Гоча Чивчян: «В производстве гоночных авто импортозамещение достигло 30-40%»
Главная звезда российского дрифта о популярности дисциплины, новой машине и тайм-менеджментеГоча Чивчян увлекся автогонками еще в юности, в начале 2010-х сфокусировался на дрифт-соревнованиях и достаточно быстро стал одним из сильнейших пилотов страны. Сейчас 38-летний Чивчян – самый титулованный (три чемпионства в топ-серии RDS GP плюс коллекция призов других стартов) и популярный (500 000+ подписчиков в соцсетях) дрифтер России. Его команда Takayama Forward Auto – в числе фаворитов любого старта. С конца 2010-х Чивчян всерьез занимается производством гоночных автомобилей, параллельно управляя семейным бизнесом – сетью автомагазинов «Форвард авто» и техмаркетами «Вираж» с торговыми точками в Красноярске, Москве и Краснодаре. В интервью «Ведомости. Спорту» Чивчян рассказывает о том, почему в России активно развивается дрифт и сколько стоит построить машину для топ-чемпионата.
– Считаю, сейчас по уровню развития дрифта мы можем конкурировать с любой страной. По качеству соревнований, трасс, пилотов, машин – по всем аспектам. Раньше я довольно часто принимал участие в зарубежных ивентах, успел многое повидать. Во второй половине 2010-х соревновался в Японии – у них тогда был пик развития. Помню, японцы меня расспрашивали: а как у вас? А я отвечал – примерно, как у вас было 30 лет назад. Теперь ситуация изменилась кардинальным образом. Трассы новые строят. «Игора Драйв» под Питером – вообще восторг, но и в других регионах гоночная инфраструктура развивается. В Нижнем Новгороде, в Рязани, в Смоленске. В подмосковном Мячково на ADM Raceway добавляют новые повороты, возле Петербурга делают дрифт-парк. Проблема лишь в том, что на юге пока ничего нет – после частичного упразднения сочинского автодрома, но, думаю, со временем и в этом регионе что-то появится.
Что касается Японии, у них на протяжении некоторого времени наблюдается спад – и в дрифте, и в вопросе технической подготовки автомобилей. Надеюсь, у нас такого не случится. Сейчас в России дрифт очень популярен и активно развивается во всех направлениях. Например, еще пять лет назад мы ездили на гонки с командой по пять человек, а теперь – по 20. Уверен, если сейчас топ-5 гоночных команд RDS GP заявится на дрифт-соревнования в любой стране мира, мы будем в числе фаворитов.
– В нашей стране народ как будто серьезнее относится к этим соревнованиям. Плюс очень много делает Дмитрий Андреевич Добровольский (владелец Российской дрифт-серии. – «Ведомости. Спорт») – большой фанат дрифта и всего автоспорта. Это тоже помогает нашему чемпионату быть одним из лучших в мире.
Раньше я ездил за границу не только соревноваться, но и развиваться как пилот. Несмотря на то, что сейчас такая возможность отсутствует, мы продолжаем прогрессировать. Наши молодые пилоты навязывают серьезную борьбу. Ничуть не меньше, чем во времена соперничества с иностранными гонщиками.
– Я как-то подсчитывал, что зимних дрифтеров по стране около 1500, а всего – раза в два больше.
– Да, наше производство загружено, иногда приходится отказывать клиентам, если они, например, просят довести до ума уже построенный кем-то автомобиль. За последние три года я увеличил команду постройки машин до 24 человек, но наш потенциал сейчас – это четыре авто с нуля «под ключ». Кроме этого, мы разбираем и собираем командные автомобили несколько раз в год. И надо сказать, что справляться с такими задачами очень помогает семейный бизнес – мы всегда держим большой запас запчастей в наличии, поэтому можем позволить себе постройку гоночных проектов в таком количестве. Плюс из-за логистических сложностей мы многое начали делать своими силами. Два года назад было всего 10 позиций собственных запчастей, а сейчас уже больше 100 наименований.
– Это здание площадью 800 кв. м. в Красноярске. Мы его называем спортивным цехом. Он оборудован всем необходимым. Там же базируется гоночная команда, мой рабочий кабинет тоже там. Практически каждый вечер, если я не на гонках, приезжаю туда минимум на пару часов – после работы в головном офисе. С механиками пообщаться, посмотреть, как продвигается работа над проектами, согласовать разработку новых инженерных решений, позаниматься текущими организационными вопросами и т.д.
– Я достаточно сильно погружен в разработку, можно сказать – руководитель всех проектов. Я же учился в вузе на инженера автотранспорта. Самые важные решения остаются за мной. Единственное, в чем не особо разбираюсь – это в графике, а она на стадии разработки имеет большое значение. Но что нужно поставить на машину, чтобы она была скоростная и управляемая – это я знаю лучше всего. Так что бщую идеологию каждого нашего гоночного проекта я продумываю сам. Вообще строить автомобили – это очень кайфовое занятие. Особенно для себя. Когда я собирал свои первые машины, то мог ночь не спать, когда приходила какая-то деталь из Японии – прикручивал, натирал, любовался. Это было мое главное удовольствие. И до сих пор мне очень нравится заниматься производством. У меня есть цель – увеличивать количество построенных машин, даже если большого заработка не будет.
– Если брать в расчет, что для развития производства мы закупили большое количество станков и специального оборудования, то пока еще нет. Но если без капитальных затрат, то мы уже начали работать в небольшой плюс.
– От шести до восьми месяцев. Мы клиентов сразу об этом предупреждаем. Многим такой срок даже больше нравится, потому что мы предоставляем возможность оплаты в рассрочку.
– Однажды мы строили двигатель для гонщика из Японии. Четыре года назад был заказ из Польши. Сейчас тоже приходят запросы, но мы отказываем – моторный цех и так перегружен.
– Во-первых, я общаюсь с преподавателями вуза, где учился. Они мне регулярно сообщают о перспективных ребятах. Во-вторых, раз в год мы в соцсетях объявляем набор. Сначала нужно пройти стажировку в нашем сервисе, где обычные машины ремонтируют. Она длится примерно полгода и после этого у наиболее перспективных появляется шанс попасть в гоночную команду. И у меня многие прошли этот путь. В основном, кстати, из других городов ребята приезжают.
– Производству нужно расти, поэтому в работе появился новый кузов. Мы искали вариант среди современных моделей, чтобы шасси дольше оставалось на рынке. На проектирование Z-ки потратили много сил, времени и денег. Наняли инженеров, полностью отсканировали кузов и все необходимые детали разработали конкретно под него. Часть запчастей – от российских производителей. Например, секвентальная коробка переключения передач Gearset, мы на ней второй год едем. Та же компания делает дифференциал под гоночные запросы – в 2025-м планируем его использовать в своих основных командных автомобилях.
– Да, можно и так сказать. На сегодняшний день в производстве гоночных авто оно составляет порядка 30-40%. Но порядка 65% – это по-прежнему комплектующие, поставляемые из-за рубежа. От пары компаний пришлось отказаться – сложно с расчетами, но мы смогли найти им замену.
– Она была всегда. Но если раньше мы конкурировали с Аркадием Цареградцевым (чемпион RDS GP 2022 г., пилот и основатель команды Evolution Yuka Adv by Одержимые Моторспорт. – «Ведомости. Спорт») или ребятами из HGK, которые базируются в Латвии, то теперь производителей стало больше – многие команды RDS GP самостоятельно занимаются постройкой автомобилей. Но они больше сосредоточены над работой и подготовкой собственных гоночных машин и не берут проекты на заказ. По крайней мере в том объеме, в котором это делаем мы.
Скажу так: сейчас некоторые команды находятся в той же ситуации, что и я лет 6-7 лет назад. Ведь я тоже не сразу принял решение строить для других – сначала делал только для себя. В то же время мы не предоставляем услуг по обслуживанию наших автомобилей на гонках – это не всем подходит. Строим машину под ключ, комплектуем три ящика запчастей, даем рекомендации по обслуживанию, сопровождаем на первой гонке – и всё. Исходя из особенностей рынка и условий эксплуатации других гарантий мы дать не можем. Но для меня всегда особенно приятно, когда другие пилоты на машинах нашей постройки занимают призовые места.
– Наоборот. Все хвастаются, рассказывают друг другу, что и как сделали. И многие уже начинают думать не только про надежность узлов, но хотят, чтобы все в целом выглядело красиво и стильно.
– Участвую и довольно активно. Мечтаю, чтобы это направление в большей степени развивалось обособлено, но пока приходится уделять ему достаточно много времени. Недавно добавил сотрудников на эту задачу – стало немного полегче, но в целом проект для меня сложный. Несмотря на хорошую маржинальность у изделий, мы несем высокие расходы, связанные с логистикой, содержанием штата продавцов, обслуживающего персонала, обновлением оборудования и т.д. По итогу сезона аккурат перекрываем все расходы. История для нас имиджевая. Партнерам команды нравится видеть свои логотипы на мерче.
– Наверное, если бы я жил не в Красноярске, я бы не успевал во все эти процессы качественно вникать. Например, во время рабочих поездок в Москву на многие вопросы, которые я привык успевать решать дома, времени не остается. А в Красноярске летом даже на рыбалку вечером могу съездить. У нас же поздно темнеет. Допустим, в шесть часов еду с работы на Енисей, у меня там лодка стоит – и три часа спокойно рыбачу. Почему я еще люблю гонки? У меня там мозг ненадолго «отключается» от рабочих задач. Даже нет необходимости выключать телефон, все уже и так знают, что у меня гонка – никто с текущими рабочими делами не беспокоит.