Экс-гендиректор Microsoft построил самую технологичную арену в НБА за $2 млрд
Стив Балмер оснастил новый стадион «Клипперс» самым большим табло в мире и креслами с джойстиками24 октября «Лос-Анджелес Клипперс» провели первый матч сезона 2024/25, уступив «Финикс Санз» со счетом 113:116 в овертайме. Этот матч стал знаменательным, так как «Клипперс» впервые за 25 лет сыграли на собственном стадионе, покинув Crypto.com Arena, которую они делили с «Лейкерс». Клуб переехал на новую арену Intuit Dome, построенную за $2 млрд и вмещающую 18 300 зрителей. Среди баскетбольных стадионов США дороже стоил только Madison Square Garden ($2,4 млрд), где играют «Нью-Йорк Никс».
«Очень разочарован, что мы не смогли победить. Это досадно. Исторический матч, стадион невероятный, такого я еще не видел. Болельщики заполнили трибуны и были великолепны, они справились со своей ролью, теперь и мы должны показать себя», – сказал разыгрывающий «Клипперс» Джеймс Харден после матча с «Финиксом».
Intuit Dome также произвел впечатление на Национальную баскетбольную ассоциацию (НБА) и Международный олимпийский комитет (МОК). Новый стадион примет Матч всех звезд НБА в 2026 г. и станет главной баскетбольной площадкой на Олимпиаде-2028. «Ведомости. Спорт» рассказывает о новой арене в Лос-Анджелесе и причинах переезда «Клипперс».
У «Клипперс» самый богатый владелец спортивной команды в мире
В 2014 г. американский бизнесмен Стив Балмер приобрел «Лос-Анджелес Клипперс» за на тот момент рекордные для клуба НБА $2 млрд. Предыдущий владелец Дональд Стерлинг был отстранен лигой из-за расистского скандала. Тем не менее в то время Forbes оценивал команду в $430 млн. Некоторые люди до сих пор осуждают Балмера за то, что именно с его подачи профессиональные клубы во всех видах спорта стали резко дорожать. «Не знаю, сколько я переплатил, но понимаю, что много», – говорил Стив.
Балмер – страстный поклонник баскетбола, он видел возможность превратить «Клипперс» в ведущую франшизу НБА. «Я купил эту команду, потому что люблю баскетбол и верю в «Клипперс». Я готов сделать все, чтобы эта команда была успешной как на паркете, так и за его пределами. Мы смотрим вперед. Смотреть вперед – это самое главное», – заявил Балмер.
Главной целью нового владельца стало создание команды, способной конкурировать на высшем уровне. Балмер никогда не жалел вкладывать значительные средства в состав команды и общую структуру клуба. К примеру, за последние 10 лет Стив выплатил лиге около $371 млн налога на роскошь (третье место в НБА за этот период), из которых $142 млн были в прошлом сезоне после подписания контракта с Расселом Уэстбруком. Тем не менее несмотря на крупные траты, чемпионских титулов у Балмера пока нет, а «Клипперс» 54 года не играли в финале НБА.
Также во время пребывания Балмера на посту владельца «Клипперс» произошло несколько громких обменов игроков. В 2019 г. клуб из Лос-Анджелеса приобрел действующего MVP финала Кавая Ленарда и лидера «Оклахомы» Пола Джорджа, а в 2023 г. добавил третью звезду в команду – Джеймса Хардена. Тем не менее эти инвестиции не окупились: Ленард пропустил много важных игр из-за травм, Джордж покинул клуб летом 2024 г., а Харден не смог сделать ту разницу, чтобы команда смогла преодолеть финал западной конференции.
«Я готов потратить любые средства, чтобы сделать эту команду победителем. Мы будем агрессивны на рынке свободных агентов, агрессивны в обменах и агрессивны в создании лучших условий. Если вы хотите иметь отличную команду, вы должны быть готовы заплатить цену, включая налог на роскошь. Мы не будем бояться тратить деньги на лучших игроков и давать нашим болельщикам наилучшие впечатления», – говорил Балмер.
В 2024 г. Балмер занял восьмую строчку в списке Forbes, его состояние оценивается в $122,8 млрд – он самый богатый владелец спортивной команды в мире. Стив заработал свое состояние благодаря долгой карьере в Microsoft, где был генеральным директором с 2000 г. Балмер присоединился к компании в 1980 г. как первый бизнес-менеджер после ухода из бизнес-программы университета Стэнфорд. Стив быстро стал ключевой фигурой в росте компании, по данным Forbes, под его руководством Microsoft утроила продажи и удвоила прибыль.
Купив «Клипперс», Балмер сразу же покинул Microsoft. Жизнь Стива стала сильно спокойнее после этого, он описывал свой стандартный день так: завтрак протеиновым батончиком с ложкой арахисового масла, скроллинг новостей в соцсетях, занятия медитацией и аэробикой, а все остальное время занимает любимое хобби – «Лос-Анджелес Клипперс».
«Клипперс» не желали делить арену с «Лейкерс»
Одной из причин, по которой Балмер был рад стать владельцем «Клипперс», было наличие домашней арены Staples Center (сейчас – Crypto.com Arena), которую они делили с «Лос-Анджелес Лейкерс». «Когда я приобрел команду, я был очень рад, что мне не придется строить арену, – признавался Балмер. – Ведь другие команды, к которым я приценивался, будь то «Сиэтл», «Сакраменто» или «Милуоки», нуждались в новом стадионе. А у меня уже была команда в Лос-Анджелесе, и арена была готова».
Тем не менее Балмер быстро осознал сложности проведения игр в Staples Center. «Клипперс» были третьей командой стадиона, уступая хоккейному клубу «Кингз» и «Лейкерс» в приоритетном расписании, что создавало логистические неудобства. «Мы должны построить свой дом», – заявил Балмер через полгода после покупки. – Мы не хотим соревноваться в рейтингах с американским футболом или играть матчи днем, когда люди еще не вернулись с работы».
С момента основания «Клипперс» всегда находились в тени «Лейкерс». Хотя обе команды делили одну арену, она никогда не чувствовалась домом для «Клипперс». Во время игр между домашними командами аудитория Staples Center всегда поддерживала «Лейкерс». А во время домашних игр «Клипперс» команде приходилось закрывать чемпионские баннеры «Лейкерс», что также вызывало насмешки со стороны болельщиков НБА.
Также, например, из-за проведения музыкальной премии «Грэмми», «Клипперс» и «Лейкерс» часто уезжали в длительные зимние выездные турне. В 2011 г. «Клипперс» сыграли 11 гостевых матчей подряд, не выступая на своей арене 24 дня.
Кроме того, Балмер несколько лет планировал провести ребрендинг «Клипперс» и в начале 2024 г. это наконец случилось. Стив считал, что это необходимо с культурной и маркетинговой точки зрения. «Клипперс» представили новый логотип, три новые формы и обновленный дизайн корта. Ребрендинг также включал в себя отказ от тусклой черно-белой цветовой гаммы, от которой устали многие фанаты клуба. Новая линейка униформы включает красный цвет, который не использовался с сезона 2016/17.
Новый логотип заслужил похвалу со стороны болельщиков за отсылки и детализацию. Компас на новом логотипе указывает на Север, что символизирует постоянное движение франшизы вперед, о котором говорил Балмер после покупки «Клипперс». По словам команды, новый шрифт напоминает морскую типографику, чтобы сохранить морскую тематику клуба. Также корабль на логотипе отсылает к истокам «парусников» (прозвище клуба), команде важно было почтить рождение «Клипперс» в гавани Сан-Диего.
«Баскетбольный дворец»
С 2017 г. «Клипперс» вели переговоры о строительстве арены в Инглвуде (пригород Лос-Анджелеса). Клуб Стива Балмера сталкивался с преградами в виде судебных исков со стороны жителей, которые утверждали, что в этом районе лучше построить доступное жилье или школу. Мэр Инглвуда Джеймс Баттс заявил, что это место непригодно для таких целей из-за близости к аэропорту Лос-Анджелеса. Также Madison Square Garden Company блокировала стройку через суд, считая, что новая арена будет чрезмерно конкурировать с их концертной площадкой The Forum, которая находилась неподалеку от потенциального места строительства. Балмер решил эту проблему простым способом – в 2020 г. экс-гендиректор Microsoft выкупил The Forum за $400 млн.
Церемония закладки фундамента новой арены состоялась 17 сентября 2021 г. Стив Балмер назвал сооружение «баскетбольным дворцом будущего». «Мы посетили 23 или 24 арены НБА, изучили хорошие и плохие идеи, чтобы построить лучшую арену в истории», – заявил Стив ESPN. Стадион построили на территории комплекса Hollywood Park, частью которого является SoFi Stadium – дом клубов Национальной футбольной лиги (НФЛ) «Лос-Анджелес Чарджерс» и «Лос-Анджелес Рэмс». Также там пристуствует множество торговых центров, а позже будет построен отель на 150 номеров. В 2021 г. была заключена 23-летняя сделка на права на название стадиона «Клипперс» с калифорнийской IT-компанией Intuit на сумму около $500 млн.
Официальное открытие Intuit Dome состоялось 15 августа 2024 г. Музыканты Бруно Марс, Билли Джоэл и Ашер открыли арену большим выступлением. Концертная программа на арене распланирована до осени 2025 г.
Одним из ключевых элементов арены стал дизайн нижней чаши, который должен был обладать плотной посадкой зрителей. Балмер хотел, чтобы игры «Клипперс» имели атмосферу баскетбола колледжей. При этом сиденья должны быть большими и удобными, с дополнительным пространством для ног. Более 500 000 часов работы строителей было посвящено нижней чаше, чтобы удовлетворить сложные требования Балмера.
Главная особенность Intuit Dome – интерактивное игровое табло Halo Board, прикрепленное к крыше арены. Видеоплата, разработанная и произведенная компанией Daktronics, оснащена самым большим в мире двусторонним дисплеем с разрешением 4K и размером около 3500 кв. м. Halo Board предназначен для того, чтобы каждый болельщик мог видеть счет и статистику игроков с любой точки арены.
Балмер не ограничился только баскетбольной площадкой. Стив также уделил внимание комфорту зрителей, оснастив каждое сиденье подстаканниками, зарядками для телефонов и Wi-Fi. Вмонтированные в кресла светодиоды PixMob будут превращать арену в световую инсталляцию. Подлокотники оснащены джойстиком с четырьмя кнопками, позволяющими болельщикам управлять анимацией на экране и участвовать в мини-играх. Также на Intuit Dome установили систему подсчета шумов, измеряющую уровень звука на каждом месте. Чем громче болельщик, тем щедрее его премируют призами.
Еще одна особенность арены – «Стена», расположенная рядом со скамейкой противника. Балмер вдохновился атмосферой на стадионе футбольного клуба «Боруссия Дортмунд», он хотел добиться эффекта «желтой стены», которую организуют немецкие болельщики на каждом матче. По словам Балмера, противники будут чувствовать давление, а «Клипперс» будут подпитываться адреналином от истинного преимущества домашнего корта.
Высокотехнологичная атмосфера также распространяется на фуд-корт и клубный магазин. Более 40 касс бесконтактной оплаты на арене позволяют болельщикам приобрести еду и мерчендайз без очередей, используя распознавание лиц. Новая арена также организовала рекордное количество туалетов (1160), чтобы зрители могли больше времени проводить за просмотром игр, а не в очередях.
Балмер также обратил особое внимание на кухню. На Intuit Dome можно приобрести блюда 31-й кухни мира – это более чем в пять раз превышает среднюю цифру на типичной арене НБА. Балмер является большим поклонником бургеров и хот-догов, а также Стив привлек известного фаната попкорна и четырехкратного чемпиона НБА Стефена Карри, чтобы выбрать лучшего поставщика.
Важной идеей было украсить стены на арене баскетбольными майками из каждой средней школы Калифорнии. В конечном итоге там разместились 1560 баскетбольных маек. Древесина с местных баскетбольных площадок использована в качестве части стен и полов, придавая арене индивидуальность и аутентичность.
Также Балмер создал наилучшие условия для игроков команды. Внутри раздевалки «Клипперс» каждый игрок встречается светодиодной табличкой с именем и местом рождения, индивидуальными полками для кроссовок и гигантскими зеркалами с логотипом команды. Кроме того, Intuit Dome имеет 8000 кв. м центров медицинской поддержки, две полноценные площадки, залы для силовых и кардиотренировок, комнату восстановления, биометрическую лабораторию, столовую, зону отдыха на открытом воздухе и восстановительный бассейн с морской водой. Гостевые команды также имеют свой собственный кампус, что очень редко для команд НБА. Они получают доступ ко всему, что есть у «Клипперс», включая холодные и гидромассажные ванны, а также центр силовых тренировок.