Более миллиона специалистов необходимо найти для российских стройплощадок. Как говорят об этом в Минстрое. Многие иностранные рабочие в связи с коронавирусом вынуждены были вернуться домой, поэтому далеко не во всех регионах удалось восполнить дефицит кадров. Правительство занято тем чтобы упростить привлечение трудовых мигрантов на стройки с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Давайте обсудим эту тему. В студии член Общественного совета при Минстрое, президент Национального объединения строителей, Антон Глушков.
- Здравствуйте, Антон Николаевич.
- Доброе утро.
-Расскажите нам, что за упрощенный порядок это привлечение?
- Сейчас есть специальный порядок, когда работодатель обращается в созданные специальные органы, регламентирует то количество иностранных граждан, которое ему нужно вывести. Но такая процедура под силу только большим работодателям. Бо́льшая часть строительных компаний пока этой меры воспользоваться не могут. Если на сегодняшний момент вводить упрощённый порядок, первое – они должны быть действительно профессионалами: у них должны быть какие-то документы, подтверждающие их знания строительства, должно быть обязательно знание русского языка.
Сейчас у нас есть инициатива связи с тем, что стройка занимает, к сожалению, лидирующее печальное место по несчастным случаям на стройке, есть предложения, что иностранный гражданин должен в обязательном порядке сдавать [экзамен по] минимальному уровню знаний охраны труда на строительной площадке.
- Антон Николаевич, возникает естественно вопрос: почему готовы заниматься иностранными гражданами, даже их обучать, а не привлекать российские квалифицированные рабочие руки? Тем самым решить проблему занятости и качества жилья? Почему бы нет?
- Нет, это два параллельных процесса. Безусловно, вопросом подготовки кадров, рабочих кадров надо заниматься. У нас, во-первых, сохранилась система подготовки кадров. Практически в любом муниципалитете численностью более 300 тысяч человек сохранился либо колледж (это теперь так называется), либо строительный техникум, который готовит специалистов по всем специальностям. Но у нас объем подготовки этих специалистов – это примерно два-три процента от общего объёма, который требуется в отрасли в год.
- Всего?
- Два-три процента в год, всего.
- А бросить клич? Объявить набор? Может быть дело в оплате? Мало платят, и люди просто не хотят идти?
- Сейчас у нас квалифицированный каменщик получает на 20-25 процентов больше, чем, соответственно, сотрудник офиса строительной компании, в которой он работает.
- И иностранные тоже?
- Иностранные тоже, конечно. Например, для граждан ближнего зарубежья (Таджикистан, Узбекистан) сейчас основным рынком предложения труда является не Россия, а Арабские Эмираты, потому что это ближний рынок. Он гораздо для них привлекательней, поэтому это тоже конкурентный ресурс.
- Не упадет ли качество строительства? Неоднократно у нас были сюжеты о том, что оно хромает во многих местах в новостройках. Сейчас, когда не хватает кадров, том числе иностранных и российских, вы сказали всего два-три процента. Удастся ли этого добиться? При том, что аппетиты строительных компаний никто не отменял.
- Если мы посмотрим на жилые дома, то мы поймём, что требования к жилым домам (на примере простых) за последние десять лет значительно увеличились. У нас есть требования к инфраструктуре для маломобильных групп граждан, требования пожарной безопасности, санитарной безопасности. В этой связи квалификация сотрудников (требования к ним), которые работают на стройке, значительно подросли. Надо создать такие условия, чтобы молодой человек, выбирая свою будущую профессию, был уверен в том, что это гарантированная загрузка, это хорошая заработная плата, это хорошее отношение общества к этой специальности. Но это не решается за полгода. В этой связи рынок толкает к тому, чтобы максимально замещать. И те условия, на которых работали раньше иностранцы, сейчас работать не готовы.
- Понятно, спасибо. В нашей утренней студии был член Общественного совета при Минстрое, президент Национального объединения строителей Антон Глушков.
-Спасибо.