Коварный блогер, плохая логистика и хакеры: кто создает проблемы на Евро-2024

    Матч открытия на «Альянц-Арене» обернулся сложностями для фанатов и провалом службы безопасности
    На стадионе «Сигнал Идуна Парк» в Дортмунде перед матчем Грузия-Турция из-за дождя протекла крыша /IMAGO / Nordphoto

    Германия ассоциируется с эффективностью, надежностью, функциональностью и педантичностью. Евро-2024 должен был подтвердить эти утверждения и еще больше поднять авторитет одной из самых развитых стран в мире, в том числе и с точки зрения уровня сервиса и безопасности. Но что-то пошло не так с первого же дня континентального первенства. 14 июня в Мюнхене прошла церемония открытия турнира и поединок между Германией и Шотландией (5:1). По трансляции все казалось идеальным: красочное шоу, забитый до отказа стадион, оригинальные убранства фанатов. Но реальность оказалась суровой и неожиданной. 

    Неудавшееся открытие

    Мюнхену не привыкать обслуживать большие футбольные матчи: «Бавария» регулярно оформляет солд-ауты на «Альянц-Арену», которая вмещает 80 000 зрителей. Добраться до стадиона из центра города обычно очень просто: на поезде метро, который движется на север и доставляет болельщиков на станцию ​​Фроттманинг в 10 минутах ходьбы от арены. Прежде масштабных трудностей не возникало ни на матчах Бундеслиги, ни Лиги чемпионов. Но перед стартовым поединком Евро-2024 линия метро до Фроттманинга остановилась, поезда задерживались на платформах и в туннелях, возникали давки, приводившие к стычкам между фанатами и травмам, отмечает The Athletic. 

    Вокруг «Альянц-Арены» также царил хаос. Обычно фанаты «Баварии» с помощью стрелок-указателей на билетах ориентируются, какой вход им использоваться, чтобы попасть в чашу стадиона. В матче открытия Евро мало кто понимал, куда идти, в результате чего у секторов образовывались огромные очереди. Некоторые фанаты часами бродили по улице и не понимали, как попасть на свое место. Физически сильные болельщики расталкивали остальных, и это снова привело к конфликтам и дракам. 

    Не все было хорошо и в плане безопасности. Популярный в Германии YouTube-блогер Марвин Уайлдхейдж проник перед игрой с Шотландией в подтрибунное помещение, а затем и на поле, воспользовавшись поддельной аккредитацией и китайским костюмом талисмана Евро-2024 Альберта, пишет Bild. Марвин и двое его помощников арендовали черный микроавтобус, наклеили на него логотипы спонсоров сборной Германии и национальной футбольной федерации, а также надпись Volkswagen Mobility Service. Этого оказалось достаточно для охраны. Уайлдхейдж оставался в костюме среди операторов и волонтеров прямо перед фан-блоком, пока у сотрудников Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) не возникли подозрения. 

    Уайлдхейджа и одного из его помощников задержали и передали полиции, которая конфисковала их поддельные удостоверения личности, записывающее оборудование и костюм талисмана. Прокуратура Мюнхена начала расследование. Полицейское управление города, отрицая свою вину в инциденте, переложило ответственность на УЕФА. Организаторы турнира заявили через своих представителей, что «приняли необходимые меры», включая запрет блогеру и двум его товарищам посещать все объекты Евро-2024. 

    Миллиардные убытки главного немецкого перевозчика  

    К сожалению, накладки и неприятные инциденты продолжились в других городах турнира. 16 июня в Гельзенкирхене, где Англия играла с Сербией (1:0), ведущая к загородному стадиону «Ауф Шальке» трамвайная линия вышла из строя – и многим болельщикам пришлось добираться пешком. Английские фанаты пожаловались в соцсетях, что промышленный Гельзенкирхен напоминает самое заброшенное место на планете, на что немцы ответили: «Мы выбрали Гельзенкирхен для первого матча Англии, чтобы вы чувствовали себя как дома». 

    Ситуация с общественным транспортом оказалась настолько катастрофичной, что один из болельщиков, который все же решил добраться домой на трамвае, вернулся в гостиницу на полчаса позже своего друга – тот преодолел расстояние пешком. На центральных вокзалах принимающих городов Евро-2024 также царит беспорядок и хаос: прибытие поездов не соответствует указанным платформам, объявления дикторов не слышны из-за ужасной акустики, а многие вагоны выглядят так, что их давно пора отправить на свалку. Особенно в таких условиях страдают дети и люди с ограниченными возможностями. 

    Лучше всего услуги, предоставляемые крупнейшим железнодорожным оператором не только Германии, но и Европы Deutsche Bahn (DB), описывает цитата форварда немецкой сборной Никласа Фюллькруга: «Из уважения к Deutsche Bahn я поехал в лагерь команды на день раньше». Нападающий не зря сомневался в перевозчике, потому что следовавшие из Ганновера в Херцогенаурах в тот день поезда были отменены, поэтому Никласу пришлось добираться в битком забитом вагоне вместе с ехавшими на вступительные экзамены школьниками. «Было интересно. Я поиграл с парнями в игру «Вопросы и ответы» и получил огромное удовольствие. Время пролетело незаметно», – отметил Никлас. 

    Во время проведения в Германии ЧМ-2006 финансируемая государством сеть DB считалась золотым стандартом перевозок в Европе, но компания успела сильно деградировать. DB устарела не только в плане инфраструктуры, но и расписания. Если скрипящие поезда немцы еще готовы терпеть, то постоянные опоздания вызывают негодование. Примечательно, что предоставляемые оператором услуги закреплены в конституции Германии. Ответственность за стоимость и надежность DB несет федеральное правительство, но ситуация с каждым годом становится только хуже. 

    В 2020 г. более 80% поездов прибыли вовремя, год спустя показатель составил 75%, а к лету 2023 г. уровень пунктуальности упал ниже 60%. «То, что мы испытываем сейчас, – это тяжелое бремя для давно пришедшей в упадок железной дороги, при этом объем перевозок растет, – сокрушается руководитель некоммерческой группы Pro Rail Alliance, занимающейся продвижением и улучшением железнодорожного транспорта в Германии, Сабрина Вендлинг. – Плохой уровень услуг связан с недостаточными государственными инвестициями». 

    Несмотря на то, что DB насчитывает более 200 000 сотрудников, по всей Германии наблюдается значительная нехватка водителей – не только поездов, но и автобусов, и грузовых автомобилей. Неудивительно, что DB зафиксировал в 2023 г. убытки в 2,35 млрд евро, что значительно выше, чем также показатель 2022 г. – 227 млн евро, констатирует Die Zeit. 

    Хакерские атаки

    Вопросы безопасности, комфорта и качества услуг продолжают оставаться актуальными. Перед матчем первого тура группового этапа Грузия – Турция (1:3) в Дортмунде подрались болельщики команд, которые затем выясняли отношения и во время поединка – представители правопорядка не позаботились об установлении мощных заграждений между фанатскими секторами, пишет Bild. Драка, сопровождавшаяся запуском друг в друга петард и ракет, прошла на фоне сумасшедшего ливня на «Сигнал Идуна Парк». Крыша не выдержала, тонны воды полились с огромной высоты прямо на зрителей. 

    Недовольны и телезрители. В Германии большинство игр были разделены между основными вещателями ARD, RTL и ZDF, тогда как все поединки можно эксклюзивно посмотреть на потоковом сервисе MagentaTV Deutsche Telekom. Стоимость подписки на месяц составляет всего 10 евро, но возникла проблема – во время попытки болельщиков оформить услугу на сервисе, появлялось сообщение «Вы в очереди», пишет T-Online. 

    Похожая проблема возникла и в США. Эксклюзивными правами на показ матчей Евро-2024 в этом регионе обладает Fox Sports – большинство игр транслируется по основной эфирной сети или кабельному каналу FS1. Но трансляция пяти матчей была передана по сублицензии потоковому сервису FuboTV, что возмутило болельщиков. Подписка на сервис стоит дорого даже для Штатов ($79,99 в месяц), а качество трансляции хромало. В частности, во время одного из матчей Евро-2024 были технические проблемы с графикой – отсутствовала плашка со счетом, а трансляция часто подвисала, подчеркивает Front Office Sports. 

    В Польше болельщики не смогли увидеть стартовые минуты матча своей команды против Нидерландов 16 июня из-за хакерской атаки. Сигнал на Telewizja Polska после DDOS-атаки – одного из наиболее часто используемых хакерами методов – был восстановлен в течение нескольких минут, сообщил Next. А вот жители Украины не увидели больше 30 минут матча своей сборной против Румынии (0:3) на стриминговом сервисе Megogo. Отсутствие сигнала с 57-й по 89-ю минуту матча пресс-служба канала объяснила «плохими погодными условиями, вследствие чего произошел технический сбой в сети доставки контента». Извинений или компенсации клиенты сервиса не дождались. 

    Другие материалы в сюжете