Один из самых высокооплачиваемых игроков НБА создал собственный бренд кроссовок

    Баскетболист «Бостона» Джейлен Браун отверг контракты на $50+ млн от топ-экипировщиков
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    Звезда Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и один из лидеров франшизы «Бостон Селтикс» Джейлен Браун основал бренд кроссовок под названием 741. Главным преимуществом нового бренда должна стать цена: по заявлениям Брауна, кроссовки будут стоить на 40% меньше, чем у конкурентов. В продажу продукция поступит 22 октября, когда «Селтикс» начнут регулярный сезон НБА 2024/25.

    Летом 2023 г. Браун подписал с «Бостоном» новый контракт, по которому баскетболист заработает $300 млн за пять лет. На тот момент это был самый крупный контракт в истории НБА. Сезон 2023/24 стал одним из лучших в карьере Брауна. В финальной серии с «Даллас Маверикс» Браун в среднем набирал 20,8 очка, 5,4 подбора и пять передач, а по ее окончании был признан самым лучшим игроком (MVP).

    По словам команды спортсмена, Браун отказался от контрактов с топ-спонсорами на суммы в более чем $50 млн, чтобы полностью погрузиться в работу над собственным брендом и стать независимым от крупных компаний. В последние годы Браун открыто критиковал американского производителя спортивной одежды и обуви Nike. Конфликт между экипировщиком и баскетболистом начался в 2022 г., когда бывший партнер Джейлена по команде Кайри Ирвинг был лишен контракта с Nike, из-за того, что поделился в соцсетях ссылкой на документальный фильм, который был воспринят компанией и общественностью как антисемитский. Браун выразил недовольство поступком бренда, написав в Twitter (сейчас известен как X) следующее: «С каких пор Nike заботится об этике?» 

    При этом Браун играл в кроссовках Nike, но прикрывал логотип бренда изображениями американских темнокожих легкоатлетов Томми Смита и Джона Карлоса, поднимающих кулаки в воздух на Олимпиаде-1968 в Мехико. Тогда этот жест означал «освобождение любой ценой».

    Новый поворот в конфликте Брауна и Nike случился в преддверии Олимпиады-2024 Париже, когда баскетболист не попал в окончательный список сборной США на турнир. Джейлен обвинил в этом американскую корпорацию, поскольку она является официальным экипировщиком национальной команды. 

    Собственный бренд обуви – редкость для игроков НБА. Большая часть топ-баскетболистов заключают соглашение с крупным игроком рынка и впоследствии могут получить фирменную линейку.  Так, например, в активе Nike числятся модели от таких звезд лиги, как Леброн Джеймс (Nike Lebron), Кевин Дюрант (Nike KD),  Яннис Адетокунбо (Nike Zoom Freak), Пол Джордж (Nike PG), Джа Морант (Nike Ja) и Девин Букер (Nike DB). Леброн имеет самое продолжительное соглашение в лиге, трехкратный олимпийский чемпион подписал семилетний контракт с Nike еще в 2003 г. (тогда баскетболисту было 18 лет) на сумму около $90 млн. В том же году в продажу поступила его первая фирменная модель – Nike Lebron Air Zoom. Всего за время сотрудничества была выпущена 21 вариация Nike Lebron, а сам баскетболист в 2015 г. подписал с компанией пожизненный контракт, по которому получает около $30 млн в год.

    Известными амбассадорами может похвастаться и Jordan: с компанией сотрудничают Зайон Уильямсон (Jordan Zion), Лука Дончич (Jordan Luka) и Джейсон Татум (Jordan Tatum). С Adidas ведут дела Деррик Роуз (Adidas D Rose), Джеймс Харден (Adidas Harden), Дамиан Лиллард (Adidas Dame), Донован Митчелл (Adidas D.O.N) и Трей Янг (Adidas Trae Young). Несколько фирменных линеек имеют New Balance, Puma, Li-Ning и Anta.

    Наиболее интересным является выбор одного из самых известных игроков НБА Стефена Карри. С 2013 г. он сотрудничает с американским брендом Under Armour, в 2020 г. была выпущена первая модель Curry. Действующий контракт разыгрывающего «Голден Стэйт Уорриорз» стоит компании около $20 млн в год и гарантирует игроку долю, которая оценивается в $75 млн. Карри и Under Armour уже выпустили 10 фирменных пар. По окончании карьеры Карри возьмет на себя роль президента бренда Curry.

    Помимо Брауна в НБА есть еще один баскетболист, выходящий на паркет в обуви собственного производства – защитник «Даллас Маверикс» Спенсер Динвидди. В 2018 г. он запустил бренд K8iros. По словам баскетболиста, для создания подошвы используется специальная пенопластовая смесь. Динвидди подчеркнул, что K8iros – первый бренд, который внедрил такую технологию в обувь стоимостью менее $200 (цена за пару составляет $150-160). 

    Основным достоинством кроссовок является яркий дизайн: в каждой игре Динвидди демонстрирует новую расцветку, которая отсылает либо к городу, в котором играет команда, либо к культовым персонажам из фильмов и аниме. После матчей баскетболист разыгрывает изношенную пару на аукционе.