Каким будет Fonbet Кубок России в сезоне 2024/25
Турнир сохранил систему с двойным выбыванием и призовые за выполнение медийных обязательствРоссийский футбольный союз (РФС) утвердил календарь группового этапа Пути РПЛ Fonbet Кубка России на сезон 2024/25. Стало известно, что турнир для команд элиты стартует матчами первого тура 30 июля и 1 августа. А последний, шестой тур группового этапа пройдет 22-24 октября. Трофей будет защищать «Зенит», победивший три недели назад в финале в «Лужниках» калининградскую «Балтику» (2:1). Подробнее о предстоящем сезоне национального Кубка, формате турнира и заработках клубов РПЛ – в материале «Ведомости. Спорта».
«Спартак» и московское «Динамо» попали в одну группу
В июне состоялась жеребьевка группового этапа Fonbet Кубка России. Команды были разделены на четыре корзины в соответствии с местами, занятыми в завершившемся сезоне РПЛ (в последнюю корзину попали также три новичка элиты из Первой лиги). По регламенту в одном квартете могли оказаться не более двух команд из Москвы и Московской области, а также не более одной команды из региона, в котором действует режим временного ограничения полетов.
Вот результаты жеребьевки:
Группа А: «Динамо» (Москва), «Спартак», «Крылья Советов», «Динамо» (Махачкала).
Группа В: «Локомотив», «Ростов», «Оренбург», «Химки».
Группа С: «Краснодар», ЦСКА, «Ахмат», «Пари НН».
Группа D: «Зенит», «Рубин», «Факел», «Акрон».
В предстоящем сезоне Кубка России было принято решение сохранить формат, который использовался в двух последних розыгрышах. Турнир снова будет разделен на два пути – Путь РПЛ с участием 16 команд элиты и Путь регионов, в котором примут участие команды низших дивизионов, а также любительские и медийные клубы.
В Пути РПЛ на групповом этапе 16 команд сыграют два круга – каждая проведет по шесть матчей. Клубы, занявшие первые два места в своих группах, отправятся в верхнюю сетку стадии плей-офф, а третья команда группы – в нижнюю сетку плей-офф. Аутсайдер каждого квартета выбывает из турнира.
Первая стадия Пути регионов пройдет по традиционной кубковой системе – с играми на вылет. Она состоит из шести раундов. В первых трех раундах примут участие любительские клубы и клубы Второй лиги (дивизионов А и Б). Начиная с четвертого раунда к турниру присоединятся клубы Первой лиги.
Противостояния в шести раундах первой стадии Пути регионов пройдут в один матч. Четыре клуба-победителя шестого раунда получат места в нижней сетке плей-офф, где сыграют с четырьмя командами элиты, которые заняли третьи места по итогам группового этапа Пути РПЛ.
Плей-офф сохранит систему с двойным выбыванием, которая получила название Double elimination. Как и в прошлом сезоне, финал Пути регионов проводится в один раунд. Команда, уступившая в двухматчевом противостоянии финала Пути РПЛ, вылетит из турнира и не будет играть с победителем первого этапа финала Пути регионов. Напомним, в первом сезоне плей-офф в формате Double elimination проигравший в финале Пути РПЛ получал еще один шанс в Пути регионов. Но перед сезоном 2023/24 от этого отказались.
К нынешнему формату Кубка России остается неоднозначное отношение, даже несмотря на то, что к нему привыкли за прошедшие два сезона. С одной стороны, команды РПЛ проводят больше матчей за счет группового турнира и по этой причине больше зарабатывают, а с другой, в определенной мере нарушается спортивный принцип. Только четыре клуба низших дивизионов получают возможность побороться за трофей с представителями элиты по итогам первой стадии Пути регионов. Кроме того, противоречит самому принципу кубковых турниров тот факт, что выбывшая (из верхней сетки плей-офф) команда получает второй шанс в нижней сетке.
Кубковый формат может измениться, а посещаемость турнира растет
У существующего формата есть свои плюсы и минусы. Президент Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков объяснял, отвечая на вопрос на эту тему.
«Новый формат Кубка России заменил еврокубки в плане болельщиков. Я высоко оцениваю новый формат. Мы это видим по турнирным интересам и количеству болельщиков, которые посещают и смотрят матчи. У клубов большая заявка и длинная скамейка. На примере «Ростова» мы видели, что в матчах Кубка играли футболисты, которые не всегда получают игровую практику в рамках чемпионата России. Поэтому они получали шанс в кубковых играх. Я обсуждал это с Валерием Георгиевичем Карпиным. Ему очень нравится этот формат Кубка России, который дает возможность получать молодым игрокам практику и прогрессировать».
Тем не менее по ходу завершившегося сезона обсуждалось возможное изменение формата Кубка России. Об этом говорил, в частности, генеральный директор московского «Динамо» Павел Пивоваров, который возглавил рабочую группу, занимавшуюся вопросом реформ в РПЛ и кубковом турнире. Но, по его словам, отказ от системы с двойным выбыванием в плей-офф не рассматривался.
В свою очередь глава отдела спонсорства Fonbet Александр Сергеев рассказывал в 2024 г. о возможном изменении формата в случае возвращения российских команд в еврокубки.
«Без еврокубков как раз можно использовать нынешний формат, но не исключаю, что с возвращением мы найдем еще более интересный вариант. Возможно, для плей-офф Кубка... Нужно думать над ростом интереса к турниру, а какой будет формат – уже не так важно. На мой взгляд, от интенсивности календаря все только выиграют – российскому футболу это нужно ради здоровой экономики».
Впрочем, не исключено, что это последний сезон в нынешнем виде для Fonbet Кубка России. Генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов сообщил, что формат кубкового турнира может поменяться уже с сезона 2025/26.
«В следующем сезоне мы фактически начнем продавать Кубок на новый цикл, – сказал Митрофанов. – Если ситуация с еврокубками не изменится, нужно будет об этом задумываться и выстраивать новый формат. Хотим принципиально изменить многие вещи. Например? Там очень много революционных историй. В том числе введение своего отдельного рейтинга, потому что сейчас жеребьевка проводится по рейтингу лиги. Дальше – изменение числа команд, которые выходят в плей-офф. Возможно, другой принцип розыгрыша этого плей-офф».
Кубок страны и в существующем формате достаточно популярен у российских болельщиков. В завершившемся сезоне матчи Кубка России посетили более миллиона любителей футбола. По данным РФС, общее количество зрителей на играх турнира составило 1 136 724 человека, и это на 26,2% выше, чем годом ранее. Самым посещаемым стал матч между «Зенитом» и «Спартаком» в Санкт-Петербурге, собравший 56 470 зрителей на «Газпром Арене».
Добавили свою аудиторию и медийные клубы, получившие возможность выступать в Пути регионов Кубка России в прошлом сезоне – 2DROTS, «Амкал» и «Родина Медиа». Игры с участием 2DROTS собирали от 2100 до 3700 зрителей, а встречу «Амкала» с «Текстильщиком» посмотрели с трибун 4900 болельщиков.
«Зенит» по итогам сезона 2023/24 заработал больше всех
«Мы заинтересованы в том, чтобы матчи Кубка смотрело как можно больше человек. Сейчас вы видите статистику – даже если матчи Кубка идут в неудобное время, а в этот же день идет матч Лиги чемпионов, статистика идет в пользу нашего соревнования. Рейтинги Кубка и чемпионата выше, чем у европейских соревнований, в том числе и потому, что наши клубы сейчас там не участвуют», – говорил Митрофанов, комментируя тему зрительского интереса.
Между тем, 2DROTS стал самым успешным представителем медиафутбола в кубковом турнире в минувшем сезоне. Команда сумела дойти до четвертого раунда Пути регионов и благодаря этому заработать 2,8 млн руб. призовых от РФС. Доход «Амкала», который выбыл уже во втором раунде, составил 600 000 руб. А вот «Родина Медиа», не сумевшая преодолеть первый раунд, осталась без призовых.
Что касается клубов РПЛ, то информацию об их заработке по итогам группового турнира сезона 2023/2024 публиковал в феврале РФС. Все 16 команд заработали в общей сумме 907,2 млн рублей. Наибольшую сумму получил «Зенит», одержавший пять побед в шести турах, – 75,7 млн руб. Столичные «Спартак», ЦСКА и «Локомотив», а также«Краснодар», «Балтика», «Оренбург» и «Ростов» получили по 66,2 млн руб, «Урал» и «Динамо» – по 56,7 млн руб, «Ахмат», «Факел» и «Сочи» – по 47,2 млн руб, а «Рубин», «Пари НН» и «Крылья Советов» – по 37,7 млн руб.
Участие в плей-офф Пути РПЛ и Пути регионов во второй части сезона увеличили заработки клубов элиты. Каждая победа имела свою стоимость. Так, попадание в полуфинал пути РПЛ приносило каждому клубу 12,65 млн руб., а выход в финал пути РПЛ – 25,3 млн руб. Попадание в следующий матч в Пути регионов, вне зависимости от стадии оценивалось в 5,38 млн рублей, а проход в Суперфинал Кубка России – 50,6 млн руб. Победитель решающей игры получал еще 75,4 млн руб.
Как подсчитал Metaratings.ru, за успешное выступление в играх на вылет победитель кубкового турнира «Зенит» заработал еще 213 млн руб. (без учета денег за выполнение маркетинговых требований). Это самая крупная сумма среди всех двенадцати участников плей-офф для клубов элиты. Финалист кубкового турнира «Балтика» получила 68,7 млн руб. Дошедший до финала Пути РПЛ и уступивший петербуржцам ЦСКА – 60,6 млн руб. Остальные команды заработали значительно меньше: «Спартак» – 36,9 млн рублей, «Динамо» и «Ростов» – по 23,9 млн, «Оренбург» – 16,7 млн, «Урал» – 16,4 млн, «Локомотив» – 9,4 млн, «Ахмат» – 9,1 млн, «Краснодар» и «Сочи» – по 1,8 млн.
Маркетинговые деньги – новая статья дохода клубов, появившаяся как раз перед прошлым сезоном. Если годом ранее в Кубке России призовые начислялись только за участие и результат, то в сезоне 2023/2024 часть денег выплачивалась за выполнение коммерческих и медийных обязательств. В частности, рекламных интеграций и работы с журналистами. Соотношение при распределении гарантированных выплат – 70% на 30%. Организаторы ввели специальную должность медиаменеджера, который приезжал на каждый матч турнира и следил за исполнением клубами обязанностей.