Nike заплатит НБА более $1 млрд по новому 12-летнему контракту

    Компания стремится компенсировать падение продаж, наращивая инвестиции в баскетбол
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    «Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.

    Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) объявила о продлении контракта на 12 лет с производителем спортивной одежды и обуви Nike. Компания останется эксклюзивным поставщиком формы для клубов лиги наряду с командами Женской баскетбольной ассоциации (WNBA) и G League (турнир для фарм-клубов), сообщил сайт НБА. Стороны пришли к соглашению еще летом, но официально объявили о нем лишь сейчас. 

    Длительное сотрудничество

    По условиям сделки, Nike станет глобальным партнером лиги по экипировке, мерчандайзингу, маркетингу и контенту до 2037 г. Компания также будет отвечать за разработку и производство формы, спортивной одежды и сувенирной продукции для болельщиков. Предыдущий восьмилетний контракт Nike с НБА оценивался в $1 млрд, но новое соглашение «гораздо выгоднее», утверждает CNBC. 

    «Перед нами стоит общая цель – продолжать развивать баскетбол на глобальной основе среди мальчиков, девочек, элитных игроков и, конечно, в НБА и во всем мире, – заявил президент лиги по глобальным партнерствам Сал ЛаРокка. – Поэтому, с нашей точки зрения, это было простое решение». Nike сотрудничает с НБА с 1992 г., а с начала сезона 2017/18 стал глобальным партнером лиги, после того как она завершила сотрудничество с Adidas. Также американский гигант по производству спортивной одежды продлил групповое лицензионное соглашение с Национальной ассоциацией баскетболистов (NBPA). 

    Сделка распространяется на участие Nike в крупнейших мероприятиях лиги, включая NBA Global Games (товарищеских поединках с европейскими командами), Матч всех звезд, драфты во всех лигах, NBA 2K Summer League (Летняя лига в межсезонье) и многих других. Экипировщик подчеркивает важность продолжения сотрудничества с WNBA – Nike поддерживает лигу с момента ее основания в 1997 г. и входит в группу основных бизнес-партнеров лиги. По данным The Athletic, в 2024 г. продажи джерси команд WNBA через интернет-магазин Nike увеличились на 801% по сравнению с прошлым годом. Кроме того, звезда команды «Нью-Йорк Либерти» Сабрина Ионеску имеет одну из четырех самых продаваемых фирменных линеек кроссовок Nike на рынке. 

    Продление сотрудничества включает в себя обязательство всех лиг и компании содействовать молодежным баскетбольным дивизионам, включая рассмотрение вопросов тренерства, обучения и развития игроков. Обе стороны также будут инвестировать в программы и ресурсы, специально направленные на расширение доступа к спорту во всем мире, уделяя особое внимание улучшению игрового опыта для девочек всех возрастов и уровней мастерства.

    Сегодня уже никто не вспоминает, что отношения НБА и Nike начались неидеально, когда в начале сезона 2017/18 майки некоторых игроков несколько раз рвались на площадке во время единоборств. ЛаРокка заявил, что реакция Nike на проблему, возникшую из-за желания поставщика разрабатывать легкие джерси, отвечающие требованиям игроков, только укрепила рабочие отношения между компаниями, подчеркивает ESPN. 

    Падение продаж

    Будучи крупнейшей в мире компанией по производству спортивной одежды, Nike давно пользуется популярностью у профессиональных спортивных лиг и их спортсменов. Тем не менее продление контракта с НБА приходится на то время, когда гиганту по производству кроссовок испытывает существенный кризис. В начале октября 2024 г. компания объявила о самом большом падении продаж с начала пандемии коронавируса в 2019–2020 гг. В летнем квартале (июнь–август 2024 г.) продажи упали на 10% до $11,59 млрд, сообщает Reuters. 

    Руководство Nike посчитало ситуацию настолько критичной, что уволило генерального директора Джона Донахью и назначило на эту должность проработавшего в компании 32 года, но в 2020 г. ушедшего на пенсию 60-летнего Элиотта Хилла. «При бывшем гендиректоре компания совершила ряд ошибок, таких как предпочтение электронной коммерции вместо розничных магазинов. Компания также пострадала от жесткой конкуренции, невыразительных продаж и низкого морального духа», – пишет The Wall Street Journal. 

    Соглашение с НБА позволит Nike укрепить пошатнувшиеся позиции в ведущих спортивных лигах США. Компания является официальным поставщиком формы для Национальной футбольной лиги (НФЛ) и Главной лиги бейсбола (МЛБ). Контракт Nike с НФЛ истекает после сезона 2027 г., и лига уже ведет переговоры с несколькими компаниями, заинтересованными в борьбе за соглашение, зафиксировал Sports Business Journal. 

    Контракт Nike с МЛБ истекает только в 2029 г., но компании придется найти способы восстановить отношения с лигой после того, как в начале этого года она представила новую форму, которая вызвала многочисленные нарекания со стороны игроков и болельщиков. «Форма гораздо легче предыдущей, но она почти прозрачная, что вызывает дискомфорт у игроков. Особенно это касается штанов. Они выглядят непрофессионально», – злился исполнительный директор МЛБ Тони Кларк. 

    Несмотря на эти неудачи Nike, руководство НБА не испытывало никаких опасений относительно продления сотрудничества. «Мы на 100% уверены в Nike на долгосрочной глобальной основе, – признался ЛаРокка. – Они эндемичны для баскетбола и являются нашими партнерами в той или иной форме на протяжении более 30 лет. Наше партнерство настолько крепкое, что лига даже не открыла процесс для других претендентов. Что касается критики Nike в других лигах, то так иногда случается у компаний, которые внедряют в свою работу инновации». 

    НБА планирует расширить свои границы, отдавая приоритет международному росту, особенно в Европе, что идеально интегрируется в программу Nike. Комиссар НБА Адам Сильвер заявил в августе, что лига ведет переговоры с Международной федерацией баскетбола (ФИБА) о возможном европейском расширении. «Рост популярности баскетбола – колоссальный. Вы видели все, что связано с участием и зрительской аудиторией Олимпийских игр, и НБА как раз станет возможностью удовлетворить этот 365-дневный потребительский спрос», – цитирует InsideTheGames вице-президента по спортивному маркетингу Nike Таню Хвиздак.