«Абонементы теперь не самоцель». Как меняется взаимодействие клубов РПЛ с аудиторией при Fan ID

    «Зенит» расширяет кейтеринг, «Спартак» удлиняет козырек над трибунами, «Рубин» демпингует
    «Зенит» лишился поддержки «виража», но стал больше внимания уделять привлечению новой аудитории
    «Зенит» лишился поддержки «виража», но стал больше внимания уделять привлечению новой аудитории /Алена Яшина / ФК «Зенит»

    Футбольное удостоверение личности, обязательное для посещения стадионов, отлично сработало на Кубке конфедераций – 2017 и чемпионате мира – 2018. Тем более тогда его обладатель получал ряд преимуществ – например, бесплатный проезд на общественном транспорте и между городами, а иностранцы – безвизовый въезд. В чемпионате России специальный документ для посещения стадионов никаких льгот не дает, и его введение восприняли в футбольном сообществе неоднозначно. Тем не менее система уже введена на всех аренах РПЛ, и клубы постепенно перестраивают схему работы с аудиторией с учетом новых обстоятельств. 

    От календаря до «Лады»

    На старте сезона 2022/23 карту болельщика (Fan ID) ввели на пяти стадионах лиги – «Екатеринбург арена», «Нижний Новгород», «Ростов арена», «Самара арена» и «Фишт» (Сочи). С весны документ требовался уже повсеместно, что отразилось на посещаемости. Антирекорды ставили и те клубы, для которых Fan ID стала обязательным условием попадания на стадион еще летом 2022-го. Например, игра «Крылья Советов» – «Пари НН» привлекла 2324 зрителя. Эффект был ожидаемым: еще за несколько месяцев до внедрения новшества активные фанаты объявили о бойкоте матчей, да и процедура получения карты с обязательным посещением МФЦ выглядела слишком сложной. Ее высмеивали даже клубы. Например, в феврале 2023 г. ЦСКА выпустил ролик, где полузащитник Максим Мухин за полторы минуты объяснил, как оформить Fan ID: «карту болельщика хвалят даже депутаты», «всего каких-то пару часов, и фото загружено» и «как же хорошо, что появился еще один повод посетить МФЦ». Упреки сочли резонными даже чиновники. В марте обладатели 10-летних загранпаспортов и смартфонов с NFC-модулем получили возможность оформить карту удаленно. А в мае, после указания президента, процедуру упростили для трех категорий болельщиков: детей до 14 лет, пенсионеров и инвалидов – им теперь тоже не надо ходить в МФЦ.

    Клубы в меру возможностей тоже пытались сгладить эффект от введения Fan ID. Зимой «Химки» (на тот момент – участник РПЛ) пообещали первым 20 оформившим карту фирменные календари и участие в розыгрыше. Победителю позволили нанести символический удар по мячу в начале матча, за второе место ребенок призера вышел на игру вместе с футболистом, а за третье полагались два билета в VIP-ложу. Призы обещал и «Спартак» – атрибутику с автографами, билеты на матчи и в клубный музей. Но, пожалуй, самое щедрое предложение было у «Зенита». Для участия в розыгрыше Lada Granta нужно было не только оформить карту болельщика, но и посетить два матча – против «Пари НН» и «Химок». Ключи от авто вручили в начале апреля на игре с «Уралом». 

    Абонемент – не самоцель

    В межсезонье российские клубы столкнулись с новым вызовом. Продавать абонементы стало сложнее – обычно их покупают самые активные болельщики, а у большинства команд фанатское ядро продолжает бойкотировать матчи. В «Зените» «Ведомости. Спорту» сообщили, что в этом сезоне абонементов куплено меньше, чем год назад. На начало августа реализовано около 4000, хотя летом 2022-го цифра была значительнее – 10 000, а до коронавируса и по 15 000. Не спасло даже снижение цен – 6900 руб. вместо 7200 (а при продлении 6200 вместо 7000). Нисходящую динамику продаж в клубе объясняют не только появлением Fan ID, но и «изменением портрета и поведения аудитории». В «Зените» утверждают, что теперь на стадион приходят новые болельщики, которые пока не привыкли покупать абонементы. Обычно они приобретают билеты за два-три дня до игры. Впрочем, увеличение доли таких зрителей тоже следствие внедрения карты болельщика.

    «Абонементы остаются важной составляющей билетной программы, – подчеркнули в пресс-службе «Зенита», – но теперь не являются ее самоцелью: в первую очередь акцент делаем на общую посещаемость домашних матчей, чтобы постараться сохранить ее на уровне предыдущих лет. Сегодня для нас нет разницы, как приходит на стадион болельщик: по билету или абонементу».

    В клубе утверждают, что теперь на стадион ходит более семейная аудитория, а соотношение мужчин и женщин на трибунах почти сравнялось (55 и 45%). «Зенит» надеется привлечь также молодежь, приглашая на матчи стримеров, блогеров и популярных музыкант ов. Также клуб выделяет квоты для разных социальных групп и снизил цены на билеты по некоторым категориям. Для тех, кто впервые идет на футбол с Fan ID, перед «Газпром ареной» открыли пункт оформления карт болельщика.

    В 2023 г. «Зенит» обновил matchday-программу. Еще весной на фанатском секторе установили сцену. В случае если «вираж» (так называют фанатское движение петербургского клуба. – «Ведомости. Спорт») вернется на трибуны, ее перенесут, но пока она функционирует даже на матчах Кубка России, где еще не требуется Fan ID. Сцену задействуют во время предматчевых концертов, которые проходят в рамках двухчасового «Фан-променада» – тематической культурно-развлекательной программы с едой, конкурсами и прочими активностями, традиционно предваряющей игры «Зенита». Такой формат взаимодействия с публикой внедрили вскоре после открытия арены, чтобы мотивировать болельщиков приходить раньше, а не к стартовому свистку. Это должно было сократить время ожидания на контроле. Сегодня же «Фан-променад» превратился в еще один способ привлечь зрителя, для которого 90 минут матча недостаточный повод заморачиваться с оформлением нового документа.

    «В новом сезоне мы разнообразили национальное представительство в плане питания на стадионе, – отметили в клубе. – Каждый желающий может попробовать помимо привычной европейской кухни японскую и турецкую кухни – эта мультинациональность кейтеринга также становится одним из драйверов для покупки билетов на матчи «Зенита». Кроме того, клуб рассчитывает на дополнительную поддержку от иногородних. Для этого клуб сотрудничает с турагентствами и отелями, позиционируя «Газпром арену» в качестве достопримечательности, которую обязательно должен посетить гость города.

    Эффект от этих мер еще предстоит оценить. В новом сезоне «Зенит» провел дома только один топ-матч, где требовалась Fan ID, – против «Динамо». 6 августа команда Семака принимала «Динамо», и тогда на трибунах собралось 24 672 болельщика. Весной с этим соперником петербуржцы встречались дважды. В марте в Кубке (без Fan ID) в будний день на стадион пришло чуть больше 31 000, а в апреле в субботу в чемпионате, где документ обязателен, – почти 28 000. То есть посещаемость пока чуть ниже, чем в сезоне 2022/23. А ведь до пандемии «Зенит» собирал под 60 000 даже на встречах с менее статусным «Ростовом». 

    Длинные козырьки

    Московским клубам новые правила посещения стадионов тоже осложнили работу с болельщиками. В конце июля Telegram-канал «Мутко против» писал, что за день до старта РПЛ в столице продано около 9000 абонементов.

    По 3000 пришлось на «Динамо» и «Спартак», 1300 – на ЦСКА, 1000 – на «Локомотив». Железнодорожники даже снизили стоимость – самый дешевый абонемент стоил 5000 руб. вместо 6000. У «Спартака» цена сезонных билетов не изменилась – от 8600 руб. или от 7600 при продлении. Да и в клубе утверждают, что катастрофического падения продаж нет.

    «На конец прошлого сезона с паспортом болельщика было реализовано 3000 абонементов. Сейчас реализовано около 3300. Видим рост в 10%, продажи еще продолжаются», – комментирует ситуацию «Ведомости. Спорту» руководитель пресс-службы «Спартака» Дмитрий Зеленов.

    При этом многие фанатские объединения по-прежнему отказываются посещать матчи. В новом сезоне команда дважды сыграла дома – против «Оренбурга» и «Балтики», собрав в среднем по 11 000 болельщиков. Показатели сопоставимы с цифрами годичной давности, когда Fan ID на московских аренах еще не ввели.

    «Активные фанаты придерживаются бойкота, поэтому клуб занимается привлечением новой аудитории, – отмечает Зеленов. – Мы уважаем позицию фанатов, но команде нужна поддержка, и мы благодарны всем, кто приходит на стадион. Работаем над тем, чтобы болельщиков было еще больше».

    Для этого клуб сотрудничает с детско-юношескими учреждениями, обновляет программу matchday, предлагает скидки для участников программы лояльности и т. п. Самым значительным новшеством должна стать реконструкция стадиона. На «Открытие банк арене» увеличат козырек, прикрывающий трибуны. Это избавит зрителей верхнего яруса от сквозняка. Кроме того, на трибуне С появятся места повышенной ко мфортности наподобие ресторанной зоны на противоположной трибуне А. Работы планируют завершить к зиме.

    Рекорды «Факела» и «Балтики»

    Новая система доступа на трибуны ударила прежде всего по топ-клубам в больших городах, где выше конкуренция в сфере развлечений. Клубы скромнее справляются с ситуацией лучше. Воронежский «Факел» второй год подряд собирает очереди из желающих купить билет на целый сезон. В сезоне 2022/23 клуб продал 11 300 абонементов (при вместимости стадиона под 20 000), а к старту нового розыгрыша РПЛ – около 10 000. Ажиотаж можно отчасти объяснить долгим отсутствием клуба в высшей российской лиге (не играл в ней 21 год). При этом ничего сверхъестественного «Факел» для привлечения болельщиков не делает: небольшие концерты, фото-зоны, аквагрим для детей и культовый (работает на матчах с 1999-го) талисман команды Бобер Фаворит. Абонементы стоят недорого: девять игр первой половины сезона можно посмотреть за 2678 руб. (для детей скидка 20%).

    В «Оренбурге» не раскрывают статистику по продажам, но утверждают, что провала по сравнению с прошлым годом не случилось. «У нас высокий процент оформивших карту болельщика, и снижение темпов продаж абонементов и билетов если и произошло, то в рамках арифметической погрешности, – рассказывает «Ведомости. Спорту» глава клубной пресс-службы Алексей Сорокин. – У нас небольшой город, небольшой стадион, и наши постоянные болельщики в основной массе оформили карту болельщика. Фан-сектор традиционно не оформил карты, мы вынуждены были принять их позицию, но на том же месте новые ребята организовали свой сектор активной поддержки».

    Если «Оренбург» успел более-менее адаптироваться к Fan ID, то «Рубин» сталкивается с этой системой только сейчас, ведь в сезоне 2022/23 команда играла в Первой лиге, где карта болельщика не нужна. Нивелировать негативный эффект от внедрения обязательного документа решили с помощью низких цен. Самый дешевый абонемент можно купить всего за 700 руб., причем в подарок к нему полагается шарф, который стоит почти столько же. В руководстве поначалу жаловались на низкий спрос на абонементы – в июле гендиректор клуба Александр Айбатов связывал плохие продажи как раз с картой болельщика. Но повышенный интерес к домашнему матчу со «Спартаком» все же вселил в менеджера оптимизм. «Практически 18 000 болельщиков, многие из них – болельщики гостей. Атмосфера очень хорошая, вопросов нет. «Рубину» и «Балтике» (еще один новичок РПЛ. – «Ведомости. Спорт») нужно дать какое-то время на моменты, касающиеся посещаемости. Процесс идет, есть неплохая динамика по получению Fan ID», – рассказал Айбатов в интервью «Чемпионату».

    К слову, «Балтика» в отличие от «Рубина» заметно повысила цены – в 1,5–2 раза. Самый дешевый абонемент теперь стоит 4200 руб. вместо 2800. Возможно, к этому подтолкнул не только первый за четверть века выход в РПЛ, но и впечатляющая посещаемость одного из матчей сезона 2022/23. В мае в Калининграде установили рекорд Первой лиги, когда на встречу с «Рубином» пришли 36 000. Но это было без Fan ID. Пока «Балтика» домашних матчей с грандами не проводила – играла только с «Факелом» и собрала на трибунах около 11 000.