Застройщики Москвы украшают дома яркими фасадами, чтобы быстрее их продать
Но за цвет надо доплачивать. Лишь 5‒15% покупателей массового жилья к этому готовыВсе больше застройщиков массового жилья наряжают дома в яркое платье. Облицовывают их фиброцементными плитами оттенка «зеленая лужайка» и профилированными металлическими листами цвета «жемчужный глянец» («Новое Медведково» в Мытищах). Выводят смелым росчерком девелоперского пера ветку сакуры на парадной стене («Белые росы» в Котельниках). Играют силуэтами и планами городов («Эталон-сити» в Северном Бутове) или разбрызгивают сочный лимонный по всему пространству дома (ЖК «Лайм» в Алексеевском районе Москвы).
Слиться с пейзажем
Советские многоэтажные дома не отличались обилием красок. Неопределенные темные тона по сей день наполняют спальные районы. Да и в центре города преобладает серо-коричневая гамма.
«Мало красок в природе – много в домах, много цвета вокруг – мало в домах. Там, где яркое солнце, довольно бесцветные пыльные фасады. Будь то Египет, Тунис, Марокко или юг Франции, Италии, Испании, Греции. Солнце все насыщает, но одновременно краски быстро выгорают и цвета домов выравниваются. Выделяются только терракотовый Марракеш или бело-голубые Сиди-Бу-Саид в Тунисе, греческие Санторини или некоторые районы Салоников. Тогда как в Голландии, Дании, Эстонии, Швеции здания насыщенные, яркие, контрастные», – рассуждает дизайнер Екатерина Семихатова. Природный фон Москвы отнюдь не яркий, но строения чаще пытаются слиться с ним, чем сыграть на контрасте. «Покупатели зачастую не воспринимают разноцветную мозаику всерьез», – объясняет Ольга Барабанова, коммерческий директор Sezar Group. ГК «Векторстройфинанс» возводит первые очереди ЖК «Кварталы 21/19» по панельной технологии и ориентируется на консервативного покупателя. «Поэтому мы сохранили характерное для серии П44 Т сочетание терракотового и белого цветов», – рассказывает Андрей Колочинский, управляющий партнер компании.
Забота о внешности
Если фасад имеет пористую текстуру яркого цвета, то его придется регулярно перекрашивать, мойка неэффективна – она повреждает, уничтожает поверхностный слой, оставляет разводы. Проще в обслуживании фасады, отделанные твердыми материалами с гладкой текстурой, например плиткой или стеклом. Их достаточно мыть обычно силами промышленных альпинистов. В любом случае бремя обслуживания фасадов ложится на плечи управляющей компании, а расходы – на собственников жилья, яркий и рельефный фасад может дорого обойтись, если цвет и отделочные материалы были выбраны неправильно, если не были предусмотрены устройства для его мойки и т. д., предупреждает Никита Чулочников, президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость.
Ярче радуги
«Появление в конце 1990-х гг. серии П-44Т стало первым серьезным прорывом. Облицовка плиткой под кирпич создавала у человека иллюзию, что он покупает квартиру в кирпичном доме», – вспоминает Леонард Блинов, директор по стратегии развития ГК «А101». Вплоть до 2010 г. серия П-44Т пользовалась наибольшим спросом у покупателей, вытеснив конкурентов – панель ГМС и КОПЭ-М «Парус». Но имитации кирпича уже недостаточно, строители массового жилья все чаще стали использовать для фасадов насыщенный цвет. Это дешевле, чем сложные архитектурные фантазии. Застройщики применяют цветной бетон (проекты ДСК «Град») или ту же клинкерную плитку. «У серии «Доммос» цветная плитка до 50 оттенков», – приводит пример Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «Бест-новостроя». Или декоративную штукатурку (ЖК «Ирландский квартал» на Калужском шоссе) и решетки для кондиционеров разных цветов(ЖК «Новокрасково» на Егорьевском шоссе). ГК ПИК в ЖК Green Park у метро «Ботанический сад» (шесть блоков высотой 11–18 этажей) украсит фасады треугольными эркерами 40 оттенков, сообщается на сайте застройщика.
Одним из первых в Москве экспериментировать в этом направлении начал «Крост»: в 2002 г. цветная плитка появились на фасаде ЖК «Олимпия». Затем был «Вилланж», входящий в состав жилого квартала WelltonPark в Хорошево-Мневниках. Фасады ЖК Art в Красногорске разработало итальянское архитектурное бюро Данте Бенини. Прием цветного проектирования «Крост» использует практически на всех возводимых объектах. «Привязываться было не к чему: соседние панельные дома в архитектурном плане выглядели не особо привлекательно», – объясняет стратегию Александр Дмитриев, руководитель архитектурной мастерской «А-проект» концерна «Крост».
UrbanGroup также не боится ярких фасадов, утверждает Яна Максимова, директор по информационной политике компании: «Мы используем кирпич, штукатурку и стеклофибробетон, термопанели с клинкерной плиткой, подкрышные декоративные элементы – графито и т. д. В ЖК «Солнечная система», например, на фасадах красный, желтый, синий, белый цвета. Но лишь на первом ярусе высотных домов».
Артак Макарян, директор по развитию бизнеса и инвестиций концерна ЮИТ, считает, что использование насыщенного цвета должно быть минимальным – лишь небольшой яркий акцент либо контрастная игра двух цветов. Большое разнообразие в одном комплексе или перегрузку яркими цветами он называет ошибкой: «Такое быстро надоедает, к тому же материалы со временем теряют привлекательный облик». Группа ПСН и вовсе отказалась использовать яркие и агрессивные цвета. Екатерина Тейн, директор департамента розничных продаж, объясняет, что компания «выбирает оттенки, максимально приближенные к цветам, существующим в природе». Предостерегает участников строительства от чересчур агрессивных оттенков и цветотерапевт Мария Гусева, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии лечебного факультета РНИМУ им. Пирогова: «Я рекомендую все же разбеленные чистые цвета: розовый, нежно-желтый, нежно-голубой, нежно-салатовый».
Но появление в городе разноцветных фасадов, особенно у таких объектов, как детские больницы, детсады и спортивные сооружения, Гусева считает положительной тенденцией. «Было немало споров относительно цвета и яркости фасадов Детского центра гематологии, онкологии и иммунологии на Ленинском проспекте (архитектурная мастерская Асадова), – вспоминает Семихатова. – Что, дескать, такое место, где дети тяжело болеют и не все выздоравливают, а тут такое буйство красок. Но ходить в бесконечно унылое и бесцветное здание тяжело. Правильно сделали, что построили его таким бодрым. Там и так всем нелегко. Пусть хоть здание будет оптимистичным».
Цвет элит
Наиболее сдержанно относятся к цветному проектированию в сегментах дорогого жилья. «Мы отдаем предпочтение классической архитектуре, она прекрасна сама по себе», – объясняет Леонид Капров, старший вице-президент «Галс-девелопмента». Кроме того, часто новые объекты премиум- и элитного класса необходимо вписать в исторический ландшафт. Девелоперы проектов бизнес-класса уверены, что их покупатели «больше открыты новшествам и ценят нестандартные решения», по словам Ирины Прачевой, первого заместителя гендиректора «Дон-строй инвеста». Именно они самые требовательные и внимательные к отделке, поддерживает ее Петр Кирилловский, директор департамента маркетинга «Баркли»: «Они будут обращать внимание на hi-tech, bio-tech, сложные фактуры, панорамные окна».
Вдохновляющий ампир
На фоне серого панельного однообразия кирпичные «сталинки» долгое время считались привилегированным жильем. Сталинский ампир, с его строгой кладкой из темного и светлого кирпича, монументальным парадным фасадом и сусальной позолотой, популярен по сей день. Многие девелоперы копируют этот стиль для проектов бизнес и премиум-класса. Например, ЖК «Достояние» компании «Галс-девелопмент» в Кунцеве или «Суббота» «Дон-строя» на Ленинградском проспекте, в окружении домов 1950-х гг.
Но самым ярким и удачным примером использования цвета эксперты считают именно премиальный «Помпейский дом» в Филипповском переулке. Клубный дом на 23 квартиры был построен ГК ПИК в 2006 г. Архитектор Михаил Белов настолько тактично и изящно подобрал цветовую гамму фасада, что жилое здание идеально вписалось в историческую застройку. Здесь окунаешься в атмосферу купеческой старой Москвы, где яркие цвета и пышное убранство фасадов не возбранялись. Дом живет в гармонии с соседними строениями и церковью апостола Филиппа, что находится напротив. В отделке «Помпейского дома» использовались сложная цветная штукатурка с микрорельефом, стеклофибробетон и металлопластиковое литье. Более сдержанным по цветовой гамме, но не менее интересным можно назвать и другой проект Белова для компании ПИК – «Английский квартал» на Мытной.
Не рискуя выбиваться на фоне окружающей застройки и оставаясь в пределах монохромности, девелоперы дорогой недвижимости предпочитают играть на оттенках отделочных материалов, использовать разные сценарии подсветки дома. «Резиденция на Всеволожском» строится из светлого оттенка травертина – вулканического камня, применявшегося еще при строительстве римского Колизея, рассказывает Анна Попова, начальник отдела продаж «Лидер-инвеста» (девелопер проекта). «Дон-строй» одел фасады клубного дома Smolensky de Luxe в природный юрский камень, добываемый в Верхней Баварии. Фасады концепт-лофтов Loftec на Нижней Красносельской облицованы клинкером цвета графит. Такой выбор подчеркивает статус дома, убежден Михаил Самсонов, директор по строительству компании «Колди» (девелопер проекта). Группа ЛСР создала собственный клинкерный кирпич для облицовки фасадов «Зиларта». В домах, разработанных архитектурным бюро Сергея Скуратова, используют фактурную кирпичную кладку пяти оттенков серого цвета.
Вы рисуйте, вам зачтется
Фасад – затратная часть проекта. Капров считает, что стоимость фасадов может достигать 20% стоимости всего проекта. «На сумму влияет геометрия, материал самого фасада, система крепления, возможность стандартизации размеров и масштаб проекта. Например, каменный плоский фасад дешевле в 2–3 раза аналогичного из криволинейных плит», – говорит Даниил Лоренц, соучредитель архитектурной группы DNK. Собственная производственная база позволяет застройщику оптимизировать затраты. Поскольку кирпич для «Зиларта» делается на заводе ЛСР, «архитекторы по ходу проекта могут вносить изменения в дизайн. Это при сохранении базовой стоимости кирпичного фасада позволяет добиться большого разнообразия внешнего вида зданий», приводит пример Лоренц.
В премиум-сегменте сложные фасадные решения влияют на конечные цены. «В Barkli Residence на ул. Орджоникидзе 1 кв. м стоит 570 000 руб., из которых 80 000 руб. – расходы на отделку. Для аналогичного объекта в этой же локации и соответствующего класса, но без такого внимания к фасадным решениям средняя цена 1 кв. м будет около 280 000–300 000 руб. за 1 кв. м», – сравнивает Кирилловский.
В жилье эконом- и комфорт-классов яркий облик здания может ускорить продажи, но не поможет продавать дороже. «Лишь 5–15% покупателей от общего числа в этих сегментах готовы переплачивать за интересный фасад», – прикидывает Блинов. Хотя, безусловно, «современные фасады – часть яркой архитектурной концепции – требуют больше затрат, чем стандартные решения прошлых лет», говорит Колочинский из «Векторстройфинанс». «Фасадные работы в современном проекте комфорт-класса на 20–25% дороже, чем в объектах эконом-класса», – уточняет он. По оценке Колочинского, вентилируемые фасады в проектах комфорт-класса в зависимости от материалов конструкции (оцинкованная или алюминиевая подсистема), а также облицовки (керамогранит, алюминиевые композитные панели, фиброцементные панели) могут стоить от 700 до 2000 руб. за 1 кв. м.