Россия просчитала все риски при подготовке операции в Сирии

Путин рассказал о наличии финансовых и технических ресурсов для ее завершения
Владимир Путин рассказал о своей позиции по сирийской проблематике
Владимир Путин рассказал о своей позиции по сирийской проблематике / Алексей Панов / ТАСС

Накануне саммита G20, который состоится в турецкой Анталье 15-16 ноября, президент России Владимир Путин рассказал о своей позиции по сирийской проблематике – одной из основных тем предстоящих переговоров мировых лидеров.

Риски просчитаны, диалог с США не налажен

Все действия Москвы в Сирии, а также риски и возможные последствия просчитаны. Такое заявление в интервью «Интерфаксу», опубликованном в пятницу, 13 ноября, сделал Путин. «Наши действия в Сирии, а также возможные риски и последствия были тщательно, много раз просчитаны, и все необходимые для операции ресурсы - как финансовые, так и технические - заранее предусмотрены», – сказал Путин. «В отношении сроков проведения операции в Сирии - перед российскими силами поставлена четкая задача - оказывать авиационную поддержку наступлению армии Сирии на террористов», – отметил он, подчеркнув, что время пребывания российских военных будет определяться исключительно по мере реализации этой цели. «Именно по просьбе легитимного правительства Сирии мы проводим операцию Воздушно-космических сил в этой стране... Ее главная цель - не поддержка [президента страны] Башара Асада, а борьба с международным терроризмом», – заявил президент.

Российский лидер также заявил, что в Сирии Москва готова и уже сотрудничает с так называемой «умеренной оппозицией» и хочет наладить диалог с Соединенными Штатами.

«Мы заблаговременно проинформировали американскую сторону и руководство НАТО о начале боевых действий», – сказал президент. «Рассчитывали по крайней мере на нормальную в таких случаях плотную военно-экспертную координацию с возглавляемой американцами международной антиигиловской коалицией. Пусть даже и при всех принципиальных разногласиях в подходах России и США к оценкам сирийского кризиса», – отметил он. Тем не менее, по его словам, несмотря общую угрозу со стороны террористической группировки «Исламское государство» (деятельность этой организации запрещена на территории России и в ряде других стран) и ряда других экстремистских организаций, реакция Вашингтона была «весьма сдержанной».

«Нам пока не удалось продвинуться дальше согласования меморандума о взаимопонимании между министерствами обороны России и США о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии», – подчеркнул Путин. «Да и то с оговоркой со стороны американцев, что подобного рода взаимодействие никоим образом не следует расценивать как нормализацию контактов в военной сфере, замороженных по их инициативе», – добавил он.

Также, по словам президента, Соединенные Штаты не откликнулись на предложение о заключении специального соглашения о спасении экипажей военно-воздушных судов. «Не получили мы ответа на наше предложение предоставить России для планирования операций ВКС в Сирии американские разведданные, хотя неоднократно обращались к США за такой информацией», – продолжил перечислять Путин.

Однако Россия все равно готова к взаимодействию с США в Сирии. «Мы готовы взаимодействовать с Вашингтоном, несмотря на то, что их действия в Сирии осуществляются в нарушение международного права - нет ни соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, ни обращения сирийского руководства», – отметил президент. «У нас даже есть опыт сотрудничества с Сирийской свободной армией (ССА). Российская авиация нанесла несколько ударов по указанным ею целям», – рассказал он. «При этом мы исключили районы, обозначенные командирами ССА как подконтрольные им. К слову, это еще раз подтверждает то, что мы не бомбим так называемую "умеренную оппозицию" и мирное население», – добавил российский лидер.

Судьба Сирии в руках народа

Путин полагает, что судьбу Сирии должен решать ее народ. «Отрадно, что на венской встрече группы поддержки Сирии 30 октября главы МИДов 17 государств и представители ООН и Евросоюза поддержали такой подход, зафиксировав его в итоговом совместном заявлении как коллективное мнение», – сказал он. «Только сирийцы должны определить свое будущее, выбрать своих государственных лидеров», – подчеркнул президент.

«Что касается подготовки подробной "дорожной карты" урегулирования в Сирии, то это не наша задача. "Карту" должны выработать и принять сами сирийцы. Однако у нас есть соображения насчет того, как внешние силы могли бы помочь сирийцам победить террористов и выйти из кризиса», – отметил российский лидер. «Эти предложения сейчас активно продвигает российская дипломатия. Они не догма, а приглашение партнерам к продолжению серьезного разговора, и от того, насколько конструктивным он будет, во многом зависит, удастся ли нам перейти к решительным совместным действиям, которые позволят победить "Исламское государство", восстановить Сирию в качестве единого, суверенного и светского государства», – заявил Путин.

«Чтобы сделать борьбу с терроризмом более эффективной, нужно, чтобы международное сообщество выработало общее понимание - кого считать террористами. Ведь дело не в названии группировки - оно может быть весьма "невинным", а в том, какие методы она использует. Поэтому необходимо сформировать единый перечень экстремистских организаций», – высказал президент России одно из предложений российской дипломатии.

Турция и Россия продолжат сотрудничество, несмотря на Сирию

Также Путин отметил, что, несмотря на различные позиции по Сирии, Москва продолжает активное сотрудничество с Анкарой, включая экономическую сферу. «Да, действительно, у наших государств отличаются позиции по урегулированию кризиса в Сирии. Но важно, что у России и Турции общие приоритеты - наши страны выступают за нормализацию ситуации в регионе и эффективное противодействие терроризму», – сказал президент России.

Глава государства высоко оценил позицию Анкары «на фоне введения США и Евросоюзом (ЕС) односторонних санкций» в отношении России. «Турция заняла самостоятельную позицию. Проведение Анкарой независимой, отвечающей национальным интересам внешней политики заслуживает глубокого уважения», – подчеркнул он. По его словам, Турция является приоритетным внешнеэкономическим партнером Москвы. «В прошлом году двусторонний товарооборот составил более $31 млрд. Мы укрепляем промышленную кооперацию, реализуем крупные проекты в строительстве, легкой промышленности, металлургии, сельском хозяйстве. Приоритетное внимание уделяем наукоемким, высокотехнологичным отраслям - энергетике, включая атомную, телекоммуникациям», – рассказал Путин, не согласившись с мнением, что реализация проекта «Турецкий поток» теряет темп. «Столь масштабный проект нельзя проработать и согласовать в одночасье. Слишком много юридических, технико-экономических, технологических, организационных вопросов, включая количество ниток газопровода с учетом реальных потребностей по объемам закупки и прокачки газа, предстоит решить вместе с нашими турецкими коллегами», – сказал Путин.