4 июля, в первый день проведения международной выставки «Иннопром-2022», в Екатеринбурге прошла сессия «Ведомостей» «Технологии в движении, технологии на производстве». Модератором сессии выступила Екатерина Кинякина, редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» делового издания «Ведомости». Она напомнила собравшимися, что в начале июня правительство выступило с инициативой создания индустриальных центров компетенций для импортозамещения цифровых решений. Усилия заказчиков и разработчиков таких продуктов должны быть синхронизированы, с тем чтобы замена зарубежных программных решений и программно-аппаратных комплексов на отечественные прошла быстро и показала эффективность не только в изменении ИТ-ландшафта производственного бизнеса, но и в его операционной деятельности.
Владимир Дождев, директор департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ, отметил, что в текущей ситуации наблюдается консолидация российских компаний при переходе на отечественное ПО. «Мы видим достаточно серьезное желание у коллег работать совместно, чего не было раньше. И авиация, двигателестроение, автомобильное [и] железнодорожное автомобилестроение, и не только машиностроение. По всем отраслям сейчас формирование тех самых консорциумов, тех самых центров компетенций идет, для того чтобы мы говорили не про передвижку сроков [внедрения отечественного ПО], а про то, как нам в это время уложиться и решить задачу совместно», – сказал он.
Максим Протасов, руководитель Роскачества, заявил, что в современных условиях речь идет о необходимости экономической трансформации, включающей не только логистические связи, но и технологические цепочки. «Цифровая трансформация – важный инструмент совершенствования деятельности предприятия, – отметил Максим Протасов. – Она позволяет снизить издержки и количество ошибок и нарушений, вызываемых человеческим фактором, повысить производительность труда и конкурентоспособность, а также увеличить удовлетворенность потребителей. Также считаю важным в текущей ситуации и предприятиям-заказчикам, и производителям IT-продуктов не только работать над краткосрочными задачами по импортозамещению цифровых решений, но и смотреть на перспективу: постараться использовать имеющиеся возможности и ресурсы, в том числе инструменты господдержки, для создания своего, новых, уникальных и эффективно работающих программных и IT-продуктов», – призвал глава Роскачества.
Кирилл Войтюк, директор по развитию консалтинговой компании «Айбим», рассказал, что в сфере гражданского строительства есть отечественные системы управления бизнес-процессами и системы поддержки жизненного цикла. Пусть сейчас они не такие удобные, но эта ситуация изменится в ближайшие год-два, полагает он. «С промышленностью ситуация сложнее, отставание куда значительнее, так как сами системы сложней и, чтобы заместить их, потребуется больше усилий и времени. В инфраструктуре уже существует набор программных продуктов, которые эффективно используются на этапе проектирования, но есть трудности с поддержкой процессов и жизненного цикла проекта», – сказал Войтюк, отметив, что хотя многих аналогов зарубежного ПО на российском рынке еще нет, это не критически важно для проектов. «В строительстве качество – это безопасность объектов. И уже сегодня на отечественном рынке есть все необходимое ПО, которое поможет это качество сохранить», – полагает эксперт.
«Росатом» планирует участвовать в качестве одного из ключевых вендоров в создании центра компетенций по импортозамещению ПО в области машиностроения, сообщила заместитель директора по цифровизации госкорпорации Евдокия Рукавишникова. В первую очередь речь идет о направлениях автопрома, судостроения и авиации, добавила она.
«Наши специалисты будут работать с центром и с разработчиками в единой связке на ежедневной основе как координаторы процесса, выполняя заказы для трех-пяти якорных заказчиков. А остальные клиенты впоследствии смогут использовать эти разработанные решения. Получается, что «Росатом» будет выступать единым вендором создаваемых на базе такого центра технологий. Такую схему мы планируем в ближайшее время обсуждать с Минцифры, основным ведомством при исполнении этих поручений [премьер-министра России Михаила] Мишустина», – объяснила она.
Директор по развитию цифровых проектов «Мегафона» Евгений Иванов подчеркнул важность осознанной работы над проектами по цифровизации и оперативности их внедрения: «Убежден, что любые проекты по цифровизации должны быть ориентированы в первую очередь на задачи клиента и оптимизацию производственных процессов, а не быть красивым «бантиком», – только тогда можно ждать значимого экономического эффекта. Именно так «Мегафон» включился в проект «Цифровой склад цеха подготовки аглошихты» на ММК. Комбинат планировал повысить эффективность усреднения железорудного сырья при закладке компонентов в штабели складов, обеспечить ритмичность производства, сокращение простоев и недоиспользования мощностей. Мы предложили решение на основе интернета вещей. В качестве технологической основы мы использовали отечественное оборудование и ПО, функционирующие на базе технологии Ultra WideBand. Она позволила с точностью до 30 см определить местоположение и направление перемещения техники. Создаваемая нами система повысила точность складирования сырья и позволила автоматизировать процессы и свести ошибки к минимуму. Также отмечу, что в нынешней ситуации бизнесу важно быстро принимать решения и без проволочек переходить от этапа обсуждений к их реализации. «Мегафон», как поставщик целой экосистемы цифровых решений для бизнеса, готов оперативно воплощать эти проекты в жизнь».
Директор автотранспортного управления Магнитогорского металлургического комбината (АТУ ММК) Виктор Шишкин подчеркнул, что цифровые решения не только становятся помощником в повышении эффективности производственных процессов, но и приносят ощутимую экономическую выгоду: «Магнитогорский металлургический комбинат в соответствии со стратегией цифровизации внедряет решения на базе интернета вещей и автоматизирует производство и операционную деятельность группы ММК. Сейчас мы стоим на пороге разработки новой платформы, которая автоматизирует управление, контроль и анализ работы автопарка предприятия – это более тысячи единиц разнообразной техники. Решение базируется на отечественном ПО, разрабатывается экспертами нашего партнера, поэтому, несмотря на колоссальный объем работ и масштабность задач, запустить его мы планируем уже через полтора года. Внедрение системы заметно повысит эффективность транспортно-логистических процессов: на треть снизится холостой пробег автотранспорта, сократятся простои на линии и расход горюче-смазочных материалов, в два раза ускорятся внутренние процессы. Среди плюсов также сокращение времени ремонтов критичного автотранспорта, помощь в назначении наиболее качественного и выгодного перевозчика, а также перевод огромного массива рутинных задач в автоматический формат. После запуска программного комплекса можно будет сразу получить от него экономическую выгоду. По нашим прогнозам, она превысит 30 млн рублей ежегодно».