Быстро и удаленно. Как будут учиться внуки миллениалов?
Какими будут школы будущего, заменит ли онлайн-образование старейшие университеты и можно ли решить проблему малокомплектных школ в российских селах15 крупнейших компаний, среди которых, например, Google, EY, Apple, IBM и Bank of America, больше не требуют дипломы об окончании колледжа, нанимая инженеров, аудиторов, риск-менеджеров, специалистов по блокчейну, маркетологов, обнаружил Glassdoor, один из самых популярных сайтов поиска работы в США.
Старейшие университеты запускают онлайн-курсы, и лучшее образование становится доступнее. Лабораторные работы теперь можно выполнять в VR-очках, а рабочим специальностям учиться с помощью дополненной реальности. Персонализированное обучение, которое подстраивается под психологические особенности и интересы ученика, – уже реальность. Образование все больше помогает получать конкретные навыки, а не абстрактные знания.
Судьба первопроходца
«Образование должно быть правом, а не привилегией», – решили Дафна Коллер и Эндрю Ын, основатели первой платформы онлайн-обучения Coursera. Шесть лет назад благодаря Coursera случился всплеск «образовательного оптимизма» – мир поверил, что любой человек в любой точке мира независимо от достатка может проходить курсы лучших университетов: Стэнфорда, Принстона, Колумбийского университета. Газета The New York Times назвала 2012-й, когда были основаны Coursera и Udacity, годом Massive Open Online Courses (МООС). Количество пользователей, которые зарегистрировались на образовательных платформах, поразило самих их основателей. Coursera меньше чем за год набрала почти 2 млн пользователей.
К 2017 г. у Coursera было уже 24 млн пользователей, но волна оптимизма в отношении МООС пошла на спад: процент студентов, прошедших курс целиком, оказался крайне мал. Пользователи бесплатных курсов считают основной проблемой не это, а то, что записаться на курс уж слишком просто, а твое обучение никто не контролирует. Так или иначе проекты, основанные на МООС, сделали главное – обеспечили огромный интерес студентов, вузов, работодателей, инвесторов и предпринимателей к сфере eLearning. Однако, по прогнозам Ambient Insight, обучаться самостоятельно в перспективе пяти лет люди будут меньше. В 2016 г. объем рынка самостоятельного онлайн-обучения был $47 млрд и дальше будет падать на 6,4% в год. Зато весь рынок онлайн-обучения станет расти на 5% в год, но уже за счет других сегментов. По оценкам EdTechXGlobal и Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения в 2016 г. составлял $165 млрд, а к 2020 г. достигнет $252 млрд. Даже к этому моменту потенциал для роста все еще останется огромным, ведь весь рынок мирового образования уже сейчас достигает $4–5 трлн в год (с учетом государственных расходов).
Самый большой потенциал роста на мировом рынке у дошкольного и школьного образования (вместе они обозначаются как K-12), корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства, говорится в совместном исследовании ФРИИ, ВШЭ и «Нетология-групп».
По данным Ambient Insight на 2016 г., в будущем быстрее всего станут расти компании, которые построены на игровых механиках и симуляции реальных процессов (+22,4 и +17,0% в год вплоть до 2021 г. соответственно). МООС же продолжат развиваться, экспериментируя с новыми моделями монетизации: выдачей платных дипломов и сертификатов, созданием изначально платных курсов («специализаций») и корпоративных образовательных центров.
Российский рынок образования в разы скромнее мирового. В 2016 г. его объем составлял 1,8 трлн с долей онлайна в 1% (21 млрд руб.), в 2021 г. эксперты прогнозируют 2 трлн руб. с долей онлайна 2,6% (53 млрд руб.), говорится в совместном исследовании ФРИИ, ВШЭ и «Нетология-групп». Несмотря на меньшие объемы, российский рынок во многом следует за мировыми трендами.
Школа
Школы нового поколения – это одно из направлений, которое должно изменить будущее образования, говорится в исследовании аналитической компании CB Insights. В исследовании выделяется пять компаний, получивших в общей сложности $278 млн венчурного финансирования.
Одна из них – AltSchool, школа, где сначала составляется интеллектуальный и эмоциональный портрет ученика, а потом под его особенности подбирается полностью индивидуальная программа. Большую часть учебного времени ученики проводят с планшетом и в наушниках, в стены школы вмонтированы камеры, чтобы фиксировать каждое слово ребенка и потом анализировать. Вся школьная программа заточена под использование новых технологий – даже изучение «Илиады»: например, ученики должны самостоятельно визуализировать все случаи проявления ярости в поэме. Проект получил $170 млн от фонда Марка Цукерберга, но в прошлом году основатель проекта Макс Вентилья заявил, что школа получилась слишком дорогостоящей и не будет расширяться, один из девяти филиалов закроется, а компания сосредоточится на развитии софта для обычных школ.
Еще один, более успешный, проект – Bridge International Academies, сеть офлайновых частных начальных школ в Кении и других странах Африки. Она ориентирована на родителей, которые зарабатывают меньше $2 в день (среднедушевой доход в Кении – $3,8). Учеба в Bridge International Academies обходится им в $4–7 в месяц. В этих школах все максимально стандартизировано – от строительства корпусов по типовым проектам до расписанных по шагам уроков. Сценарии для уроков, написанные специалистами в том числе из Кембриджа, выводятся на планшет учителя. Это помогает менее квалифицированным учителям показывать более высокие результаты. Сейчас в Bridge International Academies более 500 школ.
Один из заметных российских онлайн-проектов в сфере школьного образования – «Фоксфорд», который с 2014 г. входит в «Нетология-групп». «Фоксфорд» предлагает ученикам с 3-го класса заниматься онлайн дополнительно по школьной программе у лучших учителей страны, авторов учебников и тренеров олимпиадных сборных, а также готовиться к ОГЭ и ЕГЭ онлайн. Для школ есть свой продукт – набор инструментов, который позволяет учителю самостоятельно формировать небольшие олимпиады, домашние задания, контрольные работы для школьников.
Для детей, которые готовы учиться полностью удаленно, у «Фоксфорда» есть полноценная онлайн-школа-экстернат. Ее окончили уже 400 детей. Обучение целиком проходит в онлайне, а по итогам экстерната школьник проходит аттестацию в школах-партнерах и получает аттестат о среднем образовании.
Сейчас компания нащупала еще одну нишу – региональные онлайн-школы вместо малокомплектных сельских. «Такую школу можно наполнить собственным контентом от региональных учителей или контентом самого «Фоксфорда», – рассуждает Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетология-групп». Сейчас «Нетология-групп» предлагает такие проекты региональным министерствам образования и школам.
В России в национальной программе развития образования на 2016–2020 гг. был предусмотрен проект «создания сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания». Но выполнение этого проекта не вошло в список целевых показателей программы, поэтому реализован он пока не был, хотя особенных препятствий для этого нет, говорится в «Исследовании российского рынка онлайн-образования».
Кроме того, «Фоксфорд» предлагает государственным школам курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей. По закону учителя имеют право на повышение квалификации раз в три года и оплачиваться оно должно работодателем. «Повышение квалификации – это часто довольно унылое формальное занятие. Мы же привлекаем для этих курсов сильнейших преподавателей страны – авторов учебников, тренеров сильнейших олимпиадных сборных», – говорит Спиридонов. В «Фоксфорде», по его словам, прошли курсы 220 000 учителей – т. е. почти каждый четвертый российский учитель. Повысили квалификацию и получили удостоверение установленного государством образца более 65 000 учителей.
Колледж и техникум
В мире не так много примеров eLearning-проектов для рабочих специальностей, но все же они есть. Например, австралийская компания SkilledUp делает курсы для специалистов в области строительства и управления недвижимостью. Обучение может проводиться как в онлайне, так и в рабочих кабинетах, а оценка знаний – как в письменном виде, так и в виде практической демонстрации. В Австралии результаты обучения в программе SkilledUp признаются в соответствующих отраслях и другими учебными заведениями по всей стране.
Кто больше всего интересен инвесторам?
В 2017 г. самая большая сумма ($190 млн) была инвестирована в компанию EverFi, платформу для школьного, дошкольного и университетского образования. CB Insights составила список из 90 самых перспективных мировых eLearning-стартапов, которым суждено изменить мировое образование. Больше всего в этом списке образовательных компаний широкого профиля, таких как Udacity и Coursera. За все время они получили в общей сложности $1,8 млрд инвестиций. На 2-м месте в этом списке – сервисы для изучения языков ($638 млн), на 3-м – онлайн-системы для менеджмента традиционного учебного процесса ($633 млн).
«Естественно, полностью в онлайн увести такое обучение пока нельзя, – замечает Наталья Царевская-Дякина, директор образовательных технологий «Севергрупп ТалентТех», – так как для рабочих профессий необходима практика применения полученных знаний. Если мы хотим учить специалистов hard skill навыкам, которые предполагают умение работать руками и с профессиональными материалами, то, чтобы получить аттестацию, студент должен выйти в офлайн, но и продемонстрировать не только знания, но и умения. Хотя, думаю, в будущем подобную практику можно будет в большей степени проводить с помощью технологий дополненной реальности. Но все, что может быть оцифровано, – теория, лекции, схемы – все это должно быть оцифровано». В планах «Севергрупп ТалентТех» – развитие системы массового образования для всех типов специальностей – от digital до рабочих. Цель – построить крупнейший онлайн-центр дополнительного профессионального образования для взрослых.
В исследовании «Нетологии» и ВШЭ рынок среднего профобразования оценивается в 146 млрд руб. в 2016 г. Царевская-Дякина рассчитывает, что для рабочих специальностей методики онлайн-образования будут так же быстро развиваться. Будут востребованы короткий модульный контент, много визуальной информации, обучение с сопровождением – когда у каждого студента есть свой куратор.
Австралийская SkilledUp предлагает набор гибких подходов от самостоятельного обучения по типу МООС до группового дистанционного обучения в классах, но в любом случае с поддержкой куратора.
ВУЗ
Классическое высшее образование тоже будет трансформироваться, уверен CEO «Севергрупп ТалентТех» Артем Кумпель. «Недостаток высшего образования в том, что после пяти лет учебы оно часто не дает практических навыков, для того чтобы быть полезным работодателю сразу после окончания вуза, – говорит он. – Почему растет дополнительное образование? Университет как основа – может быть, но необходимой узкоспециализированной подготовки в большинстве случаев он не дает. В итоге после вуза выпускники идут учиться на дополнительные программы digital-маркетинга, программирования, data science».
В США из 20 млн студентов вузов онлайн обучается треть (полностью или частично). Полностью дистанционное обучение с присвоением государственного диплома предлагают многие американские колледжи и университеты, например Университет штата Пенсильвания, Бостонский университет, Университет Индианы.
Почти 80% американских вузов, в том числе Йель и Университет Южной Калифорнии, передают разработку и обслуживание своих онлайн-курсов на аутсорс компаниям, специализирующимся на онлайн-обучении. Например, Беркли сотрудничает с облачной платформой 2U, которая организует онлайн-занятия в небольших классах и работает по принципу разделения прибыли с университетом.
В России вузы с именем полностью дистанционное обучение не практикуют, переводя в онлайн только отдельные курсы, но уже включают их в обязательные учебные планы и засчитывают их прохождение. Так делает, например, Высшая школа экономики, МГУ и СПбГУ. МФТИ засчитывает оконченные курсы на Coursera при поступлении в магистратуру.
Три года назад при Министерстве образования был создан Совет по открытому образованию, который выпускает требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов.
«В нишу полноценных онлайн-вузов планирует встроиться и «Нетология». «Фоксфорд» подхватывает школьника в 3-м классе и ведет его до поступления в вуз – с курсами, репетиторами, выездными школами, – объясняет Спиридонов. – После вуза мы предлагаем дополнительное профессиональное образование. Но с 11-го класса до 5-го курса – обрыв. На это время мы теряем из виду более 100 000 школьников, бывших пользователей «Фоксфорда», ежегодно. Логично было бы, используя поток пользователей из «Фоксфорда» и экспертизу «Нетологии» в обучении digital-профессиям, построить на этом месте либо свой колледж, либо вуз».
В этом учебном году «Нетология-групп» запускает курсы профориентации для 10–11-х классов и начнет готовить детей к некоторым базовым профессиям, например веб-программированию, интернет-маркетингу, UX-дизайну. В 2019 г. может появиться уже бета-версия вуза. В итоге «Нетология» рассчитывает выстроить линейку образовательных продуктов, которые будут охватывать 15–20 лет жизни человека.
Корпоративное обучение
Корпоративное образование – это один из самых перспективных сегментов в мировом EdTech: 42% международных компаний – респондентов исследования Brandon Hall Group в 2017 г. были намерены увеличить бюджет на внедрение и поддержку EdTech-решений для корпоративного обучения. В России обучать всех без исключения сотрудников намерены 63% компаний, подсчитал HeadHunter. 70% планируют использовать для этого digital-инструменты.
ВТБ закупил у «Нетологии» набор видеокурсов по управленческим навыкам и навыкам личной эффективности и размещает их во внутреннем мобильном приложении «Вектор», рассказывает представитель банковской группы. «У «Нетологии» обширный каталог курсов в удобных форматах, которые размещаются в корпоративных системах дистанционного обучения и мобильных приложениях. Курсы разбиты на небольшие отрезки, сотрудники могут проходить обучение со смартфона или планшета, например, по дороге на работу», – говорит он. Банк собирается продолжать сотрудничество.
Весь российский рынок корпоративного онлайн-образования оценивается в 7 млрд руб. (из них 4,5 млрд тратят слушатели, 2,5 млрд – компании-работодатели).
Образование в сетях
Образовательные надстройки появляются и у других сервисов, например рекрутинговых.
В апреле 2018 г. европейская рекрутинговая компания Adecco приобрела образовательный стартап General Assembly, который специализировался на онлайн-тренингах по программированию, менеджменту и дизайну. Сумма сделки составила $413 млн. Благодаря этому приобретению Adecco рассчитывает предлагать своим клиентам обучение самым востребованным на рынке навыкам.
В России тоже есть пример аналогичной связки. Летом 2017 г. «Севергрупп ТалентТех» приобрела одну из крупнейших российских образовательных компаний – «Нетология-групп» (по словам Спиридонова, контроль остался у основателей – у него, его жены Юлии Спиридоновой, Максима Древаля и Алексея Половинкина). Это одна из крупнейших сделок на российском рынке: вся «Нетология» была оценена в $60 млн. В предыдущие два года более крупных сделок на российском рынке не было.
К тому моменту в портфеле «ТалентТех» уже были фриланс-платформа «Ремонтник.ру» и две рекрутинговые компании – Potok и JungleJobs. Все эти проекты решено было объединить в единую экосистему «ТалентТех» (подробнее о «Севергрупп ТалентТех» см. на стр. 6). В июле компания приобрела биржу удаленной работы FL.ru (бывший Freelance.ru), которая специализируется на услугах digital-специалистов.
«Конечно, наиболее явная точка взаимодействия – это обучать фрилансеров digital-профессиям на наших основных курсах, – рассказывает Спиридонов. – Но у нас есть идея делать и дополнительные курсы по soft skills. Как выяснилось, фрилансерам часто не хватает навыков презентаций, тайм-менеджмента, командной работы, работы с заказчиком».
При такой связке можно будет сертифицировать обученных на нашей платформе специалистов, повышать их рейтинг, рекомендовать заказчикам, добавляет Царевская-Дякина.
Когда образование и трудоустройство станут частью друг друга, запросы рынка труда будут быстрее трансформироваться в курсы по востребованным специальностям, а школьники и студенты получат реалистичное представление о том, как может строиться их карьера, говорит Царевская-Дякина. &
Текст: Инесса Демидова