27 октября в Галерее Зураба Церетели состоялась отраслевая конференция «Медиабизнес», организованная деловым изданием «Ведомости». Спикеры обсудили ключевые тренды и перспективы развития российского медиарынка.
Первую сессию – «Все свои? Как происходило «импортозамещение» ушедших зарубежных площадок и брендов на рекламном рынке» – открыла модератор Ксения Болецкая, директор по взаимодействию с индустрией, «Яндекс». В сессии также приняли участие: Ольга Барская, вице-президент по развитию бизнеса и маркетингу, OMD OM Group, Алла Данилина, директор по стратегическим и инновационным продуктам, NMi Group, Алексей Липилин, заместитель генерального директора по стратегии и развитию, «Триколор», Дмитрий Медников, управляющий директор, «Русская медиагруппа», Борис Пешняк, коммерческий директор, группа компаний Russ, Марина Разумова, заместитель генерального директора, финансовый директор, «ГПМ развлекательное телевидение», и Каролина Соколова, генеральный директор, сейлз-хаус «Эверест».
«Еще год назад было нервно, так как крупнейшие игроки забрали свои деньги, но сегодня контекст совсем иной. Нарастили бюджеты отечественные игроки, локализуются и «приземляются» в России игроки глобальные», – отметила модератор Ксения Болецкая.
«Рекламный инвентарь сегодня востребован. Думаю, на октябрь-ноябрь он у всех уже продан, и компании фиксируют будущий год. И для нас сегодня важно инвестировать в технологии, в медиамузыкальные инструменты», – добавил Дмитрий Медников, управляющий директор, «Русская медиагруппа». Он также поделился планами «Русской медиагруппы» запустить новую стриминговую платформу, которая объединит музыку всех радиостанций, входящих в состав холдинга, это позволит реализовать интеграцию с операторами больших данных.
«Сейчас происходит «платформенное безобразие». Два-три года назад и каналы, и платформы выпускали по одному дорогому проекту в год. Считалось, 40–45 млн рублей за серию – нонсенс. А в этом году Вайнштейн знает уже почти десять сериалов, где цена одной серии варьируется от 80 до 100 млн рублей. Это невозможно отбить никогда и нигде даже за 570 лет. Люди, которые раньше работали за определенный гонорар, поднимают его в 6–7 раз. Это история, которую надо решать, иначе мы просто лопнем. Нельзя покупать то, что стоит определенные деньги, намного дороже», – рассказал генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн в публичном интервью Марии Истоминой.
«Стоимость проектов НТВ растет неизбежно. Каналу помогает большое количество франшиз, и, если продакшн сделал несколько сезонов по определенной цене, увеличение достаточно стабильное – 5–10%. НТВ старалось удержать стоимость эпизода где-то в районе 12–13 млн, но сейчас она доходит до 15 млн рублей. Прогноз Вайнштейна: у всех будет рост каждый год на 10–15% любого продукта. Падение рекламных доходов НТВ в прошлом году было менее 10–15%. Делать выводы по этому году еще рано, так как в сентябре рост бюджетов приостановился, в том числе из-за новой ставки ЦБ», – дополнил генеральный директор НТВ Алексей Земский к сказанному Вайнштейном.
Далее модератором сессии «Пациент скорее жив: перспективы развития российской киноиндустрии» выступила Мария Истомина, редактор отдела «Медиа и культура», деловое издание «Ведомости». Участниками стали Алексей Васясин, генеральный директор, объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино», Алексей Воронков, председатель, Ассоциация владельцев кинотеатров, управляющий партнер, киносеть «Синема 5», Вадим Иванов, генеральный директор, «Атмосфера кино», Антон Малышев, исполнительный директор, фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм», и Светлана Максимченко, директор, кинотеатр «Ударник». Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков отметил, что за 2022 год в стране закрылось 130 коммерческих кинотеатров. В основном это относится к многозальникам в больших городах, которые были затратными по содержанию. Однако падение нивелировалось числом площадок, открытых по программе Фонда кино. Воронков напомнил, что за год топ-10 киносетей закрыли 131 кинозал, они изначально открывались в больших городах и были дорогими по содержанию. По данным спикера, в настоящий момент суммарно в стране работает около 2167 кинотеатров, в них функционирует около 5100 кинозалов.
В рамках паблик-тока генеральный директор «Национальной медиа группы» (НМГ) Светлана Баланова рассказала о новой творческой платформе. «В этом году РЕН ТВ выпустил несколько очень знаковых сериалов. Это, исторический детектив и новый жанр такого городского фэнтези, в том числе с историческим уклоном.», – рассказала Светлана Баланова. «Мы создали большую творческую платформу «Создатели», под которую мы заводим все наши активности, связанные с развитием талантов. У нас есть киношкола, которая, конечно, готовит не только для нас, а для всего рынка профессионалов.», – также отметила гендиректор НМГ.
В ходе паблик-тока с Олегом Новиковым, совладельцем издательской группы «Эксмо-АСТ», группы компаний «Литрес» и сервиса «Литнет», модератор Мария Истомина спросила: «Очень долгое время никто не пытался, по крайней мере привлечь аудиторию ушедшего сервиса Storytel. И буквально недавно, осенью этого года, стратегию выхода на рынок аудиокниг обозначил ВК. Как все-таки вы видите то, каким образом, где объявится аудитория Storytel, который ушел?»
«Я думаю, она частично уже объявилась на том же «Литресе», возможно, в «Букмейте», на «Яндексе». Но на «Яндексе», скорее, это другая аудитория, это дополнительная аудитория, которую привлек «Яндекс». А так я думаю, что она постепенно по существующим сервисам разошлась. И тот, кто имеет большую долю, тот получил большую часть аудитории», – ответил Олег Новиков.
«Для нас как для лидеров рынка крайне важно развитие рынка. И все, что развивает рынок, мы стремимся поддерживать и помогать этим усилиям. И выход новых игроков, безусловно, расширяет аудиторию – первое. Второе: он дает новые возможности. Третье: у нас есть общая проблема с пиратством. И качество сервиса – это наиболее значимый фактор борьбы с пиратством, помимо законодательных инициатив и ограничений. «Яндекс», конечно, с его широкой аудиторией стал предоставлять эту возможность для тех, кто раньше, думаю, не потреблял книги. И, собственно, динамика этого года показывает, что в прошлом году у «Литреса» практически не осталось конкурентов, а роста не было. В этом году при усилении конкуренции темпы роста «Литреса» более 25% в выручке. Значит, рынок расширяется, на растущем рынке места хватает всем. И, конечно, конкуренция – это в интересах читателя. И для нас это всегда наиболее значимый критерий при принятии решений. Все, что помогает читателю потреблять книги, увеличивает потребление, мы готовы горячо поддерживать», – также поделился Олег.
Модераторами последней на мероприятии дискуссии – «Битва ёкодзун: как изменился рынок цифровых книг с приходом крупных экосистемных игроков?» – выступили Мария Истомина и Дмитрий Колесов, директор департамента новых технологий, J’son & Partners Consulting.
«Первый вопрос, конечно, про динамику прошлого года, она была нулевой впервые в истории. Здесь хотелось бы понять с вашей помощью, насколько вы видите, насколько это долгосрочный тренд и какие факторы будут способствовать тому, что рынок будет выходить из этой нулевой динамики?» – спросила Мария Истомина у Дарьи Анжело, директора по маркетингу, «Букмейт».
«У нас есть совершенно четкая задача ― растить рынок. Как правильно сказал Олег Евгеньевич, мы вовлекаем в чтение, и это наша самая большая цель ― вовлекать в чтение как можно больше людей, причем особенно тех, кто читает мало, редко, от случая к случаю, кто давно забыл, какое это счастье ― читать. И вот если нам удастся это сделать и вовлечь в чтение этих людей, то объем рынка существенно увеличится, это совершенно точно. И то, что мы на правильном пути, говорят данные наших опросов. Например, пользователи, которые подключились к «Букмейту»: 33% говорят о том, что они раньше вообще не читали, а 45% говорят, что стали читать больше. И вот это, кажется, показывает то, что мы на верном пути», – ответила Дарья.
«Бумага до сих пор драйвит чтение, а электронные книги в дополнение?» – задал вопрос Дмитрий Колесов, на что получил ответ от Ирины Лихонкиной, руководителя направления «Книги», Ozon: «Ну, если посмотреть доли рынка, сколько занимает диджитал, сколько занимает бумага, то есть здесь вопрос. Я не хочу сказать, что одно тянет другое, то есть, безусловно, это идет завязка полная, потому что если брать в принципе статистику продаж, то есть разные категории людей: кто-то до сих пор любит бумагу, кто-то любит электронные книги. Поэтому я бы здесь не обесценивала ни один из каналов абсолютно, это полная взаимопомощь, и, соответственно, рост продаж и книг – вернее, книг в любой из ипостасей – будет однозначным».
«Все-таки большая доля рынка читает в бумаге. И, наверное, в этом есть что-то, потому что бумагу важно трогать, кому-то важно, чтобы она стояла на полке, собирать свои полки, гордятся люди этим, они дарят книги. И нам важно, чтобы это сохранилось. Нам всем, индустрии, важно, чтобы это продолжало работать, потому что это классно, что люди читают. И мы у себя в сервисе, когда заметили эту тенденцию, что люди не отказываются, а иногда параллельно читают книгу и электронную, и бумажную, мы даже специально сделали фичу, что можно отсканировать страницу, где ты находишься в бумажной книге, и сразу подтянется в электронной в месте, где ты остановился. Чтобы люди не останавливались. Потому что многих – ну, по крайней мере, я читал раньше две разные книги, бумажную и электронную, – потому что вот совмещать было тяжело. Вот мы чуть-чуть помогли в этом плане и сейчас посмотрим, как это будет работать. И я считаю, что так оно и будет развиваться. Возможно, проценты будут меняться, но то, что будут и бумажные книги, и электронные на горизонте там, не знаю, 10–20 лет, ну, в общем, на моем веку, я уверен, бумажные книги еще будут продаваться», – добавил Игорь Косолап, директор департамента развития цифровых продуктов, МТС.
А завершилась конференция вечерним коктейлем и обсуждением в непринужденной атмосфере.