Выборы в США и неудачные реформы: почему спортивные клубы покидают X Илона Маска

    Две команды Бундеслиги уже ушли с платформы, еще минимум семь обдумывают решение
    Zuma / TASS
    Zuma / TASS

    5 ноября в США прошли президентские выборы, на которых победил кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп. Через неделю после этого английская газета The Guardian объявила, что больше не будет публиковать свои посты в X, где у нее было около 27 млн подписчиков. Из соцсети также ушли многие знаменитости и бренды, в том числе писатель Стивен Кинг, дом моды Balenciaga, ведущий CNN Дон Лемон, комик Грэг Дэвис и модель Джиджи Хадид.

    Позже к ним присоединились и представители из мира спорта. Клуб чемпионата Германии по футболу (Бундеслига) «Санкт-Паули» стал одной из первых спортивных команд, покинувших X. «С тех пор, как Маск приобрел Twitter, эта платформа превратилась в машину ненависти. Легенды о расизме и заговорах распространяются беспрепятственно или даже поддерживаются. Оскорбления и угрозы практически не пресекаются и продаются как предполагаемая свобода выражения мнений», – говорится в пресс-релизе клуба. Гамбургский клуб также отметил, что уходит с платформы, потому что X «может повлиять на ближайшие выборы в немецком парламенте». 

    «Кроме того, после победы на выборах в США, Дональд Трамп назначил Маска главой нового правительственного департамента. Маск был главным сторонником кампании Трампа и использовал X в политических целях», – написано в заключении пресс-релиза «Санкт-Паули».

    «Санкт-Паули» присоединился к Twitter в 2013 г. и за это время набрал 250 000 подписчиков. Клуб сообщил, что учетная запись больше не будет использоваться, но сообщения за последние 11 лет останутся в Интернете «с учетом их исторической ценности».

    Через несколько дней другой немецкий клуб, «Вердер Бремен», также отказался вести свой аккаунт в X на 600 000 подписчиков. Клб сослался на предполагаемую «радикализацию» платформы в своем заявлении на веб-сайте клуба и также выразил неодобрение того, как Маск использовал X во время выборов в США. Также платформу покинула Немецкая федерация волейбола (DVV).

    Согласно информации издания Bild, несколько клубов Бундеслиги, включая «Байер», «Вольфсбург», «Ганновер», «Штутгарт», «Лейпциг», «Аугсбург» и «Хоффенхайм», выражают опасения по поводу продолжения работы в X. В то же время гладбахская «Боруссия» и «Кельн» планируют остаться на платформе.

    Реформы Маска в первую очередь повлияли на уход пользователей

    Проблемы с оттоком пользователей у X начались после того, как в апреле 2022 г. платформу за $44 млрд приобрел Илон Маск. Многие пользователи начали покидать бывший Twitter уже тогда, объясняя это ростом ненависти, продвижением «правых взглядов» и распространением дезинформации на платформе. Некоторых раздражало даже изменение названия приложения.

    Маск был недоволен политикой компании. Купив соцсеть, он пообещал превратить ее в универсальное приложение для платежей и заказа еды. Спустя два года эти амбиции не реализованы, но Маск провел ряд непопулярных реформ, из-за которых многие пользователи отвернулись от X. Источниками недовольства стали широкое распространение ботов и введение платной верификации аккаунтов. Недавно возникли жалобы на изменения в пользовательском соглашении, которые позволяют собирать данные людей для обучения чат-бота с искусственным интеллектом Grok, что ставит под угрозу безопасность платформы.

    Выборы в США стали последней каплей для многих поклонников социальной сети, несогласных со взглядами ее владельца. Маск активно поддерживал Трампа не только финансово, но и, по данным Reuters, использовал платформу для его предвыборной кампании. После победы Трампа на выборах Илон был назначен главой нового департамента эффективности правительства.

    По данным платформы цифровой аналитики Similarweb, на следующий день после выборов (6 ноября) из X произошел самый массовый отток пользователей с момента приобретения компанией Маска – более 115 000 жителей США деактивировали свои учетные записи.

    Bluesky – главный конкурент X

    Несколько компаний увидели в хаосе, вызванном поглощением Маска, возможность привлечь пользователей X на новые текстовые платформы, воссоздавшие лучшие черты Twitter. Среди них выделяется сервис Threads от Meta (организация признана экстремистской и запрещена в РФ), который за первую неделю после запуска в июле 2023 г. привлек 100 млн пользователей. Тем не менее сложно определить, сколько из них перешли с X, так как сервис интегрирован с Instagram, что позволяет существующим пользователям легко создать учетную запись.

    Threads отображает сообщения через алгоритм, а не в режиме реального времени, что затрудняет отслеживание событий. Тем не менее одним из главных бенефициаров недавнего оттока людей из X стал сервис Bluesky, который в ноябре достиг 20 млн пользователей, а также не менее 1 млн человек в день продолжают регистрироваться. 

    В то время как Threads утверждает, что имеет более 200 млн пользователей, включая 15 млн новых за ноябрь 2024 г., по данным Financial Times, Bluesky теперь обгоняет сервис Meta по числу активных пользователей в США, что свидетельствует о проникновении в повседневную рутину людей.

    Bluesky был создан в 2019 г. как внутренний проект Twitter соучредителем компании Джеком Дорси, который представлял его как децентрализованный аналог основного приложения. Платформа стала независимым бизнесом в 2021 г. и изначально была доступна только по приглашениям, что позволило улучшить инфраструктуру и пользовательский опыт. Blusky открылся для широкой публики в феврале 2024 г.

    На данный момент Дорси больше не участвует в деятельности Bluesky. Компанией владеет Джей Грейбер, в совете директоров также находятся создатель Jabber Джереми Миллер, основатель Techdirt Майк Масник и генеральный партнер Blockchain Capital Кинджал Шах.

    Bluesky во многом напоминает прежний Twitter, но имеет ключевые отличия, привлекающие пользователей X. Платформа позволяет выбирать алгоритм, определяющий, что появляется в ленте. Существует более 50 000 пользовательских лент на различные темы, что уменьшает подозрения в алгоритмических манипуляциях. Также децентрализация позволяет пользователям размещать данные на серверах, не принадлежащих компании.

    Bluesky пока не имеет процесса верификации аккаунтов, что затрудняет определение их официального статуса. Тем не менее компания заявила, что новостные организации и спортивные команды могут подтвердить свою учетную запись, используя свои веб-сайты в качестве имени пользователя.

    В ноябре Bluesky возглавил чарты скачиваний в Apple App Store, увеличив число пользователей более чем в два раза до 20 млн. Среди новых пользователей из мира спорта – один из главных аналитиков ESPN Мин Каймс, хоккейный клуб «Сиэтл Кракен» и бейсбольный «Кливленд Гардианс». Также к ним присоединились «Санкт-Паули» и «Вердер».

    Как X влияет на спорт

    Twitter с 2006 г. служит платформой для обсуждения различных спортивных событий. Платформа стала важным инструментом для фанатов, позволяя обсуждать события в матче, спорные судейские решения и другие моменты в реальном времени, а также для реагирования на события трансферных окон в футболе или драфта/рынка обменов в американских лигах. В отличие от Instagram и TikTok, где контент и тренды сохраняются дольше, Twitter обеспечивал мгновенную реакцию на события в мире спорта, что сделало его одним из популярнейших сервисов среди спортивных болельщиков, составляющих около 42% аудитории платформы.

    Со временем Twitter также стал маркетинговым инструментом для спортивной индустрии. Многие спортивные организации и телеканалы установили официальные партнерские отношения с платформой, например, Национальная футбольная лига (НФЛ) получила в X отдельные вкладки для показа результатов, турнирной таблицы и статистики.

    В ноябре спортивные организации столкнулись с дилеммой: продолжать использовать платформу с ухудшающейся репутацией или переключиться на альтернативы, такие как Bluesky. Рекламодатели, многие из которых уже приостановили свою деятельность на X после приобретения Маском, также внимательно следят за ситуацией.

    Кроме того, возникает вопрос, устарел ли текстовый формат X и Bluesky в эпоху современных социальных сетей, где преобладает визуальный контент. Недавнее исследование сервиса аналитики IMG Platform Power Rankings о влиянии соцсетей на спорт поставило X на седьмое место после Reddit, WhatsApp и Facebook (организация признана экстремистской и запрещена в РФ), при этом лидируют YouTube, Instagram и TikTok.

    Несмотря на все недостатки, X утверждает, что у них около 250 млн ежедневных пользователей, многие из которых полагаются на платформу для спортивного контента. Для сравнения, как уже говорилось ранее, у Bluesky пока 20 млн пользователей. Например, английский клуб «Манчестер Юнайтед» имеет более 38 млн подписчиков на X, что ставит под сомнение переход в альтернативную соцсеть.

    Вероятно, большинство спортивных организаций будут использовать Bluesky в дополнение к X, а не вместо него. Команды и лиги потратили годы на создание аудитории на платформе и не хотят начинать с нуля, особенно если это повлияет на спонсорские показатели.

    Лиза Дельпи Нейротти, доцент спортивного менеджмента в Университете Джорджа Вашингтона, отметила, что у спортивных фанатов есть несколько источников для отслеживания новостей, но X идеально подходит для получения обновлений игр и новостей в режиме реального времени. «Если тренера уволят или игрока обменяют, бум, я смотрю на свою ленту в Twitter, – сказала она. – Зачем переезжать, если ты доволен? Люди – существа привычки, и нет необходимости двигаться, если они продолжают получать нужный контент».