«Можно убить газон, даже не проведя матч». Как выхаживают футбольные поля на современных аренах
Комфорт для зрителей – сложности для агрономовВ этом сезоне «Сочи» пока играет неудачно – команда одержала только две победы в семи турах и находится в нижней части таблицы. Клуб вынужден оправдываться не только за качество игры и посредственные результаты, но и за неудовлетворительное состояние газона на домашней арене. С каждым матчем проплешин становилось все больше, а отскок мяча – непредсказуемее. В конце августа на «Фишт» даже приехала комиссия РПЛ, чтобы оценить качество покрытия. А 4 сентября общее собрание лиги поменяло кругами матчи сочинцев со «Спартаком»: в минувшие выходные команда сыграла на выезде (0:1), апрельская встреча 24-го тура состоится дома. В таком случае пауза для стадиона растянется аж до 4 октября. Этого должно хватить, чтобы трава снова отросла.
«С 2017-го каждый год проблемы в августе и сентябре, – объяснял в интервью «РИА Новости» руководитель арены Вениамин Богомолов. – В России отсутствовал опыт укладки полей в субтропическом климате, применялась технология, используемая по всей России. Почва прогревается до плюс 30 градусов, что не дает корневой системе стабилизироваться». Проблема с травой на «Фиште» хроническая, но это лето в Краснодарском крае выдалось жарче обычного – и это сильно навредило газону.
Солнечный удар
«Фишт» построили к Олимпиаде-2014, футбольной арена стала к Кубку конфедераций в 2017-м и активно использовалась во время ЧМ-2018. Работы по укладке газона выполняла компания «Интерcпортcтрой», и, по словам Владимира Данилова, отвечавшего в оргкомитете турнира за подготовку футбольных полей, сложности возникли уже тогда.
«На чемпионате мира у нас не было более проблемной площадки, чем стадион «Фишт», – рассказывает он в интервью «Ведомости. Спорту». – Мы ожидали, что что-то подобное [нынешним проблемам] рано или поздно произойдет. Все виды газонных трав подразделяются на холодолюбивые и теплолюбивые. Черноморское побережье – зона переходного климата. В июле и августе условия подходят для теплолюбивых трав, а в остальные месяцы – для холодолюбивых. А перейти с одного сорта на другой времени нет».
По словам Данилова, это не уникальный случай. С такими же особенностями климата сталкиваются стадионы в Батуми, Трабзоне, Стамбуле и других городах Черноморского региона. Агрономы вынуждены решать проблему так: к июлю доводят газон до идеального состояния и за два оставшихся месяца лета просто наблюдают за ним в надежде, что от травы что-то останется. Но трибуны «Фишта» прикрывает полупрозрачный козырек, который создает парниковый эффект. Чтобы остудить поле, его даже продувают: над поверхностью натягивают защищающие от солнца покрывала, под которыми включают вентиляторы.
«На арене не предусмотрена штатная система охлаждения поля, – добавляет Данилов. – Ее можно сделать, и она не слишком дорого обошлась бы, но во время реконструкции такой задачи не было. Инфраструктура должна была соответствовать требованиям ФИФА, а там про охлаждаемое поле ничего не сказано».
Единственным существенным недостатком газона в Сочи эксперт называет тонкие волокна системы укрепления, когда натуральное поле прошивают искусственными нитями. За семь лет они могли износиться.
Наследие ЧМ-2018
Сегодня все клубы РПЛ, за исключением «Оренбурга», проводят домашние матчи на натуральных полях. К концу сезона, возможно, закончится реконструкция воронежской арены «Факел». Если весной на нее переедет одноименная команда, то игрокам придется перестраиваться – в отличие от Центрального стадиона профсоюзов на обновленном объекте положат искусственное покрытие. Восемь клубов Премьер-лиги играют на аренах ЧМ-2018. У других команд (например, «Динамо», ЦСКА, «Краснодар») тоже современные домашние стадионы. Поля на них строились с применением современных технологий. И хотя к покрытию регулярно возникают претензии у игроков и болельщиков, ситуация заметно лучше, чем на старых аренах.
«Я работаю с футбольными полями 12 лет, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Павел Куприянов, главный агроном «Екатеринбург Арены». – За это время в мире в плане ухода за газоном ничего радикально не поменялось, но в России мы сделали скачок благодаря чемпионату мира. В рамках подготовки проводилось большое количество обучающих семинаров, которые позволили вырастить много новых специалистов, компетентных в вопросе ухода за спортивными газонами. Раньше только несколько стадионов в стране были достаточно укомплектованы всем необходимым оборудованием. Сегодня таких объектов больше. Речь не только об аренах, которые принимали матчи турнира, но и о тренировочных полях».
Конечно, за последние пять лет в мире появились новинки. Например, на смену бензиновым приходят электрические газонокосилки – они тише и экологичнее. Но в целом, по словам Куприянова, лучшие арены в России по качеству поля не отстают от европейских стадионов. Подогрев, системы искусственной досветки и прошивка натуральной травы синтетическими нитями – это обязательные составляющие современного футбольного газона. Роль агрономов тоже очень весомая, добавляет Куприянов. Можно вкладывать миллионы в строительство полей, но без квалифицированной службы эксплуатации инвестиции будут напрасными.
Между тем в России обслуживанием полей часто занимаются не клубы или управляющие организации арен, а сторонние фирмы. Например, так поступили в Казани, где газон «Ак Барс Арены» (построили к Универсиаде-2013) много лет был похож на огород. Сейчас таких претензий нет. В руководстве стадиона объяснили это сменой подрядчика, теперь газоном заведует фирма «Футбольные поля», которая также работает на домашних аренах ЦСКА, «Спартака» и «Химок».
В интервью порталу «Бизнес Online» директор «Ак Барс Арены» Радик Миннахметов рассказал, что поле полностью не меняли, а лишь сняли верхние слои. Работы оценили в 3,5 млн руб.
Рулон или сеянный?
Большие стадионы принимают не только футбольные матчи, но также концерты и прочие массовые мероприятия. Для агрономов это дополнительная головная боль.
«У нас в Екатеринбурге поле работает всегда: проходят концерты, фестивали и даже дни йоги, – говорит Куприянов. – К этим мероприятиям поле тоже нужно готовить, но не так, как к футбольным матчам. В преддверии концертов мы замедляем рост, чтобы трава не вымахала под покрытием и не начала душить саму себя – ведь ей приходится около недели проводить взаперти. Для этого вносятся соответствующие препараты. Они не только замедляют рост, но и направлены на профилактику заболеваний, которые могут очень стремительно развиваться в закрытой среде. Работа начинается задолго до выступления. У нас могут еще идти футбольные матчи, но мы уже готовим поле под концерты – за месяц или даже полтора до мероприятия».
И все же российские арены используются не так интенсивно, как крупнейшие спортивные объекты Европы и США. Там тоже ведут ожесточенную борьбу за целостность покрытия после очередного концерта, хотя некоторые стадионы решают проблему иначе – просто перестилают траву. «Самый известный кейс – стокгольмская Friends Arena, – рассказывает Данилов. – Там проходит какое-то космическое количество мероприятий в год и не запариваются с сохранностью газона. Его регулярно срезают и кладут новый».
При постоянной смене газона чаще всего используют рулонную траву. В этом и заключается ее главное преимущество по сравнению с выращенными полями – такой газон можно быстро положить, но есть нюансы.
«Есть такое заблуждение – кинул рулон, и на нем сразу можно играть, – добавляет Данилов. – Получится, как это было в 2008-м на московском финале Лиги чемпионов или на матче Россия – Голландия на Евро. Посмотрите, какое там было качество газона. А все потому, что после группового этапа его перестилали. Должно пройти три-четыре недели, чтобы трава прихватилась и приросла. А вырастить сеянный газон можно за шесть недель. Так что по времени разница небольшая».
Но иногда рулонный формат выручает. Например, к тестовому матчу перед Кубком конфедераций на новой «Газпром Арене» в 2017-м поле оказалось в ужасном состоянии – куски дерна вылетали из-под бутс футболистов «Зенита» и «Урала». Пришлось за оставшееся до турнира время уложить на арене рулонный газон. Он прослужил четыре года, пока в 2021-м его не поменяли.
Шоковая заморозка
В Екатеринбурге, пожалуй, самые сложные климатические условия для проведения матчей РПЛ. И система подогрева поля спасает не всегда. По словам агронома арены, при температуре ниже минус трех-пяти градусов ее эффективность снижается – корневая зона прогревается достаточно, но ветер моментально уносит тепло с поверхности. В этом случае выручают защитные материалы – ими накрывают газон, чтобы сохранить тепло. Но тут возникает другая проблема – в момент открытия газона трава испытывает резкий перепад температур.
«Происходит шоковая заморозка, – продолжает Куприянов. – Трава может выпасть за один день или даже несколько часов. И у нас бывали случаи, когда мы открывали поле в морозную погоду, не зная, состоится ли матч. За час до его начала судья может принять решение о переносе игры, а нам от этого не легче. Мы уже подготовили поле за четыре часа до матча. И даже если игра не состоится, поле уже получило порцию холода. Даже если мы его закроем, на следующий день газон может быть сильно испорчен. Это к вопросу о том, можно ли убить поле за один матч. Можно убить газон, даже не проведя игру».
Проблемы при эксплуатации создает не только климат. Современные арены могут быть очень комфортны для зрителей, но не для газона. Как ни странно, вырастить качественное покрытие и поддерживать его в оптимальном состоянии на питерском «Петровском» с открытыми трибунами гораздо проще, чем, например, на современной «ВЭБ Арене» в Москве. Новые большие стадионы создают не лучшие условия для травы. Козырьки закрывают от солнца часть поля, а высокие трибуны ограничивают свободную циркуляцию воздуха. Все это мешает росту и подбрасывает дополнительные проблемы агрономам.
«Я работаю на двух стадионах – «Екатеринбург Арене» и реконструированном в 2015-м «Стадионе академии ФК «Урал», – делится опытом Куприянов. – Мы используем одни и те же инструменты, химию, удобрения, средства защиты растений и семена. Но при этом поле, находящееся в закрытой чаше, требует более тонкого подхода и больше внимания: где-то нужно досветить, где-то дополнительно проветрить или пролить. На «Стадионе академии ФК «Урал» в этом плане гораздо проще – микроклимат однообразен на каждом участке поля. На «Екатеринбург Арене» все прекрасно на северной части стадиона, потому что туда не падает тень от крыши, но южная часть может выглядеть не так привлекательно и несколько хуже держать нагрузки».
Данилов согласен, что микроклимат на современном стадионе недружелюбен к полю. Как раз по этой причине на «Газпром Арене» установлен выкатной газон – иначе вырастить траву было бы почти невозможно. С похожими проблемами сталкиваются и на динамовской «ВТБ Арене», где с одной стороны поле затененное и влажное, а с другой – дует ветер и попадает солнце. «Развитие технологий по уходу за газоном с этого и началось – все стали строить арены с козырьками, а трава внутри растет плохо. Агрономы стали думать, как это побороть», – резюмирует Данилов.