«Барселона» заключила с Nike крупнейшую сделку в мировом футболе

    Новое соглашение рассчитано до 2038 года и принесет каталонскому клубу 1,7 млрд евро
    IMAGO / Pressinphoto / ТАСС
    IMAGO / Pressinphoto / ТАСС

    «Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.

    Действующий лидер чемпионата Испании по футболу (Ла Лига) «Барселона» продлил соглашение с американским производителем спортивной одежды и обуви Nike до 2038 г. Предыдущая 10-летняя сделка была рассчитана до 2028 г. и руководство каталонского клуба не раз выражало заинтересованность в улучшении ее условий. По информации SportsPro Media, за новый 14-летний период сотрудничества с Nike «Барселона» заработает 1,7 млрд евро (порядка 127 млн евро в год) – это крупнейшее соглашение в мировом футболе. 

    Потеря 100 млн евро

    Отношения самого титулованного клуба Испании по общему количеству официальных внутренних трофеев (77) и американской транснациональной компании проверены десятилетиями – «Барса» сотрудничает с Nike с 1998 г. Первая сделка была заключена в удачное время, ведь в следующем году каталонцы отметили 100-летие со дня основания клуба. В сезоне 1999/2000 Nike создал для «Барселоны» комплект формы, который сейчас считается легендарным. На этой форме эмблема клуба была размещена по центру, а также указаны даты 1899-1999. Периодически Nike выпускает ремейки того комплекта. 

    За 25 лет сотрудничества с американским экипировщиком «Барселона» 12 раз выиграла Ла Лигу и четыре раза Лигу чемпионов УЕФА. По предыдущему соглашению каталонский клуб зарабатывал 105 млн евро в год, но в феврале появились первые признаки проблем, когда президент «Барселоны» Жоан Лапорта заявил: «Отношения неидеальны. Nike не выполняет условия контракта. Они не пополнили наши запасы, как планировалось. По этой причине мы рассматривает три варианта: продолжить сотрудничество, перейти на другого поставщика формы или производить и продавать футболки самостоятельно». 

    Основные претензии состояли в том, что в 2022 г. Nike провела значительную реструктуризацию своих испанских активов в рамках всемирных реформ компании по оптимизации затрат, что, по мнению руководства «Барселоны», нанесло ущерб продажам клуба. Лапорте также не понравились «связанные с результатами» пункты, согласованные с его предшественником Бартомеу, включая значительные бонусы за победу в Ла Лиге и выход в финальные стадии Лиги чемпионов. 

    В первые сезоны действия договора эти пункты срабатывали почти каждый год, но «Барселона» выиграла только один чемпионский титул за последние пять сезонов и последний раз выходила в полуфинал Лиги чемпионов в сезоне 2018/19. Это привело к потере около 100 млн евро потенциального дохода, чем объясняются претензии Лапорты к компании: «В трудные моменты Nike не была с нами. Пришлось занять жесткую позицию. Рынок готов платить вдвое больше – очевидно, что пришло время пересмотреть условия договора». 

    Огромные долги «Барселоны»

    Клуб поставил Nike условие компенсировать потери в течение 45 дней, а когда получил отказ, инициировал процедуру расторжения контракта и переключился на поиск альтернативных вариантов. В марте 2024 г. столицу Каталонии посетила делегация компании Puma во главе с генеральным директором Арне Фройндтом. По данным Sport, на встрече было озвучено предложение на 115 млн евро в год, плюс 85 млн евро в виде различных бонусов. Такие фантастические условия полностью устроили Лапорту и совет директоров «Барселоны», но вынесенное летом решение Коммерческого суда Барселоны их полностью обескуражило. 

    Суд не нашел достаточно веских оснований у каталонского клуба для одностороннего разрыва контракта. Кроме того, американцев защитил один из пунктов сделки – руководство «Барселоны» было обязано предупредить Nike о своих намерениях не менее чем за два года до истечения соглашения, отмечает Mundo Deportivo. Существовал вариант выплаты спонсору компенсации, чтобы выйти из договора, но с учетом огромных долгов «Барселоны» в 1,2 млрд евро, это совершенно непозволительная роскошь для клуба. 

    По причине неутешительного вердикта суда, «Барселоне» также пришлось свернуть проект создания собственного бренда одежды. Идея производить оригинальный комплект формы казалась привлекательной, ведь клуб, вероятно, сможет оставлять себе 100% прибыли от продаж. К тому же у каталонцев даже есть необходимые мощности – клуб реализует неспортивную одежду и другие предметы с брендом Barça через компанию BLM (Barça Licensing Merchandising), которая оценивается в 300 млн евро. Тем не менее существует одно значимое препятствие – дистрибуция. 

    В отличие от Nike и других крупных производителей одежды, у футбольного клуба нет такой огромной сети реализации по всему миру. Именно по этой причине ни один крупный европейский клуб не выбирает подобную стратегию. Ее несостоятельность также подтвердили неудачные проекты ряда других испанских клубов, таких как «Атлетик», «Мальорка» и «Бетис». 

    Подписной бонус на 158 млн евро

    Руководство Nike очень ценит сотрудничество с «Барселоной», стараясь даже в самых сложных ситуациях идти на компромисс – в частности, американцы санкционировали переговоры каталонского клуба с Puma, хотя действующий контракт запрещал подобные контакты. Несмотря на финансовую стагнацию клуба, производитель одежды очень ценит этот актив, поскольку «Барселона» заметно опережает конкурентов по реализации атрибутики. В 2023 г. клуб заработал по этой статье доходов 179 млн евро, что на 24 млн евро больше, чем у «Реала» и на 32 млн евро – «Баварии». 

    Также не стоит забывать об огромной популярности «Барселоны» в соцсетях – согласно исследованию CIES Football Observatory, каталонский клуб занимает второе место по охвату в мире с 361 млн подписчиков, уступая только «Реалу» (411 млн). Третью строчку занимает «Манчестер Юнайтед» (216 млн). Поэтому для Nike оказалось стратегически важным сохранить отношения с каталонской командой даже в свете огромных собственных финансовых проблем. В начале октября 2024 г. компания объявила о самом большом падении продаж с начала пандемии коронавируса в 2019–2020 гг. В летнем квартале (июнь–август 2024 г.) продажи упали на 10% до $11,59 млрд, сообщает Reuters. 

    Новое соглашение «Барселоны» с Nike на 127 млн евро в год носит беспрецедентный характер. По данным Statista, эта сделка позволила каталонскому клубу превзойти рекордный контракт Adidas с мадридским «Реалом» стоимостью 120 млн евро в год. Третья строчка останется за «Манчестер Юнайтед», зарабатывающего по соглашению с Adidas 105 млн евро в год. Немаловажно для «Барсы» также наличие мощного подписного бонуса в 158 млн евро, который будет пропорционально выплачен Nike в течение срока действия сделки. Он позволит команде окончательно избавиться от ограничения на подписание и регистрацию новых игроков вследствие превышения лимита расходов по зарплате. 

    Если бы Nike потеряла «Барсу», то ее портфель контрактов на поставку формы с элитными европейскими футбольными клубами еще больше бы сократился. Со следующего сезона английский «Ливерпуль» может стать клиентом Adidas и покинуть Nike, сообщает Sportcal. В связи с этим, помимо увеличения суммы сделки с «Барселоной», американцы согласились на ряд других компромиссов. Они разрешили клубу контролировать международную электронную торговлю и продавать ретро-футболки без логотипа Nike по всему миру, а также отказались от нескольких пунктов, связанных с игровыми показателями.