Свободные кадры

Как фриланс меняет рынок труда, что такое гигономика и чего не хватает самозанятым россиянам
Depositphotos/PhotoXPress

«Одна наша рекрутер-фрилансер заработала за месяц 2,8 млн руб. за поиск работников (среднего и высшего звена. – «Ведомости&»), это беспрецедентно высокий гонорар», – рассказывает Евгения Дворская, основатель JungleJobs – сервиса, который собирает на своей бирже работодателей и рекрутеров из разных индустрий. По сути, JungleJobs – это Uber для специалистов по подбору и найму сотрудников, многие из зарегистрированных здесь – фрилансеры.

Каждая вторая американская организация за пять лет стала чаще использовать непостоянных сотрудников, а четыре из 10 планируют увеличить их долю в будущем, обнаружили эксперты EY, готовя отчет о развитии самозанятости в 2016 г. (для исследования были проанализированы данные крупнейших работодателей и организаций фрилансеров). «Изменение нашего восприятия процесса работы под влиянием технологий было лишь вопросом времени», – констатировали авторы отчета.

У новой экономики, в основе которой временные (а не постоянные, как сейчас) рабочие места, оплата по факту выполненного задания и краткосрочные контракты между работодателями и работниками, уже появилось свое название – «гигономика» (gigeconomy от английского gig – «подработка»). McKinsey относит к такой экономике не только тех, кто выполняет задания, но и тех, кто производит товары (и продает их, например, на eBay) или сдает в аренду активы (например, жилье на Airbnb).

Почему растет число фрилансеров? Работодателям нужно находить квалифицированных специалистов все быстрее, а тратить на них – все меньше. Работа с фрилансерами позволяет экономить на соцпакетах, офисных площадях, обучении персонала, наконец, на разнице налогов для штатных и внештатных сотрудников. Сами же работники все больше ценят гибкие условия труда, свободу в доходах и поиск баланса между работой и личной жизнью.

Трудности подсчета

К 2027 г. 50,9% американцев будут фрилансерами. Об этом в прогнозе Профсоюза фрилансеров США и биржи фрилансеров Upwork в 2017 г. написали едва ли не все крупнейшие издания. Его реалистичность вызвала много споров, но рост числа удаленных работников – факт. EY считает, что к 2020 г. почти каждый пятый работник в мире будет внештатным или работающим по контракту. Правда, подсчитать количество таких работников очень сложно, в результате данные между экспертными сообществами и официальной статистикой сильно расходятся, подчеркивают эксперты McKinsey.

В российском законодательстве понятия «фрилансер» нет. Законно работать фрилансеры могут в нескольких вариантах: как физическое лицо, заключив с заказчиком гражданско-правовой договор подряда или договор оказания услуг; как индивидуальный предприниматель (ИП); или в качестве самозанятого гражданина. Самый распространенный вариант – регистрация в качестве ИП. Тогда фрилансер сам является налоговым агентом и платит налоги по упрощенной системе (6% с дохода или 15% от «доходы минус расходы») или патентной системе. Если фрилансер работает в качестве физлица, заказчик должен уплатить страховые взносы и 13% НДФЛ.
Определение самозанятых граждан появилось в законодательстве только летом прошлого года. Самозанятые граждане не являются ИП, а работают на основании патента. Для них до конца 2018 г. действуют налоговые каникулы. Такие люди лично оказывают платные услуги без привлечения посредников – это няни, тренеры, репетиторы, сиделки, домработницы, водители и т. п. Сейчас в правительстве идет дискуссия о том, какой именно налог должны платить самозанятые граждане и будет ли у них налоговый вычет. Минэкономразвития предлагает ставку налога в 3% для тех, кто оказывает услуги физическим лицам, и 6% для тех, кто работает на юридическое лицо.

В США и Европе 162 млн человек являются фрилансерами (т. е. работают постоянно на фрилансе или совмещают фриланс со штатной работой в офисе) – это от 20 до 30% трудоспособного населения этих стран, свидетельствует исследование McKinsey «Independent work: Choice, necessity and the gigeconomy», опубликованное осенью 2016 г. (McKinsey учитывает все три категории участников gigeconomy). Профсоюз фрилансеров США оценивает сегодняшнее число фрилансеров в 57,3 млн, или 36% трудоспособного населения.

Каждый шестой работник по найму хотел бы или планирует стать фрилансером, указывает McKinsey, которая опросила в 2016 г. 8000 человек из США и пяти стран Европы. По словам Стефана Касриэля, гендиректора Upwork, число фрилансеров растет в 3 раза быстрее, чем штатных работников.

Строители и водители

Российский рынок, по данным платежной системы PayPal, в 2017 г. вошел в топ-10 по объему платежей за удаленную работу. Сколько фрилансеров в России? Точных данных нет.

Работающего населения в России, по данным Росстата, – чуть больше 70 млн человек. По данным ФНС на 1 июля 2018 г., в стране официально зарегистрировано 2,9 млн индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств и 1661 самозанятый гражданин.

Но оценки рынка фриланса больше на порядки. Так, руководитель ФНС Михаил Мишустин в июне говорил, что в России примерно 25 млн человек получают доходы не по трудовому договору, а аудитория сайтов, агрегирующих их услуги, – 2,5 млн человек. Вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин оценивал число фрилансеров в 15–22 млн человек.

$1,6 трлн,

или 6,7% ВВП США, генерируют американские фрилансеры, по оценке MBOPartners, поставщика облачных решений для удаленной работы (он ежегодно опрашивает не менее 3500 фрилансеров для оценки рынка). По данным этой компании, фрилансеров, для которых такая работа является основной, в США в этом году насчитывается более 40 млн человек.

Поскольку в российском законодательстве нет понятия фриланса, оценить можно только нишу, в которой работают фрилансеры, – объем частного предпринимательства на российском рынке услуг. Агентство DataInsight, которое в 2017 г. провело совместное исследование с Avito, оценивает этот рынок в 5,5 трлн руб. в год. Ежегодное количество заказов для фрилансеров – 2,4 млрд лотов. В этой сфере занято почти 9,6 млн человек, или почти 10% взрослого населения страны, а для 74% из них оказание услуг – это основная деятельность и источник дохода. Больше 80% выручки российских фрилансеров приходится на пять сфер: ремонт жилья, строительство, деловые услуги, транспорт и перевозки, ремонт автомобилей.

Национальное агентство финансовых исследований, опросив в 2017 г. 1600 жителей 42 регионов, пришло к выводу, что почти каждый пятый житель России (18%) старше 18 лет является фрилансером, т. е. работает на себя. Причем для 11% фриланс – единственный источник дохода.

Где работа?

В России главный канал – личные рекомендации: так находят заказы 39% фрилансеров, работающих с местными клиентами, выяснили в совместном исследовании PayPal и DataInsight в 2017 г. Дальше следуют самые разные инструменты поиска через интернет: специализированные сайты по удаленной и сдельной работе широкого профиля (это лидер для поиска заграничных заказов – 25%), узкопрофильные сайты для поиска по конкретному виду деятельности, группы в соцсетях и т. д.

Бурное развитие «онлайн-платформ управления талантами» – от сервисов, агрегирующих резюме (как, например, LinkedIn), до маркетплейсов фрилансеров (вроде Upwork) и услуг (Uber) – может добавить к глобальному ВВП $2,7 трлн до 2025 г. за счет более эффективного использования рабочей силы, большего вовлечения работников (в том числе и увеличения объема выполняемой работы) и т. д., по подсчетам McKinsey.

15% всех фрилансеров в США и Европе, по данным McKinsey, пользуются для поиска заказов электронными биржами. Это интернет-площадки, которые выступают посредниками между заказчиками и исполнителями и в том числе гарантами сделок и качества работ. Их доход, как правило, процент от сделок (10–20%) или продажа подписки своим пользователям (фрилансерам и заказчикам).

Больше, чем биржа

Биржи фрилансеров активно начали появляться в 2000-х. Многие из них кроме размещения объявлений о заказах предлагают дополнительные сервисы – от собственных платежных систем до образовательных программ. Биржи выступают посредниками и гарантируют безопасность транзакций, защищая интересы и фрилансеров, и заказчиков.

У роста числа независимых работников есть и обратная сторона. Для бизнеса это увеличение рисков, указывают авторы едва ли не всех отчетов на эту тему: усложняются управление рабочими процессами, защита информации и интеллектуальной собственности, увеличиваются киберриски

Одна из крупнейших мировых бирж – Upwork.com: более 12 млн пользователей-фрилансеров и 5 млн заказчиков, ежегодно публикуется 3 млн вакансий на сумму около $1 млрд. На Upwork есть два типа проектов: с фиксированной стоимостью и с почасовой оплатой. Кроме площадки проектов и услуг по платежам и бухгалтерии компания предлагает программное обеспечение, которое позволяет заказчикам видеть процесс работы фрилансера, пока он находится в режиме оплачиваемого времени.

На другой популярной бирже – израильской Fiverr.com (сопоставима по объему зарегистрированных пользователей с Upwork) фрилансеры выступают в роли продавцов. Фрилансер создает свой профиль с описанием услуг, которые он готов предложить. Этот товар называется на сайте словом GIG. Профиль и портфолио фрилансера не играют на Fiverr такой важной роли, как на всех других биржах. Главное – хорошо описать свой GIG, т. е. продать свою услугу.

Учеба на будущее

В «Севергрупп ТалентТех» входят две крупные российские биржи фрилансеров – «Ремонтник.ру» и FL.ru.

«Ремонтник.ру» – первый и самый большой в России агрегатор строительно-ремонтных заказов, работающий по схеме тендеров. Третий по показателю выручки исполнителей в 2017 г. после «Авито» и «В контакте» среди платформ для оказания услуг, по данным исследования DataInsight и Avito. Ежемесячно в Москве и области публикуется 17 500 ремонтно-строительных заказов, из которых 14 000 приходится на «Ремонтник.ру», сообщает AdForta. С момента создания сервиса в 2007 г. им воспользовалось более 600 000 человек. Мастера и компании не платят сервису, если не договариваются с заказчиками о дальнейшем взаимодействии вне сервиса. Для заказчиков сервис бесплатный.
FL.ru – крупнейшая русскоязычная биржа удаленной работы, основанная в 2005 г. Специализируется на таких профессиях, как программисты, дизайнеры, художники, копирайтеры, инженеры, фотографы и др. Является лидирующим по трафику и выручке ресурсом в своей нише. Среднемесячная аудитория – 1,7 млн уникальных пользователей. Основная модель монетизации – подписка, аккаунты PRO для исполнителей и заказчиков, а также дополнительные услуги, такие как «Безопасная сделка», конкурсы и проч.

По данным прошлогоднего исследования Upwork, 54% трудоспособного населения США не уверены, что работа, которую они выполняют сегодня, будет существовать через 20 лет. Это стимулирует к приобретению новых навыков и постоянному развитию. Подходы к базовым понятиям, в том числе в работе и образовании, кардинально меняются. Не будет учебы в молодости, работы в зрелости и пенсии в старости, пишет Линда Граттон, профессор менеджмента Лондонской школы бизнеса, автор книги «Будущее работы». Будет постоянная мозаика из периодов образования, развития и труда. У человека появится возможность, может быть, даже необходимость проявить себя за 60 лет трудового стажа в нескольких областях деятельности. Важна готовность человека инвестировать в интеллектуальный капитал и непрерывно учиться, пишет Граттон.

Чтобы оставаться конкурентными на рынке фриланса, самозанятым людям приходится быстрее других осознавать концепцию lifelong learning, поскольку нужно участвовать в более жесткой конкурентной борьбе и уметь выгодно представить себя в нетрадиционных рамках маркетплейсов.

«Нужно научиться быть самоорганизованным. Отвечать за себя, не ждать указаний от кого бы то ни было. Нужно учиться подавать себя, торговаться, получать деньги за свой труд, – говорит Евгений Барулин, руководитель направления самозанятости «Севергрупп ТалентТех». – Это основные скиллы и навыки, и их не хватает нашим фрилансерам». «ТалентТех» планирует решить эту проблему (образования и переподготовки кадров) с помощью онлайн образовательных инструментов. Самозанятые работники из баз «Ремонтник.ру» и FL.ru могли бы на базе общей платформы не только «прокачивать» уже существующие профессиональные навыки (hard skills), но и учиться структурировать рабочее время, организовывать процесс работы, взаимодействовать с заказчиками и субподрядчиками, правильно продавать себя работодателю (т. е. soft skills), говорит Барулин. Наконец, через единую платформу они могли бы осваивать новые навыки или даже профессии – в первую очередь очень востребованные digital-специальности.

«Например, одна из актуальных проблем, которая распространена сегодня среди digital-специалистов, – это отсутствие навыков в области time management, – объясняет Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии». – Для того чтобы сделать труд таких специалистов более эффективным, мы задумались над созданием линейки курсов для фрилансеров».

«В идеале мы должны построить индивидуальную траекторию развития и для заказчика, и для исполнителя: объяснять заказчику лучшее решение его проблем и подсказывать исполнителю, каким образом решить эти проблемы и браться за более сложные», – объясняет Барулин. &

Текст: Иван Александров