Инновация года: топ-лиги США выпустили приложения для очков Apple Vision Pro

    Пользователи смогут оказаться у корта НБА, а также на поле рядом с лучшими гольфистами мира
    DPA / picture-alliance / ТАСС
    DPA / picture-alliance / ТАСС

    В феврале 2024 г. американская корпорация Apple выпустила свои первые очки смешанной реальности Vision Pro, охватывающие как дополненную (AR), так и виртуальную (VR) реальности. Apple позиционирует Vision Pro как «пространственный компьютер», который объединяет цифровые медиа с реальным окружением. Для взаимодействия с системой можно использовать физические элементы управления: жесты, отслеживание движения глаз и голосовые команды. Очки стоимостью $3499 позволяют пользователям видеть как физическое окружение, так и виртуальное, а в некоторых случаях даже полностью переключаться на VR-режим.

    Долгожданный выпуск Apple Vision Pro побудил топовые спортивные лиги США искать новые способы взаимодействия с фанатами, чтобы не отстать от трендов. Многие из них выпустили свои приложения для очков Apple в первый день продаж, уже имев значительный опыт работы с платформами виртуальной и дополненной реальности, начиная с середины 2010-х гг. 

    Спортивные лиги стремились использовать технологию AR/VR даже на ранних стадиях ее развития. Например, Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) предлагает опыт нахождения в первом ряду у корта с помощью очков Meta (организация признана экстремистской и запрещена в РФ) Quest, Профессиональная ассоциация гольфа (PGA Tour) разрабатывал приложение дополненной реальности для очков Microsoft HoloLens, а Национальная футбольная лига (НФЛ) создала игру в виртуальной реальности для Meta Quest и шлема PlayStation VR.

    «Мы уже некоторое время движемся в этом направлении. Мы работали на большинстве известных VR-платформ, включая ARKit от Apple и собственную систему TourCast. Когда мы увидели Vision Pro, то поняли: «Отлично, вот куда мы хотим двигаться дальше», – отметил старший вице-президент PGA Tour по цифровым операциям Скотт Гаттерман.

    Приложение PGA Tour для Vision Pro предоставляет пользователям настраиваемую панель управления для просмотра гольфа, включающую 2D-панели с информацией о турнире, статистикой и видеообзорами, а также 3D-модели траектории ударов гольфистов в реальном времени.

    Большинство приложений спортивных лиг для Vision Pro также предпринимают усилия по созданию полностью захватывающего опыта, который может передать ощущение нахождения в самом центре событий соревнования благодаря VR. Например, приложение PGA Tour работает над возможностью виртуально находиться на поле, чтобы наблюдать за игроками и отслеживать их удары.

    Приложение Главной лиги бейсбола (МЛБ) для Vision Pro также ориентировано на персонализацию, позволяя болельщикам переключать различные 3D-данные, такие как виртуальная траектория удара или вид поля, которые синхронизируются с живым действием. Кроме того, МЛБ готовит специальную версию своего приложения для Vision Pro ко дню открытия сезона-2025, обещая беспрецедентный уровень персонализации. Пользователи смогут находиться на виртуальном бейсбольном стадионе с различными трехмерными улучшенными визуализациями данных.

    «Выбор остается за фанатами. Если вы хотите смотреть трансляцию традиционным способом, у вас есть такая возможность. Если хотите пойти глубже или быть по середине, то это тоже возможно. Это почти революционный скачок в производительности, и возможность полностью контролировать контент, поступающий в ваш мир, открывает новые возможности для дизайна», – сказал старший вице-президент МЛБ по играм и VR Джейми Лис.

    Приложение НБА для Vision Pro позволяет смотреть до пяти матчей лиги в прямом эфире одновременно, отображая статистику игроков и команд в режиме реального времени, а также результаты других игр. В ближайшие месяцы НБА планирует расширить поддержку нового устройства и предложить пользователям опыт просмотра матча с мест, которые находятся максимально близко к корту. «VR может позволить вам быть где угодно на паркете. Это может дать вам перспективу игрока, это может привести вас в места, куда вы никогда не могли бы попасть ранее», – отметил комиссар НБА Адам Сильвер отметил в интервью The Hollywood Reporter.

    Сильвер также встретился с генеральным директором Apple Тимом Куком в день выпуска Vision Pro. Комиссар НБА выразил мнение, что лиги должны больше инвестировать в своих разработчиков и инженеров, чтобы создать революционные способы просмотра главных спортивных событий.

    Главная лига футбола (МЛС) уже интегрирована в экосистему Apple благодаря сделке по правам на трансляцию. Компания обеспечила совместимость MLS Season Pass (приложение для просмотра матчей лиги) с Apple Vision Pro. По словам Сэта Бэкона, исполнительного вице-президента МЛС по медиа, это базовый уровень, а новые функции, такие как 3D-видеообзор, появятся уже скоро. Apple также выразила заинтересованность в получении прав на показ гонок «Формулы-1», видя большой потенциал в VR-просмотре гонок от первого лица гонщиков.

    Поскольку такие медиагиганты, как ESPN, Fox, NBC, CBS и другие, делают свои приложения совместимыми с Vision Pro, пользователи получат множество вариантов для просмотра спорта в очках от Apple, включая Супербоул (главный матч в НФЛ) на канале Paramount+. В 2024 г. игра собрала 112 млн зрителей по всему миру, тогда как на стадионе присутствовали лишь 70 000 человек (0,06%) – Vision Pro может помочь изменить это соотношение.

    Хотя для Vision Pro было создано более 600 приложений, по данным Apple, некоторые спортивные лиги, такие как гоночная серия NASCAR, Национальная хоккейная лига (НХЛ) и НФЛ, предпочли пока не создавать что-либо для новых очков. Ник Ренд, управляющий директор NASCAR по играм и киберспорту, заявил, что, несмотря на отсутствие объявленых планов по созданию приложения для Vision Pro, это направление «определенно находится на их радаре, поскольку они продолжают оценивать возможности в этой области».

    Идеи использования дополненной и виртуальной реальности для любителей спорта существуют уже много лет, но до сих пор это оставалось узкоспециализированной нишей, не получившей широкой популярности. Тем не менее релиз Vision Pro дает надежду на то, что ситуация может измениться. Также в 2024 г. компания Meta объявила, что ее AR и VR подразделение заработало более $1 млрд в последнем квартале 2023 г. Очки Meta Quest показали отличные результаты среди геймеров – игры-симуляторы гольфа, баскетбола и американского футбола впечатляют фанатов.

    По мнению экспертов Sport Business Journal, Apple Vision Pro пока не принесет существенного дохода и не создаст значительных коммерческих возможностей для спортивных лиг. Тем не менее один из разработчиков Vision Pro Ави Бар-Зеев призвал представителей отрасли присоединиться к обсуждению и определить траекторию развития технологии. В любом случае, окончательное влияние смешанной реальности на то, как болельщики смотрят игры, взаимодействуют со спортсменами и соревнуются друг с другом, еще только предстоит увидеть.

    «Это машина времени, которая позволяет вам увидеть мир и дает возможность внести в него свой вклад, – сказал Бар-Зеев. – Круто то, что всякий раз, когда у нас происходит такой технологический сдвиг, открываются новые темы. Мы можем придумать совершенно новые бизнес-модели, способы монетизации, которые могут быть лучше, чем то, что мы делаем сегодня. Нам просто нужно быть открытыми для них».