Как стадионы делают комфортными для людей с особенностями здоровья
Стандарты доступности проще и дешевле учесть на стадии проектированияВ апреле портал о жизни людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Disable World вместе с билетным сервисом Live Football Tickets составил рейтинг лучших стадионов Евро-2024 с точки зрения доступности среды для маломобильных групп населения (МГН). Арены оценили по пяти метрикам: процент посадочных мест для МГН, а также количество туалетов и других сервисов для болельщиков с инвалидностью. Лидером стал Олимпийский стадион в Берлине с показателем 7,5 из 10. Следом – штутгартская «MHP арена» (6,4) и мюнхенская «Альянц арена» (6,0). К слову, трибуны в столице Баварии – самые вместительные: здесь предусмотрено 227 мест для зрителей из МГН. Худшие в рейтинге – «Сигнал Идуна парк» в Дортмунде и «Фельтинс-арена» в Гельзенкирхене (по 3.0), где очень мало туалетов. Средняя же оценка по всем площадкам – 4,56. В России подобный рейтинг еще не составляли, хотя на всех крупных стадионах, построенных за последние годы, пытались создать комфортные условия для зрителей с ОВЗ.
Звоните прокурору
На чемпионате мира по футболу 2018 г. для людей с инвалидностью выделили 22 000 билетов в специальные зоны на трибунах. Кроме того, на всех аренах предусмотрели более просторные лифты, пологие пандусы, тактильную плитку и отсутствие порогов.
«В России к крупным мероприятиям строили объекты по стандартам доступности, которые предъявляли владельцы международных соревнований, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Евгений Бухаров, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), в прошлом – директор по интеграции и координации подготовки Паралимпийских игр Сочи 2014. – В Сочи их включали в технические задания и проектную документацию. Такие же требования есть у УЕФА и ФИФА, плюс к чемпионату мира подключился Центр за доступ к футболу в Европе (CAFÉ). Была создана рабочая группа по доступности, которая совместными усилиями оргкомитета, ФИФА, CAFÉ, Российского футбольного союза (РФС) и общественных объединений инвалидов доводила стадионы до ума».
По словам Бухарова, стандарты доступной среды изложены в методических руководствах РФС и КХЛ для клубов и арен. «С нынешнего года принята новая редакция стандарта РФС «Футбольные стадионы», – пояснили «Ведомости. Спорту» в службе коммуникаций РФС. – В нем существенно расширены требования к местам для людей с инвалидностью и МГН, определено минимальное количество мест для людей в инвалидных колясках, в том числе болельщиков гостевой команды». В Союзе добавили, что при каждом клубе должен быть специалист по работе с болельщиками с инвалидностью. Их аттестацию проводит РФС – это условие для получения лицензии.
В федеральном законе «О социальной защите инвалидов» тоже говорится об обеспечении беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также об административной ответственности за несоблюдение требований законодательства. Правда, почти ничего конкретного по стадионам в документе нет. Разве что не менее 10% мест на парковках возле арен должны быть предназначены для МГН. За нарушения строго не наказывают: полагается штраф 2000–3000 руб. для физических лиц и 20 000–30 000 руб. для юридических. Изготовить пандусы зачастую стоит дороже, поэтому многим проще заплатить штраф.
Требования по доступности среды изложены также в строительном стандарте, принятом в 2020 г., но он касается любых сооружений. Бухаров упоминает также приказ Минспорта, касающийся доступа на спортобъекты людей с инвалидностью. Если болельщик считает, что его права в этой сфере нарушены и он не может решить этот вопрос на месте, Бухаров рекомендует обратиться в прокуратуру, но не называет конкретных примеров подобных дел. В РФС направляют либо в клуб, который принимал матч, либо в Проектный офис устойчивого развития организации – департамент социальной ответственности, который возглавляет Алексей Смертин.
«После чемпионата мира CAFÉ совместно с РФС на базе ВОИ проводили с нашими экспертами семинар по инспекции стадионов, – продолжает Бухаров. – В начале 2019-го мы объехали все арены РПЛ и оценивали, насколько они доступны для людей с инвалидностью. Еще до чемпионата мира у РФС совместно с CAFÉ была программа по обучению офицеров по работе с болельщиками с инвалидностью, но тогда ею занимался в РФС один человек в департаменте безопасности. А сейчас создан целый департамент».
Структура занимается вопросами доступности стадионов, работает с болельщиками с инвалидностью и развивает футбол среди них. По словам Бухарова, у РФС были и остаются хорошие связи с CAFÉ, УЕФА и ФИФА.
В РФС подтвердили, что организация периодически проводит мониторинг доступности среды на аренах и воздействует на клубы, чтобы они уделяли больше внимания этой теме. В планах РФС – запуск цифровой платформы для людей с ОВЗ, где, в частности, будет информация о том, как отправиться на выезд. Кроме того, в Союзе разрабатывают положение по волонтерскому движению, где будет блок про службу сопровождения болельщиков с ОВЗ.
Первая кнопка
«Зенит» начал работать с болельщиками с особенностями здоровья еще до переезда на «Газпром арену». «На «Петровском» люди на колясках смотрели матчи с беговой дорожки около углового флажка, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Алина Новожилова, специалист клуба по работе с МГН. – Там могло уместиться человек 20. Сейчас в среднем «Газпром арену» посещают 50 болельщиков на колясках за матч. Из них 15–20 – это костяк постоянных зрителей. Часто приезжают из других городов».
«Зенит» предоставляет болельщикам из МГН и сопровождающим их лицам бесплатные билеты – заявку можно оформить через сайт. Похожие программы есть и у других клубов РПЛ.
«Из всех стадионов, построенных к чемпионату мира, я не была только в Саранске, – говорит Новожилова. – Они все доступные, там все сделано. Но смысл в том, чтобы за этим следили: лифт должен работать, а пандус – быть доступным. И с этим в последнее время начинаются проблемы: то ворота закрыты, то санузлы требуют ремонта».
В РПЛ почти не осталось старых арен, но они сильно уступают современным. В Воронеже на стадионе «Факела» места для людей с инвалидностью расположены очень низко. Возможно, проблема будет решена уже летом, когда клуб переедет на новую арену. «Оренбург» перестроил стадион в 2022-м, но продумал не все: сканер для считывания Fan ID установили на пандусе, поэтому болельщику на коляске сложно не скатиться, предъявляя билет. При этом, как утверждает Бухаров, модернизировать уже действующий объект под стандарты доступности бывает сложнее и дороже, чем предусмотреть все на строящемся.
«На стадии проектирования затраты могут быть минимальные. Например, вход с уровня земли, пандусы на эвакуационных выходах, пути без порогов, контрастная и легко воспринимаемая информация – это не так сложно. Чем раньше обращаются к специалистам, тем больше можно сэкономить», – поясняет Бухаров. И добавляет, что если клуб не видит перспектив в премьер-лиге, где высокие требования по доступности среды, то с большой вероятностью вкладываться в это направление не будет.
Некоторые относительно простые решения все же можно внедрить и на уже эксплуатируемом объекте. Например, автоматизировать с помощью электропривода открывание дверей, разместив на комфортном уровне запускающую процесс кнопку, – такой вариант тестируют на «Газпром арене». «Подобные кнопки в России и даже в Европе я не встречала, зато это распространено в Америке – не только на аренах, но в аптеках или магазинах, – говорит Новожилова. – Пока у нас такая кнопка на стадионе одна, но будем и дальше их устанавливать».
Новожилова сама передвигается на коляске и регулярно посещает стадионы в разных странах. Зимой она побывала на матчах ПСЖ, «Монако» и «Ромы», и, по ее словам, некоторые процедуры у этих клубов организованы хуже, чем в России. «В Париже было сложно получить билеты, – рассказывает Новожилова. – В России всегда можно купить обычный билет, и тебя посадят на спецместа. Непонятно, действует ли такая система в Европе. Оказалось, что у ПСЖ она все же есть – и меня пустили. Но спецместа на «Парк де Пренс» расположены неудачно: стюарды перекрывают обзор, пандус невероятной крутизны». В Риме же получить билеты можно по письменному запросу, после чего позвонить в клуб и продиктовать данные банковской карты для оплаты.
Не видеть, но слышать
МГН – это не только люди на колясках, костылях, с ДЦП или другими двигательными нарушениями. В эту категорию входят также незрячие и слабовидящие. И они тоже ходят на футбол. Чтобы следить за игрой, клубы организуют тифлокомментарий – это прямая аудиотрансляция. Такая услуга была доступна еще на Кубке конфедераций – 2017. «В среднем у нас на матчах присутствуют около 20 незрячих и слабовидящих, – рассказывает Новожилова. – На «Петровском» мы выдавали приемники и включали трансляцию «Радио Зенит», а после чемпионата мира на «Газпром арене» на всех матчах работает тифлокомментатор».
На стадионе «Фишт» в Сочи еще при проектировании предусмотрели установку индукционных петель на трибунах. Это контур, присоединенный к передатчику, который отправляет сигнал от микрофона комментатора на слуховой аппарат, если тот переключен в специальный режим. «Мы смогли внедрить индукционные петли по всему стадиону, и зрителю с нарушением слуха стал доступен комментарий в любом секторе, – добавляет Бухаров. – Для незрячих на время Олимпийских и Паралимпийских игр оборудование брали в аренду, организовали два канала тифлокомментирования церемоний открытия на русском и английском языке. Это позволило людям с проблемами зрения и слуха следить за ходом церемоний из любого сектора, а не только со специальных мест. Ту же схему использовали и во время чемпионата мира по футболу».
Некоторые технологии на российские арены еще не пришли. Например, на матчах сборной Германии и французского «Гавра» в этом году уже опробовали Touch2see. Это специальный планшет, на котором выделены контуры футбольного поля. Внутри расположен магнит, перемещающий маркер по поверхности. С его помощью незрячий болельщик может пальцами ощутить, в каком месте газона в данную секунду находится мяч. По задумке устройство работает в связке с тифлокомментарием. Уже разработаны планшеты для футбола, баскетбола и регби, позже обещают аналоги для хоккея, гандбола, тенниса и американского футбола.