Россия не настаивает на сохранении власти Асада в Сирии

МИД считает, что судьбу президента должен решать сирийский народ
Вопрос о судьбе Башара Асада должны решать сирийцы, считает МИД
Вопрос о судьбе Башара Асада должны решать сирийцы, считает МИД / SANA / AP

Россия не настаивает на сохранении у власти действующего президента Сирии Башара Асада. Вопрос о судьбе президента должны решать сирийцы. Такое заявление в эфире радиостанции «Эхо Москвы» во вторник, 3 ноября, сделала официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, передает «РИА Новости».

Отвечая на вопрос о том, принципиально ли для России сохранение Асада у власти в Сирии, Захарова сказала: «Абсолютно нет, мы никогда так не говорили». По ее словам, сирийский народ сам должен решить судьбу президента страны. «Мы не говорим о том, что Асад должен уйти или остаться», – подчеркнула официальный представитель МИДа. «Мы говорим о том, что смена режима в Сирии может стать катастрофой не только локального или даже регионального масштаба, но, с учетом той проблемы с беженцами, которая есть уже сейчас, это может стать большой черной дырой», - отмечала она (цитата по ТАСС).

На прошлой неделе в пятницу, после завершения министерской встречи в широком формате по сирийскому урегулированию в Вене, министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил, что судьба Асада остается предметом разногласий между Москвой и Вашингтоном. «Мы убеждены, что решать этот вопрос должны сами сирийцы в контексте политического процесса», - подчеркивал он.

Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков утверждал, что говорить о политическом урегулировании конфликта в Сирии возможно лишь только после победы над террористами в стране. «Приоритетной задачей сейчас является... борьба с терроризмом и экстремизмом в Сирии. По крайней мере, как сказал президент [России Владимир Путин], нанесение террористическим и экстремистским группировкам ощутимого удара», – заявлял Песков. «После этого уже будет возможно говорить предметно о политическом урегулировании. Действовать наоборот - абсолютно бесперспективно и нелогично», – подчеркивал он.

По сути, этой же позиции придерживались сами власти Сирии. Администрация Асада в распространенном на прошлой неделе сообщении заявляла, что любая политическая инициатива не сможет быть реализована, пока в стране не побежден терроризм. «Никакая инициатива или идея не могут быть реализованы, а их успех гарантирован, пока не будет уничтожен терроризм и не восстановлена безопасность и стабильность страны в целом», – подчеркивалось в документе.

Другой союзник Асада, Иран, также не настаивает на сохранении у власти нынешнего президента. Об этом перед венской встречей писало Reuters со ссылкой на дипломатический источник в делегации одной из стран Ближнего Востока. Знакомый с предложениями Тегерана собеседник агентства говорил, что Тегеран согласен на шестимесячный переходный период в Сирии с последующими выборами, которые должны решить судьбу Асада.

«Переговоры ведутся о компромиссных решениях, и Иран готов к компромиссу: он согласен на сохранении у власти Асада в течение шести месяцев. Конечно, в дальнейшем именно сирийскому народу принадлежит право решать судьбу страны», – подчеркивал собеседник информационного агентства. «Иран не настаивает на том, чтобы вечно держать Асада у власти», – говорил заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахийан.

На отстранении от власти Асада больше всего настаивают Саудовская Аравия, Соединенные Штаты, а также Турция. Впрочем, их позиции немного разнятся. Наиболее агрессивно настроен Эр-Рияд: он требует незамедлительного ухода нынешнего президента Сирии. Вашингтон и Анкара не настаивают на отставке президента Сирии Башара Асада как на предварительном условии урегулирования сирийского конфликта, ранее сообщали издания The Wall Street Journal и Reuters со ссылкой на собственные источники.

Во вторник заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов сообщил, что на следующей неделе в Москве может состояться встреча между представителями сирийской оппозиции и представителями Асада. Он отмечал, что эта встреча не будет являться официальными переговорами — на консультациях стороны смогут «обменяться мнениями» и «проконсультироваться в рамках подготовки к предстоящей работе».