Ни одного родного болтика: кто и как строит автомобили для дрифт-гонок
В топ-чемпионате соревнуются машины стоимостью до 15–20 млн рублейВ октябре завершился очередной сезон Российской дрифт-серии (РДС) – на этот раз мероприятием нового формата. Впервые на Кубок России, в Ростов-на-Дону, съехались лучшие представители двух чемпионатов – топ-серии RDS GP и младшей RDS Europe. Главные дрифтеры страны сражались на трассе, построенной организаторами возле футбольной «Ростов арены». За уикенд на трибунах побывало 3265 зрителей, хотя билеты появились в продаже за пару недель до события.
Владелец и руководитель РДС Дмитрий Добровольский остался доволен экспериментальным стартом. «Мы увидели, что пилоты RDS Europe могут на равных бороться и побеждать признанных мэтров RDS GP, – говорит он в интервью «Ведомости. Спорту». – Настолько вырос уровень мастерства. Уже несколько пилотов и команд младшей серии выразили желание принять участие в RDS GP 2025 г. Мы рассматриваем заявки и вскоре определим, кого сможем допустить в главный чемпионате страны».
Новое событие в календаре не единственное достижение РДС в 2024 г. Старты двух серий за сезон собрали на трибунах 75 000 зрителей, а три этапа RDS GP показали 20% роста посещаемости. Число просмотров контента на собственной ОТТ-платформе РДС RDS TV выросло на 22,5% – во многом благодаря внедрению новых форматов, а доля сезонных подписок от общего объема просмотров – до 44%. «В этом году удачным можно назвать эксперимент по обновлению пятничных новостных эфиров, Pre-Race Show и выпусков «РДС Изнутри», рассказывающих о закулисной жизни команд», – говорит Добровольский.
Частично обновился и состав участников двух дрифт-серий. Среди 29 пилотов RDS GP было три полноценных дебютанта – и один из них, 30-летний Артем Шабанов из команды TimeUp, стал чемпионом. В RDS Europe соревновались 29 новичков (из 84 пилотов). И едва ли не впервые в истории российского дрифта за один сезон случилось так много автопремьер. В топ-серии – семь новых машин, в младшей – восемь. «Ведомости. Спорт» разбирается, как строят автомобили для дрифта и сколько это стоит.
Немецкий порядок
35-летний Андрей Астапов из Lukoil Racing Drift Team проехал чемпионат-2024 на новом автомобиле, который он сам построил к старту сезона на базе купе BMW E92. Купил машину в Москве два года назад за 450 000 руб. – с пробегом 30 000 км, но практически разобранную на запчасти. «У нас были очень ограничены сроки, за четыре месяца нужно было подготовить новый автомобиль, этого требовал контракт с командой, – рассказывает Астапов «Ведомости. Спорту». – Мы все делали вдвоем, не спали, не ели, неделями не бывали дома, жили в сервисе, хотя что-то, конечно, отдавали на аутсорс».
В итоге от BMW остался только кузов, признается Астапов, остальное либо собственные разработки, либо приобретенные у других компаний детали. Причем около 50% – российского производства, даже часть комплектующих мотора. «У нас в Екатеринбурге делают секвентальные коробки передач (допускает только их последовательное переключение. – «Ведомости. Спорт»), Gearset называются, – добавляет Астапов. – Они удерживают по 1000 лошадиных сил и больше и отлично себя показывают. Сейчас эти же ребята начинают производить редуктор, а раньше мы все были привязаны к иностранному бренду. Вообще, за последние два года появилось очень много российских компаний, которые успешно занимаются импортозамещением».
BMW для сезона-2024 уже третий «боевой» автомобиль собственного производства Астапова. Первую машину для дрифта он построил, еще когда был менеджером в автосалоне и брал отгулы, чтобы съездить на соревнования. «Как-то я в очередной раз отпрашивался на три дня, и мне предложили руководящую должность – мол, и не надо гонять, я отказался, – вспоминает Андрей. – А потом передо мной поставили выбор – или гонки, или работа. Я выбрал первое».
Астапов пошел ва-банк – пять лет назад у него не было ни контракта с большой командой, как сейчас, ни средств для участия в гонках, но был автомобиль. Он построил его на базе Lexus IS 200, который пригнал из Тюмени за 405 000 руб. Около полутора лет собирал нужные запчасти, смотрел тематические видео на YouTube, читал форумы, а затем за три месяца установил все на машину. Чтобы поехать на первые соревнования, Астапову пришлось обратиться к подписчикам в соцсетях – и они быстро помогли собрать необходимые тогда 200 000 руб.
Параллельно Астапов запустил собственный бизнес – стал делать комплекты обвесов для дрифт-автомобилей. Продукт оказался популярным, причем не только в внутри страны. «Сейчас весь мир дрифтит, это одно из основных хобби у молодежи, как раньше BMX или скейтинг, – рассуждает Астапов. – В России, например, каждые выходные проходит дрифт-мероприятие, и не в одном регионе. Если я сам не гоняюсь, то участвую в соревнованиях как судья. У меня за лето максимум одна свободная дата в уикенд».
Оценить стоимость первого построенного им автомобиля Астапов затрудняется – его пришлось много раз дорабатывать, но сейчас на машину, которая будет конкурентна (т. е. управляема, быстра и надежна) в RDS GP, придется потратить от 15 млн руб., говорит он. «Финальная цена зависит от целей и бюджета заказчика, – уточняет Астапов. – Можно собрать дрифт-автомобиль и на 5 млн [руб.], просто в нем будут использоваться не гоночные решения уровня RDS GP. Допустим, не омологированный бак за 200 000 руб., а стандартный и т. д.».
При этом за последние годы в России сильно вырос уровень производства дрифт-автомобилей, считает Астапов. «Раньше к нам приезжали соревноваться японцы, мы ходили разглядывать их машины – вау, как круто! А теперь смотришь на какие-то их решения и думаешь – такой колхоз», – говорит он.
Японская кухня
Самый дорогой автодебютант сезона-2024 – машина 38-летнего Гочи Чивчяна, построенная на базе свежей (2022 г.) модели Nissan 400Z. Четырехкратный чемпион RDS GP, пилот и владелец команды Takayama Forward Auto впервые сменил легендарный Nissan Silvia, за рулем которого одержал множество побед, на новую машину – и стал призером трех этапов чемпионата, а также выиграл Кубок России.
Выбирая базовый кузов для будущего дрифт-автомобиля, команда Чивчяна изучила много вариантов – в основном из ассортимента японских производителей. «Infiniti Q60 мне внешне не очень приглянулась, а на Z-ке я уже ездил – и мне понравилось, – объясняет Гоча в интервью «Ведомости. Спорту». – Плюс мы посмотрели, что эта модель популярна на рынках Японии и Америки, т. е. кузов будет доступен долгое время. Это важно, потому что при постройке автомобиля мы используем много собственных разработок, а наши инвестиции должны амортизироваться как можно дольше».
Технические характеристики Nissan 400Z Чивчян считает оптимальными для создания конкурентного дрифт-автомобиля. «Много важных моментов, – продолжает он. – Многорычажная подвеска спереди, очень большие колесные арки, крепкий каркас, большое подкапотное пространство, посадка водителя ближе к задней части, т. е. более правильная развесовка машины». При этом в гоночной версии от базового автомобиля сохраняется только рама, говорит Чивчян: «Даже ни одного родного болтика не остается». Зато при постройке используют много запчастей собственного производства.
Чивчян начал участвовать в дрифт-соревнованиях больше 10 лет назад, не раз выступал в зарубежных чемпионатах, а сейчас он главная звезда российского дрифта – самый титулованный и популярный (больше полумиллиона подписчиков в соцсетях) гонщик страны. Пять лет назад в интервью Forbes он признавался, что содержать команду в RDS GP помогает семейный бизнес (сеть магазинов запчастей «Форвард авто» и техмаркет «Вираж»), а в 2023-м менеджер Takayama Forward Auto рассказывал «Ведомости. Спорту», что расходы покрывают поступления спонсоров.
Кроме того, уже много лет Чивчян развивает производство гоночных дрифт-автомобилей. Сначала это было его хобби – Гоча строил машины для себя, постепенно стал брать заказы со стороны, а теперь это направление бизнеса приносит небольшую прибыль. За год Takayama Forward Auto собирает три–четыре дрифт-автомобиля с нуля. И это не считая работы с командными машинами. Несмотря на высокую цену (Nissan Silvia – такой же, как у Чивчяна в чемпионском сезоне-2023, – стоит 20 млн руб.), спрос есть. «Аудитория дрифта растет, думаю, в России им занимается около 3000 человек, – объясняет Гоча. – И к нам такие люди приходят, которые и по три машины сразу купить могут. Недавно был клиент – он только-только начал на «Жигулях» тренироваться, а уже «Сильвию» заказал. Говорит, если сам не поеду, у меня сын подрастает».
При этом востребованы дрифт-автомобили не только топ-сегмента. К примеру, в младшей серии RDS Europe соревнуются на более узких шинах, а есть и множество других стартов, где техтребования еще демократичнее. «Средняя цена постройки машины для участия в зачете NXT RDS Europe – это 2–2,5 млн руб., – рассказывает судья RDS GP и RDS Europe Антон Новиков. – Вилка большая: кто-то собирает «дорого-богато», кто-то попроще. Но узкая шина не требует большой мощности, да и гоночные редукторы с коробками в этом классе запрещены. Самые доступные платформы, подходящие для участия в зачете NXT, – BMW Series 3 и Toyota из семейства Mark. Своими руками собрать можно».
В России уже десятки мастерских, где строят дрифт-автомобили уровня RDS Europe, говорит Чивчян. «И такие гаражные машины иногда тоже неплохо получаются», – добавляет он. Количество производителей машин, способных показывать результат в топ-серии, тоже растет. «Конкуренция была всегда, – признается Чивчян. – Но если раньше мы соперничали в России только с Аркадием Цареградцевым (чемпион RDS GP 2022 г., пилот и основатель команды «Evolution Yuka Adv by Одержимые Моторспорт». – «Ведомости. Спорт»), то сейчас минимум четыре команды RDS GP всерьез занимаются постройкой машин».