Национальный фонд в поддержку демократии стал первой нежелательной организацией в России

За сотрудничество с NED россиянам может грозить уголовная ответственность
За сотрудничество с NED россиянам может грозить уголовная ответственность
За сотрудничество с NED россиянам может грозить уголовная ответственность / Е. Разумный / Ведомости

Американский Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy, NED) официально стал первой нежелательной организацией в России. Министерство юстиции в среду, 29 июля, включил NED в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории страны.

«Организация включена в перечень в соответствии с федеральным законом «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан России» на основании решения заместителя генерального прокурора России от 28 июля 2015 г.», – указывается в сообщении Минюста, опубликованном на сайте ведомства.

Признание нежелательной деятельности организации означает запрет ее деятельности на территории России – она больше не может осуществлять финансовые операции, создавать структурные подразделения, за сотрудничество с ней российским гражданам грозит штраф до 15 000 руб., организациям – до 100 000 руб., либо – в случае повторного нарушения – уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы от двух до шести лет. Также нежелательным организациям запрещается проводить публичные мероприятия и распространять свои материалы, в том числе через средства массовой информации.

Ранее во вторник заместитель Генерального прокурора России Владимир Малиновский подписал решение о признании деятельности NED нежелательной на территории России. Как указывалось в сообщении надзорного ведомства, данное решение было принято на основе анализа деятельности фонда.

«Используя возможности подконтрольных российских коммерческих и некоммерческих организаций, NED участвовал в работе по признанию нелегитимными итогов выборных кампаний, организации политических акций с целью влияния на принимаемые органами власти решения, дискредитации службы в Вооруженных силах России», – утверждала Генпрокуратура. На эти цели фонд потратил за 2013-2014 гг. $5,2 млн, предоставив эти средства российским коммерческим и некоммерческим структурам.

По данным Министерства юстиции, NED участвовал в финансировании каждой четвертой организации, признанной иностранным агентом (22 из 81), хотя в большинстве случаев у НКО эти средства не был единственным источником финансирования.

Ранее в среду Министерство иностранных дел России заявило, что основная масса проектов NED направлена на расшатывание внутренней ситуации в государствах, проводящих независимую от Вашингтона политику. Сам же фонд, по мысли внешнеполитического ведомства, занят обслуживанием внешней политики Соединенных Штатов. Национальный фонд в поддержку демократии «лишь на бумаге числится негосударственной» организацией, на самом же деле с момента создания она «существует на деньги из бюджета США, в том числе выделяемые по линии разведывательных органов», отмечает российский МИД. Фонд изначально задумывался «как красивый фасад для распределения средств среди оппозиционных кругов зарубежных стран».

NED во вторник выпустил заявление, в котором фонд утверждал, что закон о нежелательных организациях противоречит Конституции России, а также многим международным законам. «Данный закон, как и предшествующие ему, нарушают Конституцию самой России, а также многочисленные международные нормы и договоры», - говорилось в сообщении.

Государственный департамент Соединенных Штатов в свою очередь выразил глубокую обеспокоенность решением российских властей признать американский NED нежелательной организацией. Официальный представитель американского внешнеполитического ведомства Марк Тонер говорил, что это решение усиливает озабоченность тем, что закон о нежелательных организациях будет способствовать дальнейшему ограничению деятельности гражданского общества в России.

«Это действие является еще одним примером растущего давления со стороны российского правительства на независимые голоса и еще одним целенаправленным шагом, направленным на изоляцию россиян от мира», — подчеркивали в госдепе.