Телеконтракт года: АПЛ заработает 6,7 млрд фунтов на трансляциях внутри страны

    Новый четырехлетний контракт обновил рекорд для европейских лиг
    С сезона 2025/26 Английская премьер-лига будет зарабатывать на телетрансляциях по 1,675 млрд фунтов за год
    С сезона 2025/26 Английская премьер-лига будет зарабатывать на телетрансляциях по 1,675 млрд фунтов за год /Joe Prior / Getty

    Два вещателя – Sky Sports и TNT Sports – заплатят рекордную сумму за показ матчей АПЛ на территории Великобритании, начиная с сезона 2025/26. Соглашение с лигой рассчитано на четыре года. Сделку оценили в 6,7 млрд фунтов, что на 1,9 млрд больше цифры предыдущего контракта. Английский футбол остается самым дорогим в мире. Впрочем, бум, кажется, позади: в Европе телеправа растут в цене уже не такими быстрыми темпами, а многие вещатели не рискуют обновлять максимумы.

    С тендером или без?

    Декабрьское соглашение АПЛ перекрыло сделку мая 2021 г. Тогда список вещателей был другим – Sky Sports, BT Sport и Amazon. Еще одно отличие между контрактами – то, как стороны договаривались об условиях. В 2021-м лига отказалась от закрытого тендера, опасаясь, что не получит желаемой суммы. В спорте еще ощущались последствия локдауна, вещатели всерьез опасались его повторения, закрытия трибун, сокращения рекламного рынка и снижения привлекательности продукта. Так что вместо очередного скачка цен АПЛ ожидала резкого удешевления контракта. The Telegraph писала, что лига готовилась потерять до 900 млн фунтов. Чтобы этого избежать, стороны договорились продлить уже существующее соглашение – на 4,8 млрд фунтов. За эти деньги три вещателя получили права на показ матчей в течение трех сезонов, начиная с розыгрыша 2022/23.  

    В декабре 2023 г. тендер провели, и номинально сумма получилась больше на солидные 1,9 млрд фунтов. Но в пересчете на сезон она почти не выросла: сейчас лига зарабатывает 1,6 млрд за футбольный год, а будет 1,675 млрд. Рост – около 4%. Такое повышение – ниже, чем инфляция в Великобритании: только в 2022-м она составила 10,75%.

    Похожая динамика наблюдается в других европейских лигах. Например, DAZN и Sky Italia, по информации Football Italia, заплатили за пятилетний контракт на показ Серии А 4,5 млрд евро. Еще миллиард лига получит, если будут выполнены критерии эффективности, связанные с числом подписчиков сервисов. Кроме того, DAZN обязуется делить с Серией А половину всех доходов в Италии, превышающих 750 млн евро за сезон.

    Сделка вступает в силу с чемпионата 2024/25, и она не лучше предыдущей. Раньше Серия А зарабатывала 937 млн евро за футбольный год, а будет 960 млн евро. Такие цифры озвучил гендиректор лиги Луиджи де Сьерво. При этом за соглашение проголосовали 17 клубов из 20.

    Больше всех возражал владелец «Наполи» Аурелио Де Лаурентис. «Глупо заключать пятилетний контракт, – заявил он в интервью La Gazzetta dello Sport. – Предприниматель должен знать, как оценить риск. Да, нынешний вариант удобнее, но он не позволяет монетизировать ценность итальянского футбола. Для этого нужны инвестиции, а Sky и DAZN их не делают».

    В 2021-м выручки не досчитались и в Испании. По действующему контракту Movistar и DAZN платят 900 млн евро за сезон, хотя прежде перечисляли за футбольный год 1,13 млрд. 

    Раньше было лучше

    Телевизионные контракты АПЛ давно служат метрикой для оценки текущих тенденций на медиарынке. В 1989-м в Британии начал вещание спутниковый канал Sky, принадлежавший американскому миллиардеру Руперта Мердоку. Спустя четыре года, незадолго до старта первого сезона Английской премьер-лиги он заплатил 304 млн фунтов за пятилетний телеконтракт. Рост был колоссальным: в прошлом iTV перечисляла по 12 млн за сезон. С этого момента права АПЛ только дорожали. Стоимость соглашений росла вместе с престижем английского футбола. В 1996-м Англия принимала чемпионат Европы, за местные клубы играли большие звезды, лига становилась зрелищнее – и этот продукт готовы были покупать. 

    Перед сезоном 1997/98 АПЛ заключила новый контракт на 670 млн фунтов. Рост составил оглушительные 220%, а в годовом выражении он был еще больше, ведь соглашение подписали только на четыре года. В 2001-м Sky за показ игр до 2004 г. заплатил уже 1,11 млрд фунтов. К концу десятилетия в конкуренцию с монополистом вступила Setanta Sports, а позже подключились ESPN и BT Sport.

    Борьба между вещателями лишь подогрела рынок телеправ, мотивировала повышать ставки на тендерах и – как следствие – заставляла болельщиков платить больше за кабельное и спутниковое ТВ (иначе футбол в Англии не посмотришь). Это привело к тому, что АПЛ стала зарабатывать миллиард фунтов уже не за несколько сезонов, а всего за один. В 2015-м лига заключила трехлетнее соглашение со Sky и BT Sport на 5,136 млрд. Это на 70% больше предыдущей сделки (3 млрд). Но с этого момента рост замедлился – он измеряется уже не десятками процентов. Лига по-прежнему остается образцом зрелищности, маркетинга и медийности, здесь выступают самые дорогие клубы мира, а по посещаемости с ней конкурирует разве что немецкая. Но заработок от телеправ в 1,675 млрд фунтов за сезон – для АПЛ это на данный момент потолок.