Бизнес школы

Как образовательные стартапы стали приносить сотни миллионов долларов
Knewton

На растущем рынке выигрывает тот, кто сумеет найти подходящую нишу. В EdTech может быть многомиллиардная китайская аудитория, американская образовательная система или огромная армия IT-разработчиков со всего мира. «Ведомости&» выбрали несколько EdTech-компаний с интересными бизнес-моделями. Как они построили свой бизнес?

VipKid

/VIPKid

Основной продукт: онлайн-обучение английскому

Страна происхождения: Китай

Стоимость: $3 млрд

Основатель: Синди Ми

Рынок онлайн-изучения английского в Китае – самый большой в мире с выручкой почти $1 млрд (а с учетом офлайна – до $4,5 млрд), свидетельствуют данные консалтинговой компании Ambient Insight. Представители растущего китайского среднего класса заинтересованы в том, чтобы их дети знали английский, получали образование за рубежом и могли строить карьеру по всему миру. На эту аудиторию претендует сразу несколько крупных игроков, но основательницу VipKid Синди Ми это не испугало. Она придумала VipKid во время обучения по программе MBA в Cheung Kong Graduate School of Business. Там, как она вспоминала в беседе с Financial Times, она увидела «весь мир как глобальную учебную аудиторию».

Ми решила связывать китайских учеников с преподавателями из США и Канады в режиме реального времени, чтобы весь процесс обучения шел на английском. Так в 2013 г. появилась VipKid. На рынке к тому времени уже было много разных моделей: например, 51 Talk, в которой занятия ведут учителя-филиппинцы, или приложение Liulishuo, в котором роль преподавателя выполняет искусственный интеллект. Ми решила, что козырем VipKid станет тщательный отбор учителей. Зарплата в этой школе, по данным сервиса Glassdoor, чуть выше, чем в среднем по рынку, – $19 в час, VipKid получает 20 000–30 000 откликов соискателей каждый месяц и 90% из них отклоняет. Занятие в VipKid – это 30-минутный индивидуальный видеоурок, построенный по американской программе. Один урок стоит 130 юаней, или около $20. Для сравнения: в 51Talk $14 стоит академический час.

Уже через три года после основания, в 2016 г., VipKid получила выручку в $318 млн, на следующий увеличив ее более чем вдвое – до $795 млн. По заявлениям компании, в 2016 г. у нее было 20 000 учителей и 200 000 платных студентов не только из Китая, но и из 30 других стран. В 2018 г. преподавателей стало уже 40 000, платных студентов – 300 000.

Сейчас VipKid – один из китайских «единорогов», школа оценена более чем в $3 млрд, среди ее инвесторов – Tencent, Sequoia Capital и Yunfeng Capital, инвестиционная компания главы Alibaba Джека Ма.

Pluralsight

/Pluralsight

Основной продукт: тренинги для профессиональных IT-разработчиков

Страна происхождения: США

Стоимость: $4,2 млрд

Основатели: Аарон Сконнард (нынешний CEO), Кэйс Браун, Фриц Оньон и Билл Уильямс (больше не работает в компании)

Создатели образовательной платформы Pluralsight (все четверо программисты) работали в DevelopMentor, тренинговой компании для разработчиков. В 2004 г. они решили создать свою компанию. На старте каждый вложил по $5000. Изначально Pluralsight зарабатывала на том, что проводила офлайн-тренинги для компаний в арендованных классах или у заказчика, но потом компания сфокусировалась на онлайн-обучении. В 2013 г. Pluralsight получила первые инвестиции – $27,5 млн от Insight Venture Partners. Их она потратила на расширение библиотеки курсов.

Сейчас компания работает по подписке. Для отдельных пользователей она стоит $29 в месяц. За эту цену пользователь получает неограниченный доступ к библиотеке курсов, помощь курирующих экспертов, оценку полученных навыков, мобильное и ТВ-приложение. Для компаний подписка стоит $499 в год за одного специалиста. В подписку входит система аналитики Pluralsight IQ, которая позволяет определить пробелы каждого сотрудника, подобрать ему нужные курсы и следить за его прогрессом.

Сейчас у Pluralsight около 700 000 пользователей и около 15 000 корпоративных клиентов. Среди корпоративных клиентов (они обеспечивают больше 80% выручки) – Adobe, Microsoft, AT&T, Twitter и Facebook. За 2017 г. Pluralsight выручила $167 млн против $132 млн в 2016 г. Но пока компания в убытках – из-за трат на продажи и маркетинг.

Сконнард считает главным отличием своей компании то, что она ориентирована на серьезных разработчиков, а ее авторы – специалисты с опытом, которые известны в программистском сообществе. Преподавателям Pluralsight платит роялти, величина которых зависит от того, как часто их видео смотрят. В 2013 г. один из авторов курсов по программированию – Скот Аллен стал первым, кто заработал на роялти $1 млн. С момента получения первых инвестиций компания активно скупает стартапы, расширяя за счет них свою библиотеку курсов.

В мае 2018 г. Pluralsight провела IPO на бирже NASDAQ. Вся компания была оценена в $1,97 млрд.

Knewton

/Knewton

Основной продукт: адаптивная образовательная система

Страна происхождения: США

Привлеченные инвестиции: $157 млн

Основатель: Жозе Феррейра

Knewton – это адаптивная образовательная платформа, которая подстраивается под возможности и потребности учеников, как школьников, и взрослых. Система реагирует на каждое действие обучающегося, вычисляет непонятые ему темы, советует, над чем нужно работать, и подбирает нужные задания. Учитывается даже то, в какой форме студент лучше усваивает информацию – как текст, игру, короткое или длинное видео.

Основатель Knewton – Жозе Феррейра, выходец из Мозамбика. В школе он был не слишком усидчивым, но, как оказалось, имел выдающиеся способности к решению стандартизированных тестов, на которых базируется американская образовательная система. Благодаря этому он поступил в колледж, окончил его и переехал в Сан-Франциско. Но там сидел без работы, за завтраком решая ради развлечения тесты SAT (стандартизированные тесты для приема в высшие учебные заведения США).

Друзья предложили ему попробовать себя в качестве учителя в Kaplan. Inc, крупной компании, которая готовит студентов к поступлению в вузы. Там Феррейра быстро стал звездой, писал американский Forbes. Спустя несколько лет Феррейра покинул компанию ради Гарвардской бизнес-школы. Потом работал в Goldman Sachs, был стратегом президентской кампании Джона Керри, партнером венчурного фонда, и в 2008 г. вернулся в образование – основал Knewton.

Одна из фишек его платформы в том, что она эффективно борется с пробелами в знаниях, которые при обычном обучении часто растут как снежный ком: одна неусвоенная тема тянет за собой другую. Например, по данным Университета Аризоны, от 10 до 15% первокурсников не готовы к базовому курсу математики. Чтобы решить эту проблему, в университете использовали «корректирующий» курс по математике от Knewton. Его прошло 5000 первокурсников. Процент тех, кто бросил занятия, сократился с обычных 13 до 6%, а доля сдавших экзамен увеличилась с 66 до 75%.

Система копит знания на основании практически каждого клика студента, сравнивает прогресс тех, кто обучается разными способами, и может ежедневно вносить от 5 млн до 10 млн поправок в образовательную модель.

Сейчас Knewton готовит своих студентов к GMAT (тест для определения способности обучаться в бизнес-школах), LSAT (вступительный тест для юридических вузов), SAT, а также по курсу математики.

В общей сложности с момента основания Knewton привлек $157 млн инвестиций, платформой пользуется более 13 млн человек. &

Текст: Инесса Демидова