28 февраля проведением круглого стола «Инфраструктура для страны 2024: новые стройки, новые возможности» деловое издание «Ведомости» открыло конкурсный цикл премии в области инфраструктурных проектов «Ведомости Импульс». Анастасия Бойко, редактор отдела экономики делового издания «Ведомости», инициировала дискуссию о том, как и в каких пропорциях государство и бизнес должны взаимодействовать при реализации долгосрочных и капиталоемких проектов и как должен развиваться механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
Мария Синичич, директор департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, отметила, что «преобразование» регионов сейчас идет комплексно, с акцентом на инфраструктурное развитие. Двухлетний цикл программы «Инфраструктурное меню» показал: на каждый рубль бюджетного финансирования приходится более трех рублей из внебюджетных источников. Ряд регионов начинают изменяться к лучшему благодаря правительственным мерам поддержки. Например, Астрахань, которая модернизирует систему водоснабжения благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту.
Александр Киревнин, директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития России, рассказал, что рынок ГЧП в прошлом году, по предварительным данным, составил 720 млрд рублей, из них 409 млрд рублей – это внебюджетные источники. Этот рынок, по его словам, развивается активно: в 2022 году был рекордный рост более чем в 80% по отношению к 2021-му. В этот раз результат будет скромнее, но все равно ощутимым.
Ксения Сухотина, генеральный директор дивизиона «Русатом инфраструктурные решения», рассказала, как они работают в 17 городах страны (как в закрытых центрах атомной отрасли, так и в крупных региональных центрах): «Сейчас мы уже говорим о стратегии 2045 [года]. Такое долгосрочное планирование присуще атомной отрасли». По ее словам, важно понимать, куда «двигается» город, как он дальше будет развиваться, какая инфраструктура нужна для этого, как прийти туда с концессией. «ГЧП мы любим и не боимся, несмотря на все концессионные сложности и на то, что происходит на рынке [а именно: рост ключевой ставки]».
Сергей Евдокимов, управляющий директор бизнес-блока ВЭБ.РФ, отметил, что повышение ключевой ставки является стрессовым сценарием как для инициаторов [инфраструктурного] проекта, так и для кредитующих этот проект банков. В зависимости от стадии реализации проекта бывают разные инструменты поддержки. Один из них – это «Фабрика проектного финансирования», где инициатор проекта (заемщик) получает субсидию, которая нивелирует рост ключевой ставки. На текущий момент предел ключевой ставки, после которого заемщик получает субсидию, это 7–8%. Что касается новых проектов, здесь прерогатива принятия решения всецело принадлежит инициатору проекта. И если такое решение принимается, то ВЭБ.РФ оказывает следующие меры поддержки: предоставление денежных средств заемщикам на основании договоров синдицированного кредита (займа), предоставление государственной гарантии по облигациям «Фабрики» и т. п.
Что касается возможностей финансирования в так называемых инфраструктурных мегапроектах (которые исчисляются триллионами рублей), то здесь механизм ГЧП является важнейшей альтернативой прямому бюджетному финансированию, полагает Евдокимов.
Александр Аксаков, директор подразделения «Инфраструктурные облигации» «Дом.РФ», рассказал, что сейчас в портфеле госкорпорации 46 проектов с общей суммой кредита 150 млрд рублей. Выбрано около 70 млрд из этой суммы, то есть большая часть проектов находится в активной стадии, добавил он. По словам Аксакова, в прошлом году правительственной комиссией по региональному развитию было одобрено еще 14 новых проектов. Финансирование осуществляется через выпуск инфраструктурных облигаций: в 2023 году «Дом.РФ» осуществил два таких выпуска на 45 млрд рублей. В конце февраля закрылась книга заявок еще по двум размещениям на общую сумму 20 млрд рублей. Аксаков отметил, что в этом году «Дом.РФ» планирует сделать еще несколько таких выпусков.
Павлу Селезневу, генеральному директору Национального центра ГЧП, было приятно отметить, что действительно масштабные проекты реализуются в самых разных отраслях: «Например, уже подписана концессия в Ленинградской области по строительству магистрали скоростного движения на сто с лишним миллиардов рублей. В Нижнем Новгороде реализуется проект на 64 миллиарда, тоже в области транспорта». Он выразил надежду, что проектов таких будет больше, и в основном за счет частной инициативы, за счет того, «что бизнес действительно будет активно заходить в такие проекты и выстраивать долгосрочные отношения с государством».
Игорь Ищенко, генеральный директор «Корпорации развития Нижегородской области», подтвердил, что сфера ГЧП развивается, «обрастает» экспертизой. Сейчас «в орбите» корпорации только концессий на сумму более 130 млрд рублей. Он полагает, что регион уже состоялся как локализованный производитель определенной номенклатуры транспорта (а именно — трамвайной техники и электробусов). Практически во всех проектах есть софинансирование государства: это или региональные, или федеральные деньги. При этом практически все проекты в области софинансируются банковским [бизнес] сообществом.
Элина Жиганова, начальник отдела развития ГЧП Агентства инвестиционного развития Татарстана, выступая по видео-конференц-связи, поведала собравшимся, что сейчас в республике действует 125 концессионных соглашений, из них всего лишь одно – это соглашение о муниципально-частном партнерстве. Самая большая часть – это объекты коммунальной инфраструктуры (106 концессионных соглашений). Самое крупное – проект строительства автомобильной дороги Шали – Бавлы, которая уже в 2024 году должна быть введена в эксплуатацию. Жиганова уверена, что «объекты, которые простаивают, не эксплуатируются, необходимо передавать частному бизнесу, вовлекая их в хозяйственный оборот». Сейчас в республике проводится инвентаризация таких объектов.
Ольга Рубан, заместитель генерального директора инвестиционного дивизиона группы «ВИС», рассказала, что для холдинга перспективы развития на ближайшие годы связаны с реализацией одного из крупнейших инфраструктурных проектов в России – это строительство мостового перехода через реку Лену в Якутии. Этот проект не имеет аналогов в мировом мостостроении, потому что это вантовый мост, который строится в вечной мерзлоте. Он обеспечит круглогодичное сухопутное сообщение между западной и восточной частями Якутии: сейчас около 70% ее населения не имеет связи с «большой землей» примерно 5–6 месяцев в году. Планируется, что с запуском в эксплуатацию моста пассажиропоток достигнет 8 миллионов человек в год, а совокупный положительный эффект на рост ВРП Якутии может составить до 3% ежегодно. Этот проект стал частью мастер-плана развития Якутска, он станет драйвером развития прилегающих территорий, всей экономики Якутии и Дальневосточного региона и будет иметь значительный мультипликативный эффект. Группа «ВИС» сейчас использует весь спектр инструментов, имеющихся на рынке, для привлечения внебюджетного финансирования в проекты: от классических банковских кредитов до выпуска облигаций. Начиная с 2017 года группой было выпущено облигаций на 14 млрд рублей, 6 млрд из которых уже погашены, за счет этих денег финансируются как текущие проекты, так и новые инвестиционные инициативы.
Россия фактически оказалась отрезана от традиционных рынков сбыта и поставок оборудования, машин, из-за этого приходится адаптировать уже одобренные проекты и проектную документацию, отметил директор сектора инфраструктуры и развития городов ГК «Спектрум» Максим Луньков. Компаниям пришлось думать, как заменить оборудование без ухудшения качества его характеристик, указал он. В 2021 году правительство позволило пересматривать ранее подписанные госконтракты. Благодаря этому удалось пересмотреть стоимость строительства и увеличить капитальный грант более чем на 20% по некоторым проектам, отметил Луньков.
Григорий Смирнов, партнер независимой юридической компании Nikolskaya Consulting, полагает, что «частного бизнеса сейчас объективно не хватает на все задумки [государства] по реализации крупных проектов». Он видит проблему ГЧП в том, что поддержка [государства] не может быть бесконечной: «И поэтому хотелось бы, чтобы на уровне проработки проектов, неважно какого уровня – муниципального, регионального или федерального, не ставилось неразумных ограничений для концессионеров, не было неразумных штрафов (которые все равно концессионер переложит на потребителей, чтобы иметь возможность зарабатывать), чтобы [концессионеру] способствовали в согласовании тарифа и не ограничивали другую экономическую деятельность».