годы. Добыто много побед, их венец – титул 2021 г. Построена ультрасовременная «G-Drive арена». Открыта классная академия в Омске.

    Все это стало возможным исключительно благодаря масштабной поддержке «Газпром нефти». Вместе с компанией мы улучшаем спортивную инфраструктуру региона, совмещаем работу над массовым и профессиональным хоккеем.

    Это прекрасный фундамент для дальнейшего усиления клуба – и в спортивном плане (воспитание нового поколения хоккеистов, успехи всех команд вертикали), и вне льда (яркие мероприятия).

    – Какие цели, помимо очевидной – победы в Кубке Гагарина, – стоят перед вами в «Авангарде»?

    – Ряд направлений деятельности клуба мы собираемся развивать более интенсивно. Это и инфраструктура, и маркетинг, и организация большего количества хоккейных и не только мероприятий на нашей арене, и медиа – хотим создавать контент высокого уровня.  

    Все ресурсы для долгосрочного развития есть – сложились конструктивные отношения с руководителем «Газпром нефти» (Александром Дюковым, который также занимает должность президента Российского футбольного союза. – «Ведомости. Спорт»), с губернатором Омской области Виталием Хоценко, в том числе благодаря его содействию в мае состоялся первый в истории сборной России матч в Омске (в рамках товарищеского турнира команда «Россия 25» обыграла сборную Белоруссии со счетом 4:0. – «Ведомости. Спорт»).

    – Много обсуждалась команда, с которой вы пришли в «Авангард». И в частности – фигура Германа Чистякова, который до этого работал только в футболе, а в Омске занял пост гендиректора клуба. Почему пригласили именно его?

    – Герман Анатольевич много лет развивал медиапродукты, курировал отношения с профессиональными лигами на «Матч ТВ», возглавлял первую профессиональную баскетбольную лигу (объединилась с Единой лигой ВТБ в 2012 г. – «Ведомости. Спорт») – опыт у него исключительный. Чистяков понимает важность медиапродукта и его монетизации. Это одно из направлений, которые собирается развивать «Авангард». Плюс Герман Анатольевич знает тонкости процессов в спортивной отрасли. В хоккейный контекст он погрузился стремительно. На Чистякове лежит операционное управление клубом.

    Спортивный блок – под руководством генерального менеджера Антона Алексеевича Курьянова и спортивного директора Евгения Евгеньевича Забуги. Это грамотный и эффективный тандем.

    – Генменеджер клуба Антон Курьянов вошел и в тренерский штаб клуба, где будет отвечать за нападение и большинство. Почему выбрали такую схему и как совмещение двух должностей скажется на эффективности?

    – Это была личная инициатива Антона Алексеевича. Мы долго думали над этим решением и тщательно его взвесили. В итоге пришли к мнению, что оно должно помочь команде. И это не уникальное решение. Подобные назначения происходят. Иногда в спорте результат могут дать самые нестандартные ходы. Оценим этот шаг через определенный промежуток времени.

    – За что в клубе отвечаете вы?

    – Я обеспечиваю связь с компанией-владельцем и членами совета директоров, согласование стратегических планов и провожу оценку траектории развития. Очевидно, что я могу не обладать профильной экспертизой во всех наших департаментах – начиная от медицины и заканчивая соцсетями, но могу создавать условия для того, чтобы у нас работали самые компетентные специалисты. Посещаю все домашние матчи и по возможности – выездные.

    – В межсезонье много обсуждался редкий для КХЛ пятилетний контракт с нападающим Владимиром Ткачевым – СЭ оценил соглашение в 600 млн руб. Сохранить одну из главных звезд лиги в составе – важная история, но какие еще задачи по комплектованию к сезону 2024/25 ставит перед собой клуб?

    – Важно помнить, с чего мы начинали. Прошлым летом и по ходу стартового отрезка сезона 2023/24 у нас значительно поменялся состав. Нашей целью было собрать костяк команды на долгосрочный период. Мы этим занимаемся до сих пор.

    У нас есть понимание, какой хоккей хочется видеть от команды, – сбалансированная игра с акцентом на атаку. Под такой стиль нужны соответствующие хоккеисты. Понимаем, какие позиции требуют усиления, комплектование продолжается.

    Не могу раскрыть детали зарплатной ведомости, в том числе потому, что кампания не завершена. Но мы не выстраиваем команду вокруг одного или двух игроков, а делаем ставку на сбалансированность и четкое распределение ролей. В этом нам помогает принцип группировки по амплуа на льду. Ни одна группа игроков, вопреки представлениям о ставке на суперзвезд, не достигает 50% доли в ФОТ.

    – В декабре 2023 г. клуб презентовал стратегию развития до 2027 г. В ней большое внимание уделяется академии. Как изменится работа с молодыми хоккеистами в «Авангарде»?

    – Мы намерены создать такую клубную вертикаль, при которой два-три воспитанника академии будут пополнять главную команду на ежегодной основе. Дальше уже все будет зависеть от игроков – смогут ли они пробиться через конкуренцию в высшие звенья или нет. Хотим, чтобы больше омских мальчишек играло за «Авангард». Вместе с тем будем искать таланты и в других регионах – мы не должны отказываться от точечного усиления.

    Кроме того, будут изменения в самой системе подготовки в академии. Весной 2024 г. ее главным тренером стал Сергей Герсонский (заслуженный тренер России и Казахстана. – «Ведомости. Спорт»). Мы хотим, чтобы ребята больше, чем сейчас, занимались на льду, становясь техничнее и мастеровитее.

    Сейчас в академии занимаются 800 детей. Клуб обеспечивает их всем необходимым – от общего образования до питания. А с учетом 32 площадок в городе и благодаря урокам хоккея в школах общее количество детей, вовлеченных в вид спорта, превысило 5000 человек.

    – Из чего складывается доход клуба?

    – Большая часть – это финансовая поддержка от спонсоров. Доля «G-Drive арены» в общей сумме составляет порядка 25%, включая выручку от matchday, продажи мерча, еды и напитков.

    При этом доходы от медиаправ составляют всего 0,5%. Все понимают, что это мизерная цифра. В хоккее видят, как серьезно нарастила выручку футбольная Премьер-лига, и ощущают потенциал для роста доходов от продажи прав на матчи КХЛ. У лиги много сильных сторон – это и полные стадионы, что обеспечивает красивую ТВ-картинку, и увеличение конкуренции в чемпионате благодаря введению жесткого потолка зарплат. В этом вопросе стоит отметить развитие рынка вещателей: серьезную роль начинают играть стриминги, появляется конкуренция, что сказывается на объемах контрактов с лигами.

    Думаю, ситуация с размером доходов от медиаправ постепенно будет меняться. Но для этого клубам нужно держаться вместе, вырабатывать общую позицию по этой и другим темам. Я часто бываю в рабочих поездках и вижу, что отрасль может кооперироваться более эффективно.

    – Вы входите в совет директоров КХЛ. Там вас слышат?

    – С руководством лиги постоянно нахожусь на связи. Подчеркну, что речь не идет о том, что лига что-то должна клубам. Мы настроены на конструктивное развитие общими усилиями. Считаю, что руководителям клубов необходимо собраться рабочей группой и наметить комплекс мер для дальнейшего развития. Цель – еще лучше коммерциализировать общий продукт и развивать хоккей в стране.

    – 12-тысячная «G-Drive арена», открытая в 2022 г., управляется клубом?  

    – Арена входит в структуру клуба, «Авангард» берет на себя все расходы по обслуживанию. Работники клуба и арены тесно взаимодействуют при подготовке и проведении мероприятий.  

    Посещаемость арены за сезон 2023/24 превысила 600 000 человек. В эту цифру входят и все матчи «Авангарда», и более 40 нехоккейных мероприятий разного формата – от концерта Shaman и ледовых шоу до турнира по гимнастике и бизнес-конференций. Хотя бы раз на арене побывали уже 15% жителей Омска.

    Мы очень стараемся, чтобы на арене было комфортно проводить время, и гордимся, когда видим отклик. Средняя заполняемость в 97,4% – это очень приятно. Проданы практически все выставленные на продажу ложи. У нас на каждом матче более 5000 кейтеринг-чеков – значит, почти каждый второй болельщик воспользовался точками общепита. Многие приходят заранее, чтобы пообщаться, послушать выступление музыкантов.

    День матча – самый важный момент и для продажи мерча, более половины товаров покупают в игровые дни. По нашей статистике, почти 8% посетителей матча покупают мерч.

    Среди точек роста экономики арены назову проведение дополнительных нехоккейных мероприятий. Здесь есть потенциал как в количестве зрителей, так и в выручке. Чтобы говорить о более существенном вкладе этой статьи в бюджет клуба, мероприятий должно быть кратно больше. Но рост зависит не только от нас – есть много других факторов, влияющих на этот бизнес.

    – Российский хоккей сейчас на пороге новой эпохи – КХЛ предложила Федерации хоккея расторгнуть договор о делегировании прав на проведение чемпионата России, т. е. вскоре лига сможет самостоятельно принимать решения по всем важным для развития проекта вопросам.  Поможет ли независимость развиваться КХЛ более эффективно?

    – Период изменений еще не завершен, пока оценивать их преждевременно. Но что касается направления развития лиги, главный постулат уже сформулирован в стратегии КХЛ: создание имиджа лучшего семейного развлечения в городе. Этот принцип не просто существует на бумаге, а уже реализуется: на хоккей стали активно ходить семьями. Хоккей вполне успешно конкурирует с другими видами развлечений – кино, концертами и т. д.

    Но опять же, тут есть куда стремиться – мало создать комфортные условия на стадионе для всех членов семьи, важно, чтобы и команды играли в зрелищной атакующей манере. Тогда аудитория будет систематически расширяться. Кроме того, нужно активнее обращаться к современным форматам продвижения, чтобы добиться омоложения аудитории – школьники потребляют контент совершенно по другим правилам, чем взрослые.