Легенда женского футбола стала соинвестором компании по продаже винтажной формы

    У Classic Football Shirts 6 млн реализованных футболок за 18 лет
    Бизнес Classic Football Shirts начался с покупки реплики формы сборной Германии с ЧМ-1990
    Бизнес Classic Football Shirts начался с покупки реплики формы сборной Германии с ЧМ-1990 /Imago images / Sportfoto Rudel / ТАСС

    «Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели. 

    Легендарная футболистка сборной США и клуба «Сан Диего Уэйв» Алекс Морган проводит последний сезон в карьере, но это не мешает ей плодотворно заниматься бизнесом. Накануне олимпийская чемпионка Игр-2012 в Лондоне и двукратная победительница чемпионатов мира (2015 и 2019 гг.) стала соинвестором британской компании по продаже винтажной футбольной формы Classic Football Shirts, пишет Sportico. Также в фирму вложились известный актер и совладелец футбольного «Рэксхема» Роб МакЭлхенни и развлекательное агентство Wasserman. Сумма инвестиций не разглашается. 

    Морган, чье состояние оценивается в $7,8 млн, уже вкладывалась в ряд проектов. В ее портфолио входит медиакомпания Togethxr, доли в стартапе по лечению расстройств пищевого поведения Equip, рекрутинговой платформе Teamable, фирме по производству оборудования для гольфа TMRW Sports и ритейлере Soccer Post. 

    Сравнение футболки с «Моной Лизой»

    В последние годы сумасшедшими темпами растет спрос на футболки, карточки, кроссовки и прочие памятные вещи спортивных звезд прошлого. Ярче всего тенденцию иллюстрирует проданная в мае 2022 г. за 7,14 млн фунтов ($9,28 млн) футболка идола аргентинского футбола Диего Марадоны. Экспонат представлял особый интерес, потому что в этой футболке Диего забил знаменитый гол рукой в ворота сборной Англии на ЧМ-1986.

    После матча Марадоне предложил обменяться майками полузащитник британской команды Стив Ходж. Дома англичанин бросил футболку на чердак, и лишь спустя 20 лет вспомнил о ней. Сначала Ходж выставлял реликвию в различных музеях и обещал никогда не продавать, но когда посчитал цену приемлемой, не удержался от соблазна. Рекорд Марадоны продержался всего четыре месяца, затем аукционный дом Sotheby’s выручил $10,1 млн за джерси баскетболиста «Чикаго Буллз» Майкла Джордана. 

    Летом 2024 г. неизвестный коллекционер купил майку легенды бейсбола 1920–1930-х гг. Бейба Рута за $24,1 млн. В ней Рут в 1932 г. сделал последний хоум-ран (успешный удар битой по мячу) в Мировой серии в матче с «Чикаго Кабс». «Если бы это была картина, то ее покупку можно сравнить с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи», – заявил The Washington Post директор спортивных аукционов Heritage Auctions Крис Айви. 

    Сумасшедший цены на винтажные вещи знаменитостей обусловлены их звездным статусом и ограниченным количеством предложений. Разумеется, не всем по карману выкладывать огромные деньги за редкие футболки, но спрос существует не только на майки Марадоны, Пеле или Лионеля Месси. Обычных болельщиков интересуют раритетные футболки их любимых клубов. Удовлетворить этот интерес в 2006 г. захотели студенты Манчестерского университета Даг Биртон и Мэтт Дейл. 

    Однажды Биртону пришла идея обзавестись репликой формы сборной Германии с ЧМ-1990 для костюмированной вечеринки. Он отправился на eBay (интернет-аукцион) и с трудом, но нашел необходимый экземпляр. Воодушевившись, через пару дней Биртон прикупил на барахолке футболку сборной Англии с именем Пола Гаскойна на спине. Затем Даг перепродал эту джерси в интернете с наценкой в 45 фунтов и понял, что на этом можно делать бизнес. Вместе с Дейлом они организовали компанию Classic Football Shirts, вложив в нее все сбережения. 

    Выкупили склад «Милана»

    Парни забили всевозможными футболками студенческую квартиру и начали торговать. Но прошло несколько месяцев, а реализация оставалась копеечной. «Как и в любом другом бизнесе, без рекламы трудно на что-то рассчитывать, – рассказал The Athletic Дейл. – Пришлось еще наскрести денег и разместить объявление на последней странице популярного журнала FourFourTwo. Помогло! Уже к началу 2007 г. заказов оказалось так много, что пришлось снять квартиру попросторнее. В те времена мы мечтали выйти на показатель в 10 маек в день, даже не представляя, что однажды сможем продавать 2000-2500 футболок в день». Первой проданной компанией майкой стала форма «Ливерпуля» 1989 г. клиенту из Норвегии. 

    Прорыв случился в 2010 г., когда Биртон случайно узнал от знакомого, что у итальянского «Милана» есть склад, на котором хранятся фирменные футболки клуба за последние 20 лет. «Я просто не мог поверить такому счастью, – говорил Дейл. – Они сохранили все, даже трусы. Я нашел майку бразильца Роналдо с 99 номером, а также шорты Дэвида Бекхэма». Основатели Classic Football Shirts выкупили эту продукцию за шестизначную сумму и разместили на огромном арендованном складе. С того момента они начали эксклюзивно работать с многими крупными европейскими клубами. По состоянию на сентябрь 2024 г. в компании трудится около 200 сотрудников, сообщество в соцсетях состоит из нескольких миллионов фанатов, а за 18 лет работы в Classic Football Shirts продали более 6 млн маек болельщикам из 100+ стран. 

    Изначально Биртон и Дейл работали исключительно на продажу, но когда встали на ноги, то начали коллекционировать футболки с прицелом, что однажды одна из них будет стоить огромные деньги. Больше всего парни сокрушаются продаже футболки знаменитого голландского форварда Йохана Круиффа, в которой он играл за американскую команду «Вашингтон Дипломатс». «Часто мы полагаемся на чутье, – признался Биртон. – Сравниваем продукцию с сайтами аукционов. Но рынок так быстро набирает обороты, что никогда не знаешь, что будет завтра. К примеру, никто не ожидал, что футболку Марадоны продадут так дорого. То, как сейчас растут цены на топовые вещи, это просто безумие». 

    В 2024 г. особым спросом у покупателей пользуются футболки сборной Нидерландов образца 1988 г., когда команда выиграла чемпионат Европы. Также фанаты винтажных джерси активно охотятся за майкой сборной Нигерии с ЧМ-2018, футболкой «Ромы» образца сезона 2018/19 г. и выездной майкой «Аякса» сезона 2019/20. 

    Цель – завоевать американский рынок

    У Classic Football Shirts уже есть магазины в Манчестере и Лондоне, но глобальный план компании заключается в освоении американского рынка. Пока продажи в этом регионе составляют лишь 15% от общего объема. Летом 2024 г. бизнесмены открыли временный магазин на Манхэттене с намерением в скором времени запустить постоянные магазины в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В этом им должны помочь Морган и другие инвесторы. Пока что самым крупным из них является американская венчурная компания The Chernin Group (TCG), в мае 2024 г. вложившая в Classic Football Shirts 30,4 млн фунтов, пишет SportsPro Media. 

    TCG возглавляет бывший президент News Corporation Питер Чернин. Он руководил кинокомпанией Twentieth Century Fox в период, когда корпорация производила «Титаник» (1997 г.) и «Аватар» (2009 г.). «Как-то я отдыхал в Лондоне и обратил внимание на футболки фанатов. Они все были разными – домашняя, выездная, первая, вторая, третья формы, разные годы, разные игроки. В то время как в США вы идете на игру НФЛ или хоккейный матч, и у всех одинаковые джерси, – обратил внимание совладелец TCG Грег Беттинелли. – На следующий день я отправился в Classic Football Shirts в Лондоне. Я попал туда как раз к открытию магазина, обнаружил очередь и подумал: «Ого, это что-то стоящее».

    Интерес The Chernin Group, Алекс Морган и других инвесторов к Classic Football Shirts обусловлен не только пониманием огромного потенциала этой индустрии, но и серией крупных футбольных турниров в Америке. Летом 2024 г. в США прошел Кубок Америки, на 2025 г. здесь запланирован мужской Клубный чемпионат мира, а в 2026 г. пройдет совместный со Штатами, Канадой и Мексикой чемпионат мира по футболу среди сборных. Кроме того, в 2028 г. в Лос-Анджелесе состоится летняя Олимпиада, а на 2031 г. подана совместная заявка США и Мексики на право принять женский чемпионат мира.