Венский план для Сирии
Единство Сирии, ее независимость, территориальная целостность и светскость должны быть сохранены, все государственные институты страны также должны остаться нетронутыми. Об этом говорится в коммюнике, принятом по итогам прошедшей в пятницу в Вене министерской встречи в широком формате по сирийскому урегулированию (в ней участвовали представители 19 стран). Как отмечается в документе, переговорщики согласны, что «Исламское государство» (ИГ, деятельность организации в России запрещена) и «другие террористические группировки, признанные таковыми СБ ООН, а также другие подобные группировки должны быть уничтожены». «Участники переговоров в ближайшие дни будут работать, чтобы уменьшить круг вопросов, по которым есть разногласия, и увеличить количество вопросов, по которым найдено решение. Через две недели министры проведут новую встречу, чтобы продолжить начатую дискуссию», – сказано в коммюнике.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини написала в Twitter, что восьмичасовые переговоры прошли «сложно, но конструктивно: у нас достаточно точек соприкосновения, чтобы начать возглавляемый ООН политический процесс». Российский министр Сергей Лавров заявил, что итогом такого процесса должно стать создание структуры для подготовки новой конституции и проведения выборов, которые должны проходить «при активном вовлечении и контроле со стороны ООН» и при участии «всех сирийских граждан независимо от того, где они находятся, включая беженцев в соседних странах». Предметом разногласий между Россией и США остается судьба президента Сирии Башара Асада, признал Лавров, подчеркнув, что «решать этот вопрос должны сами сирийцы в контексте политического процесса». Госсекретарь США Джон Керри тоже назвал переговоры «крайне конструктивными» и подтвердил, что «все террористические группы, прежде всего ИГ, должны быть побеждены». «Мы приглашаем представителей правительства Сирии и сирийской оппозиции начать политический диалог, сформировать новое единое правительство, новые выборы должны быть проведены с наблюдением ООН», – отметил он.
Наиболее позитивным во встрече является тот факт, что Запад внял заявлениям России о том, что проблему надо решать с участием представителей Ирана, считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов: «То, что по итогам такой непростой встречи появилось коммюнике, о многом говорит, но главное все-таки – участие иранцев. Потому что понятно, что без участия Ирана, который задействован в борьбе с ИГ «на земле», обсуждать эти вопросы невозможно». В целом формулировки в коммюнике правильные, но они требуют тщательной расшифровки и доработки, говорит эксперт: «Дьявол кроется в мелочах. ИГ все готовы признать террористической организацией, а как быть с «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России. – «Ведомости») или «Ахрар аш-Шам»? Когда все террористы будут названы, то тогда остальные – это те, с кем можно договариваться».
В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина