«Нужно совершенствовать контроль»
Что сделать, чтобы уменьшить число жертв пожаровМарина Потокер, генеральный директор ROCKWOOL Russia:
В мире ежегодно происходит около 7–8 млн пожаров, в которых погибает около 100 000 человек. В России от действия огня и отравления продуктами горения каждый год умирает около 10 000 человек. Материальный ущерб в прошлом году составил 19,2 млрд руб.
Несмотря на важность проблемы защиты жилища и людей от пожаров – около 70% возгораний происходит в жилых зданиях, – внимания теме безопасности в сфере строительных и отделочных материалов уделяется недостаточно. Безусловно, в нашей стране есть прекрасная база для улучшения показателей – высокая культура строительства. Нельзя ломать существующую систему пожарной безопасности, но нужно совершенствовать систему контроля. Ее надо развивать в соответствии с новыми требованиями и актуальным пониманием комфорта и прогресса.
Что сегодня представляет собой современный дом? Это источник пожарной опасности: натяжные потолки, ламинат, компьютеры, бытовая техника, мебель из ДСП, ковры, пластики... За 30–50 минут квартира может выгореть полностью. Но пытаться искать абсолютно негорючие кресла – это звучит абсурдно. Существуют наработанные разумные способы предотвратить трагедии, дав возможность эвакуации, и снизить материальный ущерб – это в первую очередь использование негорючих тепло- и звукоизоляционных материалов. Необходимо обратить свои взоры прежде всего на несущую конструкцию – это то, что реально можно превратить в залог безопасности.
Коварство бытовых пожаров в том, что часто никакого пламени не видно, а техника и ряд отделочных материалов – например, некоторые виды поролона или ДСП – выделяют при нагревании высокотоксичные вещества, которые могут быстро привести к отравлению, в том числе смертельному. По статистике, гибнут люди не только от огня, но и от дыма, продуктов горения.
Казалось бы, логично ожидать, что, зная эти опасности, власти будут жестко регулировать рынок строительных и отделочных материалов. И действительно, в ряде случаев именно так. Скажем, в России для целых типов зданий – например, дошкольных учреждений, больниц, домов престарелых – запрещено использовать на фасадах горючие утеплители любого класса – только негорючие. В отличие, к примеру, от США, где утеплители из вспененных пластмасс очень широко применялись с 1930-х гг. и только в первое десятилетие 2000-х сформировался спрос на негорючие материалы.
В России действует технический регламент о пожарной безопасности, предусматривающий определение групп горючести, дымообразования, воспламеняемости, токсичности и распространения пламени – всего по пяти факторам (подробнее об этом см. стр. 8). И все было бы отлично, если бы не одно «но»: система сертификации выстроена хаотически. К сожалению, контроль над лабораториями, проводящими различные испытания, недостаточен.
Подразумевается, что при проведении аудита производства специализированные лаборатории собственноручно проводят отбор образцов материала с производственной линии. Между тем на практике все обычно прозаичнее. Производители самостоятельно привозят в лабораторию образцы материала с документами, и лаборатория выдает сертификат, например, на класс горючести Г1, т. е. почти негорючий материал. Впоследствии при возникновении пожара предъявить претензии к лаборатории практически невозможно, так как лаборатория сделала анализ образца, который отвечал требованиям для класса Г1. О том, что этот образец был заранее «подготовлен» производителем материала, лаборатория, естественно, стыдливо умолчит. Застройщик, который использовал этот материал при возведении здания, тоже прав – на материал был сертификат.
Формально все соответствует нормативам, но при проведении дополнительных испытаний оказывается, что это не так.
В автомобилестроении в безопасность вкладываются огромные ресурсы: с каждым годом современный автомобиль становится все безопаснее. Если обнаружена существенная неполадка, ошибки, автомобильные гиганты отзывают партии выпущенных машин целиком. Это связано с тем, что приняты и активно реализуются государственные программы, нацеленные на значительное увеличение безопасности человека на дороге – как пешехода, так и водителя. Данные требования выражаются не только в том, что появляется больше светофоров и пешеходных переходов: на производителей автомобилей накладываются конкретные обязательства. Для них вложение в безопасность – это не только забота о потребителе, но и обязательное условие существования, что делает принятые на государственном уровне программы эффективными, реализуемые меры быстро отражаются на качестве жизни людей.
Не только бизнес, но и наука получили стимул заниматься разработками, направленными на решение проблемы безопасности на дорогах, – в таком комплексе и достигаются серьезные изменения.
Несмотря на то что ущерб от пожаров сопоставим с потерями и жертвами на дороге, в строительной сфере ситуация сильно отличается. Подобной стратегии по снижению количества пожаров в России нет. Необходимо так же, как в автомобильной индустрии, разрабатывать программы по снижению числа жертв от пожаров в зданиях – именно на государственном уровне.