Президент России отказался от участия в саммите АТЭС
В глазах его участников это ставит под вопрос наш «поворот на восток»Владимир Путин не поедет на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который состоится в столице Филиппин 17–18 ноября. Вместо него в Манилу поедет премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отметив, что решение было принято президентом «недавно». Несколько сотрудников аппарата правительства, в том числе из службы протокола, вылетели в Манилу готовить визит Медведева еще 11 ноября, сказал «Ведомостям» на условиях анонимности собеседник в Белом доме. Официальный отказ от участия президента России в оргкомитет саммита АТЭС не приходил, сообщил в разговоре с «Ведомостями» собеседник в оргкомитете. Обычно окончательное подтверждение приходит за 2–3 дня до начала мероприятия.
Экономическая повестка для этого саммита не очень ясная – она есть, но никаких прорывных предложений там не ожидалось, объяснил «Ведомостям» чиновник финансово-экономического блока правительства: «Особого смысла в присутствии первого лица нет». «Россия должна предложить Азии что-то конструктивное, объяснить, как начать зарабатывать вместе, как страны выиграют от совместного сотрудничества, – объясняет чиновник. – Сейчас такие идеи обсуждаются в правительстве, но они пока на стадии проработки». «И даже если бы эти идеи были, все равно этот саммит АТЭС проамериканский, США там главные. Россия может на нем только отсидеться и готовить повестку к следующему, более подходящему формату», – заключает чиновник.
Это решение связано с оптимизацией графиков высшего руководства страны, чтобы президент и премьер с разницей в несколько дней «не летели в такую даль», сказал Песков. Отвечая на вопрос «Ведомостей» о том, состоится ли встреча Медведева с президентом США Бараком Обамой, пресс-секретарь Путина сказал, что премьер «будет формировать свою программу», отметив, что саммит АТЭС «предоставляет прекрасную возможность общаться со всеми участниками на полях». А вот официальная встреча Обамы и Путина на саммите G20 в Турции 15–16 ноября исключена. В сверстанном графике американского президента ее нет, сообщила вчера советник Обамы Сьюзан Райс.
Что такое ТТП
Участниками переговоров по ТТП являются 16 стран, включая США, Канаду, Японию, Южную Корею, Вьетнам, условия партнерства были согласованы в октябре. Китай и Россия остаются за рамками этого торгового соглашения.
Решение президента не ездить в Манилу не связано с ухудшением двусторонних отношений с США. «Это совершенно неправильно [так объяснять причину отказа] и оценка, которая скорее показывает непонимание российской политики в странах АТЭС», – сказал Песков, отвечая на вопрос «Ведомостей».
За последние несколько лет представлять Россию на международном саммите вместо Путина Медведев ездил лишь однажды. В мае 2012 г., в год перехода в правительство, Медведев возглавлял делегацию России на саммите G8. В середине октября Путин рассказал о том, что предложил Обаме на серьезном уровне обсудить урегулирование в Сирии, для чего в Вашингтон могла приехать представительная делегация во главе с Медведевым. Однако визит так и не состоялся из-за отказа американской стороны.
Среди причин для отказа от поездки может быть известное скептическое отношение Путина к многосторонним форматам – он их не очень любит, поэтому участвует в подобных форумах для проведения двусторонних переговоров, говорит Александр Габуев из Московского центра Карнеги. С другой стороны, в российском правительстве очень настороженно относятся к Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), в котором мы не участвуем, поэтому могло быть принято решение снизить представительство, рассуждает Габуев: «Там много голосов будут обсуждать то, что не является нашей повесткой». Но в Азии большое внимание уделяют символам, поэтому когда заявление о «повороте на восток» сопровождается отказом от участия в работе ключевых площадок, то тебя перестают воспринимать всерьез, говорит он.
Отказ президента от поездки в Манилу может быть воспринят как уменьшение значимости многосторонних институтов в Азии для российской восточной политики. Это добавляет аргументов сомневающимся в том, что российский «разворот в Азию» – нечто большее, чем разворот к Китаю, считает эксперт Российского совета по международным делам Антон Цветов. События в Сирии отвлекают много внимания лиц, принимающих сегодня решения в области внешней политики, и тоже могли сказаться на этом решении, замечает Цветов.