Ла Лига намерена догнать АПЛ по доходам за счет выхода на американский рынок

    Испанский чемпионат продал ТВ-права за $5,59 млрд, но рассчитывает, что продукт станет еще дороже
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    Английская Премьер-лига (АПЛ) является наиболее коммерчески успешным турниром клубного футбола на планете. В конце 2023 г. британцы только на продаже внутренних ТВ-прав вещательным компаниями Sky Sports и TNT Sports до конца сезона 2028/29 заработали $8,45 млрд – это крупнейшая сумма, которую когда-либо платили за спортивные трансляции в истории Великобритании и Европы. Главный конкурент англичан – испанская Ла Лига, которая считает такое положение вещей несправедливым, учитывая свое сегодняшнее неоспоримое пребывание на вершине футбольной пирамиды. 

    Победа Ла Лиги над ФИФА

    Летом 2024 г. мужские сборные Испании выиграли чемпионат Европы и олимпийское золото, а в 2023 г. женская сборная стала сильнейшей командой мира. Мадридский «Реал» победил в двух из трех последних финалов Лиги чемпионов УЕФА – в мае этого года клуб Флорентино Переса взял рекордный 15-й трофей. Картину доминирования испанского футбола дополняют успехи в Лиге Европы: за последние 15 лет кубок девять раз выиграли три представителя Ла Лиги – «Севилья» (5 раз), «Атлетико» (3) и «Вильярреал» (1). Команды АПЛ не могут похвастать такими успехами, и испанцы считают, что как минимум не должны уступать им по доходам. 

    В настоящее время чемпионат Испании зарабатывает по заключенной в декабре 2021 г. с вещателями Movistar и DAZN пятилетней сделке $5,59 млрд. Это почти в два раза больше, чем предыдущее соглашение с телекоммуникационной компанией Telefonica, но все еще заметно хуже показателей АПЛ. Ла Лига охарактеризовала сделку как «историческую» и сделала акцент на том, что их продукт со временем станет еще дороже. Для сравнения, реализация медиа-прав еще одного конкурента испанцев, итальянской Серии А, в октябре 2023 г. принесла, по данным SportsPro Media, $4,8 млрд за те же пять лет. 

    «Собираемся ли мы бросить вызов Премьер-лиге? Это вполне реально, и у нас есть план. Нужно лишь начать играть матчи в США. Мы хотели бы стать одним из первых двух клубов в истории европейских лиг, которые проведут официальный поединок в Штатах. Руководство Ла Лиги знает, что мы полностью готовы, и ждем момента, когда подобная опция станет доступной»», – в таком развитии событий видит перспективу главный операционный директор мадридского «Атлетико» Оскар Майо Пардо. 

    Испанцы находятся в шаге от воплощения мечты. В мае 2024 г. американская промоутерская компания Relevent Sports Group (RSG), которая сотрудничает с Ла Лигой, договорилась с Международной федерацией футбола (ФИФА) об урегулировании во внесудебном порядке иска, поданного RSG в антимонопольный суд еще в 2018 г. Причиной конфликта послужил запрет со стороны ФИФА, организация отказалась разрешить Relevent провести в Майами матч чемпионата Испании «Барселона» – «Жирона». В организации заявили, что официальные игры национальных чемпионатов должны проводиться исключительно на домашней территории, но теперь ситуация изменилась. Осознавая близость поражения в суде, ФИФА пообещала снять запрет на проведение официальных матчей иностранных команд в США.  

     «Победа Relevent Sports означает, что больше не может быть конфликта интересов. Устранены все препятствия для проведения матчей Ла Лиги за границей. Думаю, это ориентировочно произойдет через два года, в сезоне 2025/26 – это укрепит наши позиции на североамериканском рынке. Нет планов проведения целого тура в Америке – нам будет достаточно одной игры в год для увеличения экономического роста нашей лиги», – заявил COPE президент испанской лиги Хавьер Тебас. 

    Выгодный контракт с ESPN+

    Привлекательность североамериканского рынка с его потенциальными 300 млн потребителей очевидна. В 2026 г. ФИФА проведет здесь чемпионат мира, а ее первый Клубный чемпионат мира также запланирован на 2025 г. в США. Не удивительно, что в попытках завоевать внимание американских болельщиков Ла Лигa объединилась не только с Relevent, но и заключила в 2021 г. восьмилетний контракт на показ матчей чемпионата Испании в США и Канаде со стриминговым сервисом ESPN+ стоимостью $1,4 млрд. Платформа транслирует все 380 игр лиги на английском и испанском языках для аудитории из более чем 25 млн подписчиков. Еще $600 млн RSG помогла аккумулировать Ла Лиге с помощью реализации телевизионных прав в Мексике и Центральной Америке. 

    Это, безусловно, крупнейшие международные трансляционные сделки Ла Лиги, к тому же доступность ESPN+ значительно выше, чем у предыдущего владельца прав BeIN Sport – охват катарской многонациональной сети спортивных каналов сократился после того, как его исключили из линеек таких провайдеров, как AT&T/Direct TV и Comcast. Также для продвижения бизнеса руководство чемпионата Испании совместно с Relevent шесть лет назад учредило подразделение La Liga North America с офисами в Нью-Йорке, Майами и Мехико, заключившее соглашения с американской телекоммуникационной компанией Verizon, а также сетью ресторанов быстрого питания McDonald's. Уже на третий год работы La Liga North America отчиталась о доходе в $77 млн, зафиксировал The Athletic. 

    В 2022 г. La Liga North America учредила контент-студию в Гвадалахаре. Цель – охватить как можно более широкую аудиторию посредством сторителлинга, спонсорства и кросс-спортивных мероприятий. Например, в мае 2024 г. легендарный нападающий, а ныне один из тренеров «Атлетико» Фернандо Торрес, объявил о выборе на драфте командой Национальной футбольной лиги (НФЛ) «Майами Долфинс» новичка Малика Вашингтона. Это произошло благодаря тому, что Relevent входит в империю миллиардера Стивена Росса – владельца «дельфинов». 

    Похожая история произошла и этим летом – «Атлетико» представил купленного у «Манчестер Сити» за €75 млн аргентинского нападающего Хулиана Альвареса, когда в Испании была глубокая ночь, а в США и Аргентине – день. «Да, это не просто так, – признался операционный директор «Атлетико». – США – второй рынок для нас после Испании с точки зрения мерчандайзинга, и там мы продаем больше всего футболок. Даже больше, чем во Франции, откуда у нас есть такие важные игроки, как Антуан Гризманн». 

    Упор на испаноязычную аудиторию в США

    Сегодня в Америке хорошо знают «Реал» и «Барселону» – их выставочный матч на стадионе «Метлайф» в Нью-Джерси этим летом собрал $25 млн только на продаже билетов. Участие «Атлетико» в Клубном ЧМ в следующем году может стать прорывом не только для мадридского клуба, но и всей Ла Лиги – это осознают и другие испанские клубы, ведь лигу с большим количеством конкурентоспособных команды, как у АПЛ, можно продать значительно дороже. Подтверждением роста чемпионата Испании является взлет в прошлом сезоне скромной «Жироны», пробившейся в Лигу чемпионов. 

    «Мы рассказываем истории не только про Класико, – объясняет генеральный директор La Liga North America Борис Гартнер. – Находим интересные и даже неожиданные параллели. К примеру, о грузино-испанском бойце UFC Илие Топурия, который выиграл чемпионский пояс UFC в полулегком весе и через несколько дней сделал стартовый удар по мячу перед матчем «Реала» и «Севильи». Мы знакомим людей с обществом, которое вращается вокруг личностей и героев. Месси и Роналду покинули Ла Лигу несколько лет назад, но наша лига не только не упала в цене, а привлекает новых поклонников». 

    Высокие шансы Ла Лиги добиться успеха подтверждают цифры Бюро переписи населения США за 2020 г. – более 62,1 млн человек в США (19% от всего населения) являются испаноязычными, что делает их второй по величине этнической группой в стране. Это также одна из самых быстрорастущих групп: численность испаноязычных людей увеличилась почти на 12 млн по сравнению с отчетом 2010 г. Из этих 62 млн 37,2 млн (61,5%) имеют мексиканское происхождение. «Нам на руку культурная связь с испаноязычными или латиноамериканскими игроками, – добавляет Гартнер. – Мексиканские поклонники «Севильи» и «Бетиса» преобладают, потому что в течение многих лет за «Бетис» выступал капитан мексиканской сборной Андрес Гуардадо». 

    Кроме того, La Liga North America открыла академии в Далласе, Нью-Йорке и Вермонте, чтобы помочь развитию следующего поколения североамериканских талантов. Эта инициатива лиги идет в одной канве с «Вильярреалом» и «Барселоной», ​​у которых есть филиалы групп подготовки молодежи в Орландо, Коламбусе, Чикаго, Остине, Каролине и Финиксе.