Дефицит кадров в строительной отрасли нарастает – причем спрос растет на высококвалифицированные кадры, которых на рынке гораздо меньше, чем спрос. А выпускники колледжей не только не восполняют этот дефицит, но и не задерживаются на стройке. Ответы на поставленные вопросы искали участники пленарной части конференции Консорциума СПО в сфере строительства 6 ноября в Пензе.
На самом деле, главную идею и пленарной сессии, и всей конференции можно описать, перефразируя знаменитую фразу братьев Стругацких «Народу не нужны нездоровые сенсации – народу нужны здоровые сенсации!» применительно к строительной отрасли так: «Стройке не нужны непрофессиональные кадры – стройке нужны высокопрофессиональные кадры!». И это напрямую перекликается с тем, что сказал на конференции президент НОСТРОЙ Антон Глушков: на самом деле, дефицита строительных кадров нет – есть дефицит высококвалифицированных строительных кадров. И в этом-то как раз вся беда. Именно поэтому ни дефицит кадров, ни низкую производительность труда невозможно закрыть только с помощью привлечения иностранных рабочих – они, как правило, обладают минимально-нулевой строительной квалификацией и могут претендовать разве что на место разнорабочего. Квалифицированных бетонщиков, арматурщиков, сварщиков среди тысяч строительных мигрантов можно пересчитать по пальцам. Очевидно, что и без разнорабочих не обойтись, но где тогда брать профессионалов?
У нас для вас строителей нет!
Российский рынок труда сегодня не в состоянии дать стройке необходимые 300-400 тысяч рабочих рук: зарегистрированная безработица в среднем составляет около 2%, а контингент безработных на биржах труда таков, что строителей там можно искать в самую последнюю очередь. Это наглядно показал в своем выступлении министр труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Алексей Качан, приведя статистику по рынку труда этого региона. Возможно, не все российские регионы имеют такую же картинку, но что-то подсказывает, что кроме Москвы, Петербурга, Татарстана и Краснодарского края, ситуация в целом схожая.
Прежде всего, количество трудоспособного населения стабильно и неуклонно сокращается: за шесть лет в Пензенской области она снизилась на 31 тыс. человек, а средний возраст работающего достиг 46 лет. К сожалению, министр не уточнил, какова доля оттока трудоспособного населения из региона, но весьма вероятно, что потенциальных пензенских строителей можно найти на стройках крупнейших городов России. При этом дефицит кадров в области – тотальный, практически во все отрасли экономики нужны люди, а безработица составляет 0,2%. На биржу труда работодателям рассчитывать бессмысленно – основной контингент там женщины предпенсионного возраста, инвалиды, люди, длительно находящиеся без работы и так далее. Так что биржа – это последнее место, где стоит искать строителей, хотя их, по уверениям руководителей строительных компаний, им нужно где-то 1500 человек. Однако на ресурсе «Работа в России» зарегистрировано всего 125 строительных вакансий от работодателей с зарплатой 40-45 тысяч рублей при том, что средняя зарплата по отрасли составляет 57 тысяч рублей. То ли работодатели не обновляли вакансии, то ли им все равно, что там размещено, и строителей они ищут отнюдь не на госплатформах.
Еще раз подчеркнем, что это срез Пензенской области, но представляется, что в целом по России проблема выглядит именно так – внутренних резервов для привлечения кадров на стройку в России нет. И особо рассчитывать на то, что пойдет переток из других отраслей на бОльшие зарплаты, не приходится – уровень оплаты и условия труда пока не делают стройку более привлекательной, нежели оборонный комплекс или перерабатывающая промышленность. Да и обучить того же водителя комбайна на каменщика или арматурщика далеко не так просто, как это представляется в красивых презентациях.
Стройка – дело не молодых?
На вопрос, где искать новые кадры для стройки, участники конференции практически единодушно отвечали – в колледжах! Сейчас колледжи ежегодно выпускают 45 тысяч молодых специалистов рабочих профессий по строительным специальностям. Понятно, что при таких темпах даже нынешний дефицит будет закрыт только за 10 лет, но молодежь до стройки после выпуска добирается только в 45% случаев, а через три года на стройке остается только 10 тысяч молодых специалистов. И вряд ли работодатели искренне не понимают, почему.
Поэтому, как представляется, и для Консорциума СПО в строительстве, и для НОСТРОЙ как объединения работодателей строительной отрасли во главе угла должен стоять вопрос даже не привлечения студентов в строительные колледжи – там очень часто конкурс при поступлении! – а проработка мотивации для выпускников идти на стройку и там работать. Что толку профориентировать школьников, если они потом на стройку все равно не пойдут?
Понятно, что нужно рассказывать о профессии строителя, показывать, знакомить со строительными процессами, но готов ли потом работодатель предоставить молодому специалисту хотя бы тот самый инструмент, с которым его учили работать в колледже, а не лопату времен СССР? Как верно отметил председатель ФУМО СПО по УГПС Валерий Андреев, сегодня рабочее место строителя не соответствует тому, какое оно было у студента в колледже в условиях лаборатории: холодно, ветер, снег, а надо работать. Студенты не готовы к таким условиям труда. Так что, видимо, НОСТРОЮ вопрос стоит поставить так: работодатель, а почему у тебя не задерживаются молодые специалисты? И, как правильно отметил президент НОСТРОЙ Антон Глушков, сегодня Нацобъединение включает в себя 222 СРО и более 100 тысяч строительных компаний – есть, с кем работать на этом направлении и с кого спрашивать.
Нужно сказать, что СРО не остаются в стороне от обеспечения кадрами хотя бы собственных членов, но опыт этот, как выясняется, печальный – о нем рассказал председатель Совета СРО «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко. Ассоциация заключила договоры целевого обучения студентов, но через 3 года из 83 человек, пришедших по договорам, на стройке осталось 3 человека – никто не хочет там работать, холодно, тяжело, кроме того, часто предлагают неофициальное трудоустройство. Строительным компаниям выпускники колледжей – по сути, дети – не нужны, потому что компании все время в поиске разных объектов, и рабочие им нужны временные, а не постоянные. То есть, кадровые проблемы начинаются с проблем самих подрядчиков, которых нужно учить вести стабильный бизнес, с планированием на годы вперед. А самое слабое звено в цепочке – директора строительных компаний. Так что НОСТРОЮ точно есть, над чем работать со своими членами.
Кто в строители пошел, и чему там учат?
Так кто же идет учиться сегодня в строительные колледжи? Аналитика показывает, что очень часто школьники делают этот выбор спонтанно, не представляя всех особенностей труда строителя, а иногда просто потому, что больше идти учиться некуда – в тех же районных центрах обилия среднепрофессиональных учебных заведений не наблюдается. Поэтому довольно часто после окончания колледжа и первых месяцев работы на стройке наступает разочарование в профессии, и молодой специалист уходит в другие отрасли. Конечно, лучшие ссузы дают образование по современным профессиям, таким как ТИМ-моделирование, робототехника, проектирование и так далее, но в целом набор профессий достаточно традиционен.
Очевидно, что строительные колледжи выбирают не самые лучшие выпускники школ – тех впереди ждет высшее образование, но даже минимальный балл поступления в ссузы, который сейчас составляет 3,0, становится заградительным, например, для выпускников детских домов, которые готовы учиться на строителя. Антон Глушков предложил подумать, нужно ли заняться снижением этого балла? Или это понизит общий уровень абитуриентов до недопустимого?
И, кстати, президент НОСТРОЙ предложил начать осторожно формировать мнение, что высшее образование – это не массовый продукт, а удел для детей одаренных. Иначе в стране скоро будет избыток инженеров и недостаток квалифицированных рабочих кадров. Хотя сегодня и инженеров в большинстве отраслей экономики тоже не хватает – большинство выпускников того же МГСУ работодатели «разбирают» еще на 3-4 курсе.
Кстати, не лишним будет всесторонне обсудить и чисто финансовые вопросы: во-первых, повышение стипендий студентам колледжей, которая сейчас имеет просто издевательский уровень в 539 рублей в месяц. Очевидно, что для ее повышения нужно увеличивать финансирование самих колледжей, но больше мириться с этим нельзя. Во-вторых, нужно решить вопрос оплаты производственной практики студентов, которая сейчас является бесплатной для работодателя – а ведь первые собственные деньги могут привязать выпускника колледжа к этой компании навсегда.
И еще один очень важный аспект, который обсудили участники конференции – собственно, чему учить нынешних студентов колледжей, чтобы они имели необходимые знания и навыки и удовлетворяли запросам работодателей? По общему мнению, работодатели должны активно подключиться к формированию учебных программ, а также к организации производственной практики студентов на реальных строительных площадках и работах, причем под опекой и контролем опытных наставников. Как предложил первый замминистра строительства и ЖКХ России Александр Ломакин, нужно усилить практическую сторону обучения в СПО, закрепить за каждым колледжем свои компании, где студенты будут проходить практику.
Проблема здесь одна: из-за сокращения сроков обучения студенты колледжей – несовершеннолетние дети, и на стройплощадку им вход закрыт. Кстати, и выпускники колледжей довольно часто еще не достигают 18 лет – кто их возьмет на конкретную стройку с соблюдением всех норм законодательства в отношении труда несовершеннолетних? Несколько лет назад Минпросвещения усердно занялось сокращением сроков учебного процесса – и досокращалось! Возможно, это одна из причин, по которой 55% выпускников до стройки не доходят. Да, можно попытаться вернуться к старым срокам обучения, но для этого должны быть запросы от работодателей и определенное давление на Минпросвещения со стороны бизнеса.
Ну, и конечно, необходимо постоянно модернизировать сами учебные программы, а также непрерывно повышать уровень подготовки преподавателей – причем не только теоретической, но и практической. «Любая программа без преподавателей – пустая бумажка, – заявил Валерий Андреев. - Довольно часто педагоги либо имеют педагогическое образование, но ничего не понимают в строительстве, либо в колледже работают пожилые преподаватели с устаревшими знаниями, которые учат не тому, что нужно, а тому, что знают. Без поддержки работодателей эту проблему не решить, особенно в части стажировки преподавателей».
Очевидно, что в ближайшие годы строительную отрасль ждет очередной технологический рывок – на стройку приходит «цифра» во всех ее аспектах, и это заставляет перестраивать всю структуру управления проектом, что требует совершенно других навыков и знаний и от персонала, и от выпускников учебных заведений. Нужно понять, как сформировать новые специальности под потребности бизнеса с учетом тотальной цифровизации процессов – и это одна из задач Консорциума СПО, который работает под эгидой НОСТРОЙ.
И последнее, на что обратил внимание президент НОСТРОЙ Антон Глушков – это развитие материальной базы колледжей и обеспечение их необходимыми инструментами и материалами. Ранее иностранные производители обеспечивали колледжи своими материалами и приучали выпускников к своим инновационным технологиям – это самый честный способ продвижения своей продукции, считает Антон Глушков. Пример – компания КНАУФ, которая ввела таким образом свои стандарты качества в области сухого строительства и гипсокартона практически на территории всей страны. Но многие ли производители стройматериалов в регионах готовы бесплатно предоставить свой продукт для студентов своих же колледжей? Возможно, такая практика могла бы стать еще одной «звездочкой» для членов Национального реестра добросовестных производителей, который сформировал и ведет НОСТРОЙ.
Подводя итоги конференции, можно сказать, что обсуждение удалось: выступающие не старались искать правильные слова, а озвучивали вполне конкретные и острые проблемы подготовки кадров для стройки. Теперь все это хорошо бы обобщить и наметить план кампании по реальной реформе и среднего специального образования, и подхода работодателей к молодым специалистам. А иначе так и придется завозить иностранных рабочих – теперь уже из Индии, Зимбабве и Бангладеш.
© АНСБ, Лариса Поршнева