Фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities 2023 объявляет победителей открытого конкурса

Экспертное жюри Rosbank Future Cities 2023 и организаторы открытого конкурса: VCA (v confession agency) в стратегическом партнерстве с Росбанком - выбрали 5 цифровых художников - победителей, чьи работы максимально отвечают миссии фестиваля и поставленным задачам.

Главной миссией фестиваля является популяризация цифрового искусства. Проект призван поддержать молодых художников из разных регионов России, сделать их цифровое искусство доступным широкой аудитории.

Цель фестиваля этого года — исследовать, как изменение нашего отношения к еде и осознанный выбор продуктов влияют на наше будущее и на экосистему.

Согласно условиям конкурса, участники представили проекты, посвященные теме гастрономии в контексте устойчивого развития. Свои творческие исследования они посвятили теме «Гастрономический код: ответственное потребление в цифровом завтра».

Победителями открытого конкурса стали: FLOWGARDENZ, Мария Купцова, Елена и Иван Митрофановы, Анна Мохова, Вадим и Дарья Смахтины, Мария Федорова.

Как отметила Екатерина Плужник, руководитель направления устойчивого развития Росбанка: «В этом году перед жюри стоял сложный выбор. На конкурсмы получили довольно много работ молодых художников, которые вдохновляются реальными научными исследованиями и создают многослойные арт-объекты на стыке искусства, естественных наук и технологий. Авторы исследовали недооцененные, забытые или вытесненные локальные продукты, цикл производства, тему фермерства в городском пространстве и многое другое. Задача фестиваля в этом году - поднять дискуссию не только о гастрономических привычках, но и в целом переосмыслить потребительское поведение общества для устойчивого развития городов будущего».

Работы художников рассматривают весь цикл производства, упаковки, распределения, потребления и утилизации продуктов на нескольких уровнях: в масштабе тела, масштабе дома, города и планеты.

«В этом году получилось собрать проекты, которые очень по-разному соединяют в себе исследование темы еды с цифровой культурой и городским пространством. Ситифарминг, вторичное использование пищевых продуктов, гастрономия, созданная с помощью алгоритмов искусственного интеллекта – это лишь несколько примеров актуальных тем, с которыми работают художники. Современные технологии меняют наши представления о еде как социальном опыте, открывают необычные способы восприятия вкусов, запахов и текстур, но также дают новые возможности изменять всю продовольственную систему к лучшему. Вопросы еды шире границ тарелки: это вопросы о культуре, идентичности, политике, природе, здоровье, инновациях и многом другом. Художественные практики позволяют по-новому формулировать эти вопросы и выстраивать смысловые связи», – Ольга Вад, куратор Rosbank Future Cities.

Проекты и художники фестиваля Rosbank Future Cities 2023:

SWEET SEAWEED

В центре проекта лежит вопрос: может ли нейросеть, обученная на изображениях ингредиентов с меньшим экологическим следом, сформировать привлекательный образ продукта у человека, изменив его выбор в пользу осознанного потребления?

Проект исследует, как технологии меняют наши представления о еде как социальном опыте, открывая необычные способы восприятия вкусов, запахов и текстур, и предоставляя новые инструменты влияния на всю продовольственную систему. 

FLOWGARDENZ 

Мультидисциплинарный художественный коллектив, объединяющий городских активистов, ученых, художников, дизайнеров и других любителей природы. 

На счету команды сотрудничество с такими брендами и проектами как GUCCI, ГЭС-2, Vogue, Levis, Puma, Adidas, Yandex, Kappa, Sila Sveta, Stereotactic, blazar, а также съемки мини-сериала с киностудией им. Горького, серия перформансов-импровизаций Still Life, двухдневный рейв III, посвященный единству человека, природы и технологий, в рамках арт-резиденции Jager Night Embassy и другие проекты.

NATURA COGNITA

Проект, который исследует городское фермерство, объединяет биологическую и цифровую экосистемы и превращает природу в инструмент новой экономики. 

Ситифермерство предполагает выращивание, переработку и распределение продуктов питания в городских районах или вокруг них, что позволяет обеспечивать жителей свежими продуктами питания. Художники разработали движок Natura Cognita Engine, которые автоматизирует процесс сбора и преобразования данных с сенсоров, которые используются в вертикальных фермах для поддержания жизнедеятельности растений. Другая функция движка заключается в создании цифрового отображения природы на основе полученных данных, по сути, генерации цифрового искусства.

ЕЛЕНА МИТРОФАНОВА

Архитектор External Reference Architects. Основатель проекта-исследования Nature Cognita. Магистр архитектуры Institute for Advanced Architecture of Catalonia

ИВАН МИТРОФАНОВ

Разработчик, инженер, программист, мастер цифрового производства, классический филолог, научный редактор издательства “Эксмо”

ВАДИМ СМАХТИН

Креативный технолог, работающий на стыке искусства, экологии и web3. PhD кандидат и приглашенный лектор в университете Инсбрука (лаборатория синтетического ландшафта, институт городского дизайна)

ДАРЬЯ СМАХТИНА

Междисциплинарный художник и архитектор, сооснователь ἐphiera ONE - студии, которая создает пространства для метавселенных и художественные проекты на грани физической и виртуальной реальности

ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ ДЕГУСТАЦИИ

Проект обращается к теме продовольственной системы в контексте устойчивого развития. Исследование предлагает изучить потенциал тренда на локальные культуры в ресторанах, возвращение забытых вкусов, вторичного использования продуктов и употребления всех частей растений на примере такой садово-ягодной культуры, как вишня.

МАРИЯ ФЕДОРОВА

Художница работает на стыке искусства, UI/UX-дизайна и архитектуры, исследуя формирование новой реляционной эстетики в ходе совместной эволюции человека и технологий и слияния виртуальной реальности и реальной жизни.

Мария окончила Московский архитектурный институт в 2012 году. В 2018 году она получила степень магистра изящных искусств в Central Saint Martins в Лондоне, а в 2019 году приняла участие в программе «Новая норма» в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Ее работы выставлялись в Европе, Азии, Южной Америке и России, в том числе: павильон России на XXII Миланской триеннале, Bienalsur 2021 — биеннале в Аргентине, публичная программа Tate Exchange в галерее Tate Modern в Лондоне, Living Matter в Новая Третьяковская галерея в Москве, выставка World On A Wire, кураторами которой являются Rhizome of the New Museum (NYC) и Hyundai Motor Company. 

CORPUS

В проекте художница обращается к теме натурального и биодинамического земледелия. Этот тип ведения хозяйства был популярен в древности: во времени Древней Греции и Римской империи ученые определяли по астрономическим приборам, какой сейчас цикл луны и где находятся звезды, в том числе потому, что это напрямую соотносится с урожайностью. Сегодня эти принципы возрождаются: особенно обращают внимание на положение луны на биодинамических винных хозяйствах – от этого зависит количество влаги в винограде. Но биодинамика представляет также и совершенно другой тип отношения к природе, чем традиционное сельское хозяйство: это уважение к земле и населяющим ее животным, поддержка хозяйства без использования химикатов.

АННА МОХОВА 

Художница, дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна, выпускница Chelsea College of Art & Design.

Работает со скульптурными объектами, инсталляцией и интерактивными устройствами, используя такие материалы, как золото, латунь, мед и пчелиный воск. 

Вдохновленные классическими фресками и скульптурами, ее работы направлены на то, чтобы ставить под сомнение границы между реальным и метафизическим.

HYPH предлагает поменять эстетику и этику производства пищи.

Проект исследует сценарии, когда свойственные определенному климату плоды, произрастают в городской среде, создавая новую эстетику урбанистического пространства. Следуя климатическим особенностям российских городов, а также русским кулинарным традициям и обычаям сбора грибов, HYPH предлагает интегрировать грибные сады в общественные городские пространства. 

Мицелий, помимо обеспечения ресурса пропитания для человека, играет важную роль в экосистеме, поскольку он помогает разлагать органические вещества, перерабатывать питательные элементы и формировать симбиотические отношения с растениями и другими организмами. Грибы могут служить индикаторами здоровья окружающей среды, поскольку они чувствительны к изменениям качества воздуха и воды, и их можно использовать для мониторинга наличия токсинов или других загрязняющих веществ в городской среде. 

МАРИЯ КУПЦОВА

Художник, архитектор и исследователь. В своей практике она изучает синтетические формы интеллекта и эстетики, создавая киборгические объекты, системы, процессы и интерфейсы. 

Докторская диссертация Марии изучает техники биомашинного дизайна с целью придания биологического интеллекта неорганическим объектам и синтетическим средам.

Интерес к биопрограммированию возник у Марии в период обучения и преподавания в IAAC в Барселоне, где она на практике изучала методы биоцифрового дизайна и производства, а также внедрение биоцифровых процессов в городскую среду. Это направление исследования информирует художественную технику Марии, разрабатываемую в ходе ее личной художественной практики, а также внутри исследовательской и академической работы в Университете Инсбрука, Школе архитектуры Бартлетт UCL, Digital Future Colloquium, Университете ИТМО, ДВФУ, ВШУ и других институция.

Организатором фестиваля Rosbank Future Cities является VCA (v confession agency) в стратегическом партнерстве с Росбанком.

Впервые фестиваль Rosbank Future Cities прошел в июле 2021 года одновременно в шести городах России (Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург) и привлек более 65 000 участников. В рамках темы «Города будущего» на Фестивале было представлено пять AR-работ молодых российских художников из разных городов — Кирилла Макарова (Санкт-Петербург), Яна Посадского (Воронеж), Digital Object Alliance (Саша Пучкова и Анна Леонова, Москва), Софьи Скидан (Ухта/Москва) и Анны Таганцевой-Кобзевой (Санкт-Петербург/Москва). Фестиваль 2021 стал Специальным проектом Московской международной биеннале молодого искусства.

В 2022 году Фестиваль был посвящен проблеме гармоничного взаимодействия современного человека с окружающей средой в контексте города. Центральной частью Фестиваля стала метавселенная, в которой были представлены пять проектов молодых художников в цифровом формате. Физические арт-объекты появились в пяти городах России, а также в рамках Фестиваля были проведены live-перформанс и ряд образовательных мероприятий.

Другие пресс-релизы