В российском дрифте придумали инновационную систему телеметрии

    Drift Dynamics не имеет аналогов в мировом дрифте
    Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

    Телеметрия давно стала важной частью автоспорта: сбор данных о состоянии автомобиля и его движении в реальном времени помогает анализировать и улучшать результаты. В «Формуле-1» еще в 1978 г. команда Tyrrell пригласила физика для установки датчиков на свои машины, на нынешних болидах их под 200 штук – за одну гонку собирают порядка 30 Гб информации.

    Оперативный сбор технических данных важен и в дрифте, где пилоты состязаются в умении управлять автомобилем в заносе, а судьи оценивают угол постановки и правильность траектории движения машины. Дрифт-соревнования придумали в Японии в начале нулевых, но официальным спортом они стали в 2015 г. – во многом благодаря России. Российская дрифт-серия (RDS GP) превратила дорожное хулиганство в чемпионат топ-уровня. В 2023 г. на семи этапах RDS GP побывали 53 000 зрителей – другие виды автоспорта в России о подобных цифрах даже не мечтают.

    Популярность RDS GP объясняют не только продуманная организация и грамотный маркетинг, но и активное применение современных технологий. С 2017 г. на всех гонках чемпионата используется система телеметрии RDS Drift Dynamics, которая отслеживает ключевые для дрифта параметры при движении автомобиля, помогая судьям четко и быстро оценивать заезды, а зрителям – понимать судейские решения. «Эта система – наше ноу-хау, – говорит «Ведомости. Спорту» руководитель RDS GP Дмитрий Добровольский. –  И она постоянно развивается, есть несколько точек роста, прежде всего, в части скорости и надежности передачи данных».

    Инженерная мысль

    У российской системы дрифт-телеметрии два соавтора. Идея принадлежит  экс-мотогонщику Владимиру Иванову, который на пике карьеры даже участвовал в топ-чемпионате Moto GP. Он родом из Санкт-Петербурга, учился на инженера-механика летательных аппаратов, работает коммерческим директором трейдинговой компании по реализации мяса птицы на территории Ближнего Востока и Африки, а также занимается разработкой систем видеоаналитики с использованием компьютерного зрения. В начале 2010-х Иванов завершил мотокарьеру из-за травмы, но решил остаться в спорте в другом качестве – менеджера и инженера. Для создания системы автоспортивной телеметрии Владимир искал программиста – и в 2012-м познакомился с Александром Нечаевым. По профессии он инженер-технолог, но позже самостоятельно освоил программирование – и уже 15 лет работает в IT, а сейчас руководит командой разработчиков в «Атомэнергосбыте». 

    Первым совместным проектом Иванова и Нечаева стала система Drift Event Management System (DEMS) на базе датчиков, измеряющих угол постановки автомобиля в дрифте с помощью гироскопа и GPS. Разработку вели с нуля – аналогов в мире крайне мало, четкого стандарта до сих пор нет. Отчасти поэтому партнеры и выбрали дрифт ключевым направлением. «В кольце (кольцевых автогонках. – «Ведомости. Спорт») уже давно все контролируется телеметрией, а в дрифте практически не было средств объективного контроля заезда, – объясняет Нечаев. – Мы практически были первыми». Да, в японском дрифте уже тогда функционировала система автоматизированного судейства D1 Original Scoring System (DOSS), но пользователи отмечали в ней массу несовершеств. Кроме того, информация о DOSS была закрыта для публики. 

    В 2015 г. новинка от Иванова и Нечаева успешно прошла тестирование в белорусском дрифт-чемпионате – у Владимира был выход на организаторов мероприятия. В 2016-м разработчики представили более совершенную версию продукта – система «научилась» собирать данные о скорости, угле поворота и траектории заезда. Вскоре Иванов вышел из проекта,  его развитием стал заниматься Нечаев, периодически прибегая к опыту бывшего партнера для решения сложных технических задач. В 2017-м DEMS выкупил Дмитрий Добровольский, за пару лет до этого ставший владельцем серии RDS GP – и систему продолжили совершенствовать в контексте запросов чемпионата.

    Судьям в помощь

    Современную систему Drift Dynamics, используемую на гонках RDS, Нечаев называет «высокотехнологичным и инновационным решением, которое повышает уровень профессионализма гонщиков». «Это постоянно улучшающаяся система, способная к изменению по мере необходимости, – добавляет разработчик, по-прежнему курирующий проект. – Данные становятся удобнее для анализа и визуализации». 

    В основе системы телеметрии лежат датчики, ориентированные на сбор данных с использованием GPS и гироскопа. Drift Dynamics обеспечивает передачу информации в реальном времени на базовую станцию посредством радиоволн с частотой 868 МГц. Затем данные через интернет загружаются в облачное хранилище – и доступны для анализа (на веб-сайте, в Telegram-боте или мобильном приложении) уже через 30 секунд после финиша заезда. Сейчас основная задача разработчиков – добиться отображения информации о движения автомобиля в реальном времени.

    Судья RDS GP Антон Новиков говорит в интервью «Ведомости. Спорту», что Drift Dynamics способствует более точной и детальной оценке действий автомобиля в ходе соревнований. «Система не только визуально фиксирует тренировочные или соревновательные заезды, но и предоставляет судьям точные числовые данные, – добавляет Новиков. – В случае сомнений они могут обращаться к графическим отчетам для выявления возможных ошибок».

    Эмоциональный фон

    Грамотная система телеметрии важна и для пилотов. Четырехкратный чемпион RDS GP и один из самых популярных дрифтеров страны Георгий Чивчян говорит, что Drift Dynamics помогает ему совершенствоваться. «Раньше я оценивал скорость и угол по своим ощущениям и по рекомендациям, поступающим от команды, – объясняет гонщик команды Takayama Forward Auto «Ведомости. Спорту». – Получая конкретные данные,  можно лучше настроить автомобиль к определенному треку – это сказывается на проезде, позволяя показать более качественный дрифт».

    Еще один топ-дрифтер, чемпион RDS GP Аркадий Цареградцев из команды «Failcrew х Дарксайд» согласен, что Drift Dynamics – очень полезная технология, но использовать ее в судействе не стоит, считает он. «Часто судьи смотрят на данные Drift Dynamics слишком внимательно в парном заезде, а надо просто судить по трансляции, по повторам, возможно, где-то эмоциями, – рассуждает Цареградцев в разговоре с «Ведомости. Спортом». – Дрифт – это очень эмоциональный вид спорта».

    Основатель и пилот команды Fresh Racing Денис Мигаль, напротив, полагает, что Drift-Dynamics помогает решать спорные вопросы и делает судейство более прозрачным. А это важно для развития чемпионата, поэтому Добровольский готов тратиться и на совершенствование системы, и на обслуживающих ее специалистов.