На всем готовом: сколько Германия потратила на подготовку к Евро-2024

    Специально к турниру не было построено ни одного стадиона, аэропорта или вокзала
    Олимпийский стадион в Берлине построили к Играм-1936, дважды реконструировали – к чемпионату мира 1974 и 2006 гг., так что затратной подготовки столичной арены к Евро-2024 не потребовалось
    Олимпийский стадион в Берлине построили к Играм-1936, дважды реконструировали – к чемпионату мира 1974 и 2006 гг., так что затратной подготовки столичной арены к Евро-2024 не потребовалось /Zuma / ТАСС

    В сентябре 2018 г. УЕФА определился с местом проведения Евро-2024. Большим преимуществом немецкой заявки над единственным конкурентом (Турцией) стала развитая инфраструктура. Страна могла бы принять турнир буквально спустя неделю после решения: стадионы, транспорт, гостиницы – все уже работало. Нынешний Евро – тот редкий случай, когда обошлось без новостей об аврале на стройках и рисках не успеть к старту. Для УЕФА это особенно ценно, учитывая два непростых предыдущих розыгрыша. В 2016 г. чемпионат впервые пошел по новой схеме с 24 командами (вместо 16), поэтому нужно было готовить больше арен и городов. Евро-2020 вообще стал экспериментом – матчи принимали страны по всему континенту и на год позже из-за коронавируса. Турнир 2024 г. создал минимум проблем для организаторов и жителей страны-хозяйки.

    Трудности выбора

    Евро-2024 принимают 10 стадионов в 10 городах. Крупнейшие арены находятся в Берлине (71 000 зрителей), Мюнхене (66 000) и Дортмунде (62 000). Минимальная вместимость трибун – в Лейпциге (40 000). Географически турнир перекликается с чемпионатом мира 2006 г., который также прошел в Германии. 18 лет назад задействовали 12 арен в 12 городах. Из того списка исключили три стадиона – в Нюрнберге, Ганновере и Кайзерслаутерне. Впрочем, они тоже претендовали на Евро.

    «Стадион в Кайзерслаутерне не получил чемпионат Европы из-за проблем с городской инфраструктурой, – объясняет «Ведомости. Спорту» Артем Заводник, сотрудник портала Transfermarkt, живущий в Германии 16 лет. – Местные власти очень хотели бы принять турнир, это была бы хорошая инвестиция в регион. Но администрация города и местный клуб сами не потянули бы расходы – понадеялись на помощь федерального бюджета. И именно поэтому не получили Евро».

    По похожим причинам отсеяли и других претендентов. 46-тысячный стадион в Нюрнберге пришлось бы реконструировать, к тому же Бавария и так получила турнир – матчи принимает мюнхенская «Альянц Арена». С другой стороны, аргумент о географической близости объектов не сработал в случае с регионом Рейнланд-Пфальц, где на Евро задействованы четыре города – Дортмунд, Кельн, Гельзенкирхен и Дюссельдорф. Последний – единственный город Евро-2024, где не было ЧМ-2006.

    Еще одна особенность турнира-2024 – на нем хватает арен, где играют клубы Второй Бундеслиги: «Гамбург», дюссельдорфская «Фортуна», берлинская «Герта» и гельзенкирхенский «Шальке-04» («Кельн» вылетел туда по итогам сезона 2023/24). Такое распределение не часть стратегии, а стечение обстоятельств. Проигнорировать столицу организаторы не могли, а выступающий сейчас в сильнейшей лиге берлинский «Унион» играет на маленькой 22-тысячной арене. «Гамбург» вылетел из Первой Бундеслиги в 2018-м – прямо перед определением места проведения Евро. «Шальке» провалился только в 2021-м. «Фортуна», наоборот, в 2018-м попала в элиту, но продержалась там лишь два сезона.

    «У нас очень футбольный город и классный стадион, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Екатерина Гольдич, русскоязычный блогер из Дюссельдорфа, живущая в Германии 30 лет. – Состояние очень хорошее. Я была на матче «Фортуны» в мае, и к стадиону нареканий нет. Арены в Германии регулярно обновляют без привязки к Евро. Единственное, чем занимались, – это вопросы безопасности, например, поставили заградительные блоки, чтобы защитить людей от наезда машин. Они и по городу стоят».

    Наследие Игр-1936

    «Вальдштадион» во Франкфурте – формально старейшая арена из тех, что примет Евро. Ее открыли еще в 1925-м, но, конечно, с тех пор объект несколько раз сносили и возводили фактически заново. То же самое касается «МХП-Арены» в Штутгарте – ее достроили в 1933-м, но от первой версии сооружения ничего не сохранилось. Зато Олимпийский стадион в Берлине (открыли к Играм-1936) по-прежнему во многом повторяет оригинальный облик – добавились лишь массивные козырьки над трибунами. Нынешний «Фолькспаркштадион» в Гамбурге построили в конце 1990-х на месте одноименной старой арены.

    Недавно здесь прошла реновация, но не ради Евро. «За последние четыре года стадион пережил капитальную реконструкцию, – рассказывает «Ведомости. Спорту» живущий в Гамбурге футбольный журналист Мариус Сойке. – Полностью перестроили крышу, появились новые санузлы, создали больше мест для инвалидов-колясочников и установили новую звуковую систему. По моей информации, работы обошлись в 30 млн евро и были оплачены «Гамбургом», но это только на первый взгляд. В том же 2020-м клуб продал стадион городу за 23,5 млн евро, взятых из денег налогоплательщиков».

    «Сигнал Идуна Парк» в Дортмунде построили к ЧМ-1974 и серьезно реконструировали в конце XX в. Арена «Ред Булл» стоит на месте огромного «Центрального стадиона» в Лейпциге, но все же считается новым сооружением. Ее, как и «Рейн Энерги» в Кельне, «Фельтинс-Арену» в Гельзенкирхене и «Альянц Арену», открыли к ЧМ-2006. «Меркур Шпиль-Арена» в Дюссельдорфе появилась в те же годы, но не под турнир сборных.

    «Все эти стадионы связаны с клубами с богатыми традициями, – говорит Заводник. – В основном выбрали самые большие и известные арены. Самый крутой стадион у «Баварии», причем не только в Германии, но и в Европе. По атмосфере, наверное, в топе арена в Дортмунде. Некоторые стадионы прошли модернизацию, например арена в Штутгарте в прошлом году стояла в лесах. Другие же все время реконструировались и обновлялись. Так что большие бюджеты не понадобились. Инфраструктура была готова на 80–85%».

    Для тех, кому не достался билет, организаторы открыли фан-зоны, но только в городах, принимающих турнир. По словам Заводника, атмосфера на улицах сейчас очень напоминает ту, что была на чемпионате мира в России. «Я живу в Штутгарте, и за полтора месяца до старта все завесили рекламой Евро, поставили большие экраны, обустроили фуд-корты перед ними, во всех магазинах висят флажки участников Евро, продается мерч», – добавляет Артем.

    Для людей, а не для Евро

    Любой крупный турнир – это не только стадионы и фан-зоны, но и транспорт. И даже тут Германия смогла позволить себе не строить ничего специально под Евро. «У нас в Дюссельдорфе аэропорт реконструировали не так давно, – рассказывает Гольдич. – Вокзал также обновляли три-четыре года назад. Но это не связано с чемпионатом Европы. Я вообще не знаю, улучшали ли что-то именно под Евро. И так все нормально. Делают для людей».

    Четыре года назад завершилась эпопея с берлинским аэропортом «Бранденбург». Это был главный долгострой Германии. Впервые о новом терминале заговорили еще после объединения страны в 1990-м, работы начались в 2006-м и должны были закончиться спустя пять-шесть лет, но растянулись аж на 14. Виной тому – коррупция и проблемы с противопожарной системой. Почти готовый аэропорт доводили до ума еще девять лет и открыли в конце 2020-го. Без него этим летом пришлось бы туго: старенький терминал «Тегель» не справился бы с потоком болельщиков – его пассажиропоток рассчитан на 20 млн человек в год, у «Бранденбурга» в два раза больше.

    Статус главного долгостроя страны перешел вокзалу в Штутгарте. Проект масштабной реконструкции представили еще в 1994-м, а работы стартовали в 2010-м. С тех пор они не прекращаются, хотя строители обещали закончить к Евро-2024. Но в итоге открытие пройдет на год позже. «У нас в Штутгарте многие говорили, что это не лучшее время принимать Евро, – комментирует Заводник. – Приедет много болельщиков, а у нас тут перерыт весь центр города. Это самая большая стройка в Европе. Напоминает историю со стадионом в Петербурге, который тоже очень долго строили, и он дорого обошелся. Тут тоже присутствуют элементы коррупции».

    Железные дороги – главный транспорт Евро, но к его пунктуальности давно есть вопросы. Нагрузка на инфраструктуру сильно выросла, и ее давно не обновляли. Отсюда – регулярные задержки, которые за последние годы стали нормой. В 2021-м в правительстве страны признали, что лишь 50–60% всех поездов дальнего следования доходят вовремя. У поездок на короткие расстояния этот показатель выше – 90%. Тогда же главный немецкий перевозчик DB выплатил пассажирам компенсаций за опоздание на 38 млн евро. «Пустили больше поездов, – рассказывает Заводник. – Но техника и электроника давно не модернизировались. Экономили еще при правительстве [Ангелы] Меркель (канцлер Германии с 2005 по 2021 г. – «Ведомости. Спорт»). Сейчас это аукается, качество сервиса упало в последние 5–8 лет. Евро стал огромным вызовом для немецких железных дорог».

    По словам Сойке, все транспортные изменения в Гамбурге свелись к оптимизации движения и переименованию линий метро, чтобы упростить навигацию для иностранцев. «У нас торгово-ярмарочный город с большим туристическим потоком и крупным стадионом, принимающим до 50 000 зрителей, – говорит Мариус. – Так что большое количество гостей – это не что-то удивительное. К тому же чемпионат мира 2006-го прошел не так давно, и многое из того, что мы использовали тогда, работает и сегодня. Как и у Штутгарта, у нас тоже есть свой железнодорожный проект – строительство станции с поездами дальнего следования – ее возводят между главным вокзалом и стадионом. Но пока работы продолжаются».

    Евро дешево

    Расходы на Евро-2024 очень скромные. Журналисты немецкого канала ZDF и журнала Der Spiegel в совместном исследовании подсчитали, что страна потратила на организацию турнира 650 млн евро – здесь учтены деньги из федерального и регионального бюджетов. С турниром 2021-го, который прошел в 11 странах сразу (или 10, если Шотландию и Англию считать вместе), сравнивать бессмысленно. Но на фоне Евро-2016 контраст существенный. Тогда Франция только на стадионы израсходовала 1,6 млрд евро. Еще 500 млн – на инфраструктуру и 34 млн на обеспечение безопасности.

    В Германии же значительная статья расходного бюджета – это фан-зоны, на которые выделили 260 млн из 650 млн евро. Больше всех потратил Берлин (80 млн), затем идет Штутгарт (65 млн) и Лейпциг (35 млн). В аутсайдерах – Гельзенкирхен (10 млн), Кельн (14,1 млн) и Дюссельдорф (20,5 млн). В этих расходах не учтены вложения клубов для модернизации стадионов, но их можно отнести не к целевым, а к текущим тратам. Дополнительные 645 млн вложил УЕФА – это деньги на организацию трансляций и мероприятий вокруг матча, а также на логистику, персонал и судейство.

    С другой стороны, если приплюсовать расходы на объекты, которые были реконструированы или построены с нуля не к Евро, но задействованы во время турнира, общая сумма будет заметно выше. Один только аэропорт в Берлине обошелся в 6 млрд евро. Так и не открытый к чемпионату вокзал в Штутгарте стоит еще дороже – 9 млрд евро.