На Евро-2024 играют новым мячом, но от прошлой модели его отличает лишь дизайн

    Приоритет поставщика турниров сборных – чемпионат мира
    IMAGO / Beautiful Sports

    Официальный мяч Евро-2024 называется Fusballliebe, в переводе с немецкого – «любовь к футболу». Давний партнер УЕФА – Adidas – представил новинку в ноябре 2023 г. В этот раз применили технологию Connected Ball, которая поможет видеоарбитрам быстрее оценивать эпизоды. Других новшеств не анонсировали, хотя производители постоянно экспериментируют с материалами – в том числе ради зрелищности.

    Периодическое обновление ассортимента отлично стимулирует продажи. Каждый мяч, выпущенный к крупному турниру, получает оригинальный внешний вид, за ними охотятся коллекционеры и мечтают купить футболисты-любители. Иногда дизайн получается настолько интересным, что определяет облик мячей на десятилетия вперед.

    Приоритет – чемпионат мира

    Футбольные мячи прошли долгий этап эволюции. Первые модели, более или менее похожие на современные, появились в середине XIX в., когда были запатентованы вулканизация каучука и резиновые камеры. Их надували с помощью специальной трубки, а место для подкачки воздухом закрывалось шнуровкой. В таком виде мячи просуществовали несколько десятилетий. Первыми крупными производителями стали фабрики Mitre и Thomlinson’s of Glasgow, которые ориентировались на принятый в 1872 г. в Англии единый стандарт: вес – 13–15 унций (368–425 г), длина окружности – 27–28 дюймов (68–70 см). Канон переписали лишь раз, когда в 1937 г. ФИФА увеличила вес до 14–16 унций (396–453 г). Но в то время стандарты часто игнорировали, поэтому отличий между мячами хватало – это ощутили участники первого чемпионата мира 1930 г. В финале соперники даже договорились использовать разные мячи по тайму: аргентинцы начали встречу своим – и к перерыву вели 2:1, но после уругвайцы получили преимущество, забили трижды и выиграли трофей.

    В 1958 г. ФИФА впервые провела конкурс среди производителей, чтобы выбрать лучший мяч для чемпионата мира в Швеции. В организацию прислали больше сотни моделей. Через четыре года в Чили конкурса не было, и европейские футболисты жаловались на местный мяч Crack. В 1966 г. турнир прошел в Англии, где снова выбирали оптимальный спортивный снаряд из нескольких вариантов. А в 1970 г. в роли поставщика мячей к чемпионату мира дебютировал Adidas. Двумя годами раньше немецкий бренд стал партнером УЕФА и представил модель Telstar (его назвали в честь спутника, который передавал ТВ-сигнал). Этот дизайн быстро стал культовым. Мяч из черно-белых шестиугольников – это футбольная классика, которая встречается в магазинах до сих пор. Расцветка получилась не случайно, а ради удобства телезрителей: раньше мячи делали однотонными – такой было трудно разглядеть на экране.

    С тех пор Adidas остается единственным поставщиком мячей для чемпионатов мира и Европы. Но теперь у компании в приоритете ФИФА. «Глобально что-то инновационное выходит не под каждый турнир, – объясняет «Ведомости. Спорту» автор YouTube-канала «Мяч Lab» и владелец магазина футбольной экипировки Юрий Русанов. – Как правило, Евро достаются технологические объедки, а все основные фишки готовят к чемпионату мира. Для Евро выпускают почти такой же мяч, но под другим названием и с новым дизайном. Fusballliebe – это то же самое, что было в Катаре [тогда выпустили модель Al-Rihla. – «Ведомости. Спорт»]».

    Даже технологию Connected Ball уже опробовали на турнире 2022 г. Ее разработали совместно с компанией Kinexon, которая занимается сбором трекинговых данных для аналитики, отслеживая перемещения футболистов по полю. Внутри мяча встроили датчик и батарейку, которая живет до шести часов в активном режиме и больше двух недель в пассивном. Технология фиксирует соприкосновение мяча с ногой игрока, что помогает, к примеру, точнее определять офсайд.

    Боль вратарей

    Современные мячи в целом похожи на знаменитый Telstar конца 1960-х гг., но на практике изменений за полвека скопилось достаточно. На рубеже 1980–1990-х производители начали отказываться от натуральной кожи. Она впитывает влагу, что сильно утяжеляет мячи в дождь или снег. Теперь же благодаря синтетическим материалам вес практически не зависит от погоды. Еще за последние годы отказались от швов – панели, из которых состоит мяч, теперь склеивают. Количество этих панелей тоже сокращается – чем меньше, тем быстрее полет.

    Все эти новшества стали стандартом в нулевые. Тогда же к Евро-2004 и ЧМ-2010 выпустили, пожалуй, самые скандальные мячи. 20 лет назад в Португалии играли моделью Roteiro – ее полюбили полевые игроки и возненавидели многие вратари. У мяча не было привычных швов, а особое покрытие сделало поверхность более гладкой. Это позволяло наносить более точные и сильные удары, но мяч буквально выскакивал из перчаток голкиперов. Через шесть лет в ЮАР дебютировал еще более спорный Jabulani. Вратари жаловались, что мяч менял направление полета – якобы из-за смещенного центра тяжести. Его было сложнее принимать и обрабатывать из-за аэродинамических канавок на поверхности. Благодаря им максимальная скорость полета мяча выросла, как и непредсказуемость траектории.

    «В технологическом плане я бы выделил также мяч Europass, которым играли в 2008-м, – говорит Русанов. – Тогда ввели текстурированные панели, они стали шершавыми – такая гусиная кожа, которая позволяет лучше чувствовать мяч. Эта фишка прижилась, и все бренды ее подхватили». Русанов добавляет, что большинство инноваций нацелены на повышение зрелищности футбола. Мячи должны лететь точнее и быстрее – отсюда и жалобы вратарей почти после каждого крупного турнира. Впрочем, полет фантазии производителей тоже ограничен: нужно соответствовать стандартам ФИФА, проходить тесты и лицензирование.

    За мячом – в Сиалкот

    Adidas давно освоился на турнирах сборных, выпускает мячи для Лиги чемпионов, но это не единственная компания на футбольном рынке. В АПЛ доминирует Nike, в Серии А и Ла Лиге – Puma, во французской Лиге 1 – Kipsta, в немецкой Бундеслиге – Derbystar. У организаторов Кубка Америки с 2024 г. также новый партнер – вместо Nike мяч выпустила Puma. «Adidas оставался лидером, пока Nike в последние лет пять не обошла их, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Артур Мовсесян, основатель спортивного бренда Jögel, также выпускающего мячи. – Сейчас у Nike более технологичные модели. В компании говорят, что точность дальних передач и ударов повышается на 20–30%. Но ощущается мяч по-другому – более жесткий, при морозах становится даже дубовым. У Adidas полетные характеристики другие, по ощущениям он более мягкий, а его главные преимущества раскрываются в холодную погоду».

    По словам Мовсесяна, на рынке обострилась борьба патентов, каждый производитель защищает свою разработку. При этом некоторые компании продолжают работать по-старому. Например, датский бренд Select все еще шьет мячи вручную, хотя не так давно выпустил линейку с термическим соединением швов. Устаревшие технологии – вынужденная мера. Select много лет сотрудничает с фабрикой в Пакистане, где не смогли вовремя перейти на более современные методы работы.

    Именно Пакистан долго был мировым центром производства футбольных мячей. Причем речь о конкретном город Сиалкоте с населением 650 000 человек. Около 10% его жителей были задействованы в этой отрасли. До массового перехода на термическую склейку здесь выпускали 80–90% всех мячей в мире – крупные производители размещали заказы в Пакистане из-за низкой стоимости рабочей силы и налаженных торговых цепочек.

    «С тех пор все изменилась, – говорит Мовсесян. – С началом использования для более дешевых моделей машинной сшивки производство в 1990–2000-е перетекло в Китай. На тот момент там тоже была дешевая рабочая сила. А с появлением технологии «термо» китайцы перехватили рынок профессиональных мячей. В Пакистане их по-прежнему делают, но самые технологичные выпускают в КНР. По моим наблюдениям, сейчас у пакистанцев 20–30% мирового рынка. Наши мячи производятся в обеих странах».

    В Европе официальный мяч Евро-2024 продают за 120–140 евро. В России легко нарваться на контрафакт, а за оригинал придется отдать около 20 000 руб. «Футбольная форма от крупной компании иногда стоит неоправданно дорого, – говорит Русанов. – Когда ты покупаешь мяч, ты тоже платишь за бренд, но это все же серьезная разработка, она стоит денег. В отличие от джерси и бутс покупать их для каждого футболиста не нужно». Мовсесян считает, что высокая цена у самых известных брендов обусловлена стоимостью используемых материалов. Adidas и Nike очень скрупулезно относятся к контрагентам: они должны соответствовать строгим критериям. Поэтому большие бренды не доверяют производство расходников маленьким фирмам, хотя те вполне могут предложить такое же качество за меньшие деньги.

    Другие материалы в сюжете