В России традиционно популярен сегмент автомобилей, в основе силовой конструкции которых лежит рамная конструкция. Как правило, это проходимый и надежный транспорт, способный справится с отсутствием дорожного полотна и крайне полезный в хозяйстве.
После официального ухода с российского рынка целого ряда брендов, расстановка сил в этом сегменте поменялась. Ранее, одними из лидеров были внедорожники Toyota – Prado и LC 200/300. Сейчас они также доступны по параллельному импорту, но из-за логистических цепочек и возросшей стоимости их продажи существенно упали.
Тем не менее, новые модели от китайских брендов, которые стали доступны потребителям в последние несколько лет, успешно заняли нишу рамных внедорожников. В «Росбанк Авто» наибольшим спросом пользовались Tank 300, Haval H9 и, как ни странно, модели Mitsubishi (Pajero, Pajero Sport, L200).
«Спрос на автомобили с рамной конструкцией в России стабилен, однако в 2022 году были заметны проблемы с предложением из-за ушедших брендов. Однако, еще до их ухода стабильным спросом пользовался внедорожник Haval H9. После выхода на российский рынок бренд Tank от Great Wall Motors сразу же нашел своего покупателя.
Портрет автолюбителя, выглядит следующим образом – это женатые мужчины, 40-50 лет, преимущественно проживающие в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, в Республиках Татарстан и Башкортостан», - говорит начальник управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик.
По возрастным категориям в 2023 году на возраст от 23 до 30 пришлось всего 3% продаж. Как правило, «рамники» предпочитают люди постарше, в возрасте от 30 до 40 - 26% продаж, столько же приходится на возраст 50-65 лет. Основной потребитель внедорожников этого типа, 44% приходится на 40-50 лет. В возрасте 65+ среди клиентов «Росбанк Авто» рамные авто предпочел лишь 1%.
В начале 24 года возрастные категории несколько поменялись. Молодая аудитория проявила больший интерес, 20-30 лет уже 4%, а в возрасте 30-40 целых 34%. По-прежнему лидеры в возрасте от 40 до 50 - 37%. От 50 до 65 лет - 22%, а доля клиентов 65+ выросла до 3%. В среднем, покупатель рамного внедорожника помолодел на год, средний возраст заемщика – 44 года.
Традиционно, по гендерному признаку такую брутальную технику предпочитают мужчины. В 2023 году таких заемщиков было 78%, однако в начале 2024 прекрасный пол проявил больший интерес проходимым авто (74% мужчин на 26% женщин).
Такой транспорт больше для семейных людей, 79% женатых/замужних в 2023 году, 78% в 2024.
География потребителя в 2023 году и в начале 2024 значительно поменялась. Прошлый год лидерство за столичным регионом - 13% и Московской областью - 10%. На третьем месте Санкт-Петербург - 7% и Республика Башкортостан - 5%. На старте 2024 года «рамники» были популярны в Республике Татарстан (8%). Второе место сохраняет Московская область, условно деля его с Челябинской: на них приходится 7% продаж, с незначительным отставанием последней. А прошлогодний лидер, Москва делит четвертое и пятое место с Краснодарским краем, у обоих по 6%, с небольшим перевесом в пользу Краснодара. Однако год только начался и, возможно, подводя итоги 2024 мы будем наблюдать совсем другую картину.