Экспертный совет НОСТРОЙ – один из самых первых «институтов», созданных на заре саморегулирования в строительной отрасли. Инициатива принадлежала первому президенту НОСТРОЙ Ефиму Басину, и с первого дня его возглавлял нынешний президент НОСТРОЙ Антон Глушков. В 2018 году его сменил на этом посту Алексей Белоусов, но главные принципы работы ЭС все эти годы оставались неизменными. О результатах работы, планах и подходах мы беседуем с председателем Экспертного совета НОСТРОЙ Алексеем Белоусовым:
— Алексей Игоревич, Экспертный совет НОСТРОЙ, который вы возглавляете, работает без малого 15 лет – сначала под руководством Антона Глушкова, а с 2018 года – под вашим. За эти годы сложилась и команда, и стиль работы. Как удается столь долго сохранять эффективность и свежесть взгляда на нормативно-правовую базу строительства?
— Работа Экспертного совета фактически с момента его создания основывается на двух постулатах: профессионализм и энтузиазм. У нас собрались люди неравнодушные, которые работают не за зарплату и не за какие-то преференции, а потому, что им это интересно – интересны новые законы, новые документы. Они пытаются внести свою лепту в то, чтобы и эти документы, и строительный мир стали лучше.
Более того, еще в первые годы, когда Экспертный совет (ЭС) возглавлял Антон Глушков, в нем сложилась интересная команда не просто единомышленников, но и друзей, которые годами встречаются на заседаниях ЭС, на других мероприятиях. Поэтому еще одна компонента, которая поддерживает ЭС в очень эффективном состоянии, – это личные отношения и дружба, которые складывались в течение этих лет.
Так что основа, на которой стоит ЭС, – это энтузиазм, профессионализм и дружеские отношения.
СПРАВКА АНСБ
с 2020 по 2024 годы Экспертным советом рассмотрено:
— 116 проектов федеральных законов;
— 41 проект иных нормативных правовых актов;
— 33 инициативы и предложения, поступившие от саморегулируемых организаций и их членов, от Окружных конференций НОСТРОЙ.
С 2020 по 2024 годы:
— подготовлено 138 экспертных заключений, 24 иных документа (справок, писем, методик, предложений);
— создано 138 рабочих групп для рассмотрения проектов нормативных правовых актов и предложений.
— Сейчас в строительной отрасли новые законы, постановления, приказы появляются постоянно – успевает ли Экспертный совет проработать их по-настоящему, удается ли вникнуть в каждый из них?
— Экспертный совет реагирует и берет в работу далеко не каждый документ или законопроект – иначе бы мы просто захлебнулись! Эксперты работают только над теми документами, которые прошли несколько фильтров. Первичный отбор документов, которые проходят на Экспертный совет, ведет председатель ЭС – на этом этапе оценивается, насколько проект интересен с точки зрения того, чтобы над ним поработали высококвалифицированные юристы. Бывают документы, в которых чисто технически меняются несколько слов, и это не требует юридической оценки. Таких документов довольно много, и мы не берем их на рассмотрение, но готовим письмо в их поддержку, которое направляем президенту НОСТРОЙ.
Вторая группа законов и нормативных актов, которая отсеивается на первом этапе – это документы, носящие настолько очевидный характер, что не поддержать их невозможно. Выносить такие документы на обсуждение экспертов, писать какие-то заключения совершенно нецелесообразно – и так всем понятно, что эти документы нужно принимать. За последние три-четыре года, особенно во время Ковид-19, таких документов также было много.
Третья группа, попадающая на первичное рассмотрение, – это специализированные законопроекты, которые связаны, например, с объектами культурного наследия, с тонкими вопросами земельного права. Здесь, как правило, председатель ЭС обращается к ведущим специалистам, которые занимаются этой тематикой. Например, вопросами земельного права у нас занимается Леонид Бандорин – он принимал участие в написании Земельного кодекса, и в этих вопросах разбирается лучше всех. Если поднимаются вопросы, связанные с государственными информационными системами, цифровизацией отрасли, я обращаюсь к Ирине Кузьма и прошу ее дать заключение, нужно ли ЭС заниматься этим документом.
И есть группа документов, которые доходят до рассмотрения ЭС, потому что они или спорные, или сильно влияют на строительную отрасль, – на них мы готовим письма в поддержку или против документа, а также даем экспертное заключение – или положительное, или с замечаниями.
Вот такие фильтры проходит тот огромный законопроектный и нормативно-правовой поток, прежде чем им займется ЭС. Это уберегает наших экспертов от рутинной и ненужной работы.
— НОСТРОЙ по закону и по факту стоит на защите интересов строительного комплекса. С этой точки зрения, какие законопроекты прошли через Экспертный совет, которые затем дали строителям спокойнее и эффективнее работать?
— Таких документов довольно много. В качестве примера могу привести нашу позицию и большое отрицательное заключение, которое подготовил ЭС, на попытку ввести обязательный порядок археологических исследований на каждой стройке. Понятно, что все мы живем на землях исторических поселений или там, где они когда-то были – это одна ситуация. Здесь археологические исследования еще можно объяснить. Но требования чуть ли не на каждой стройке, даже в чистом поле проводить такие исследования – это перебор. Поэтому Экспертный совет не поддержал законопроект в той редакции, которая была представлена на рассмотрение. Для строителей такие ограничения не только невыгодны чисто экономически, но и затратны по времени – по факту такого количества специалистов для проведения археологической экспертизы просто не существует, и эта экспертиза может длиться годами. А уж если что-то найдут на участке – это вообще останавливает стройку, может быть, даже навсегда. Тот закон, который нам предложили рассмотреть, мог остановить всю стройку в России.
Также довольно много заключений мы давали по закону о комплексном развитии территорий (КРТ). Предлагали и до сих пытаемся провести идею освоения через механизм КРТ промышленных зон, которые во многих крупных городах находятся чуть ли не в центре, используются не по назначению и не дают городу развиваться. Будем и дальше пытаться провести это решение.
Разумеется, мы занимались постановлением Правительства РФ № 1315 об изменении твердой цены контракта. НОСТРОЙ давал положительный отзыв на этот документ – это один из тех документов, которые не требуют глубокого анализа в связи со своей простотой и очевидностью.
СПРАВКА АНСБ
Экспертным советом с 2020 по 2024 годы рассмотрены:
— Постановление Правительства РФ от 27 июня 2020 г. № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам»;
— Федеральный закон от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 10.07.2023 № 296-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 22.07.2024 № 186-ФЗ «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу»;
— Федеральный закон от 26.12.2024 № 486-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
— законопроект № 779131-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (о совершенствовании саморегулирования в строительстве), в данное время находящийся на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
— Как вы формулируете главные направления по законодательному обеспечению строительной отрасли, на которые нужно обращать самое пристальное внимание?
— Совершенно точно это законопроекты и документы, направленные на сокращение административных барьеров в строительстве. С этим работает и Минстрой России, и профессиональное сообщество на протяжении многих лет, но по-прежнему из поля зрения этих сокращений выпадают такие процедуры, которые носят неочевидный характер.
Например, есть такая процедура, как согласование проекта планировки и межевания территорий – в постановлении Правительства РФ она написана как одна процедура. Предполагается, что застройщик подал заявку и получил согласованный ППМТ – в один шаг. А на самом деле под этим одним согласованием регионы выдумывают несколько процедур и несколько десятков согласований! Например, в Петербурге ППМТ линейного объекта – дороги – занимает до полутора лет! Для дома эта процедура может составлять года два – а на бумаге это одна процедура. Поэтому внимание Экспертного совета будет обращено на то, чтобы бороться с такими скрытыми процедурами, которые тормозят строительство.
Второе направление – это цифровая трансформация строительной отрасли, то, без чего сейчас уже жить и работать нельзя. Грамотное использование цифровых инструментов и технологий повысит не только эффективность работы, но и скорость согласования всех этапов создания объектов.
Третье направление касается совершенствования механизмов, связанных с подготовкой градостроительной документации, в том числе механизмов КРТ, мастер-планов и так далее.
Кроме того, в феврале этого года Экспертный совет утвердил экспертное заключение на законопроект, связанный с реформированием системы СРО в строительстве, – оно довольно развернутое по всем позициям. Часть изменений мы поддерживаем, часть – нет, и в дальнейшем, разумеется, будем внимательно отслеживать этот закон. И в целом ни один законопроект, связанный с саморегулированием, без внимания ЭС не останется.
— А будет ли Экспертный совет что-то пытаться сделать с 44-ФЗ о госзакупках? Строители уже много лет настаивают, что нужно выводить из-под него строительную отрасль или писать специализированный закон. Уже и депутаты говорят, что нужно что-то делать – в области строительства этот закон работает плохо. Может быть, пора опять возвращаться к этому вопросу и бить в одну точку?
— Разумеется, мы будем отслеживать все инициативы в этой области. Но это такая болезненная тема – она на протяжении многих лет обсуждается на разных уровнях, где всегда сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения. С одной стороны, это желание довести до конкурса именно профессионального подрядчика, а с другой стороны – требования экономического блока, когда нам говорят, что главное не то, как мы построим и с каким качеством, а чтобы цена была минимальная. Многие годы эти две точки зрения борются между собой, но работа в этом направлении профессиональным сообществом ведется, и мы надеемся, что она будет поддержана в Минстрое России.
© Агентство новостей «Строительный бизнес».