Кого сегодня лучше защищает Трудовой кодекс – работников или работодателей

Как с 2013 г. изменились российские законы о труде и судебная практика
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

С 2013 г., когда Superjob проводил такой же опрос, доля работников, считающих ТК сбалансированным, выросла на 11 п. п. до 28%, а доля работодателей – на 8 п. п. до 27%.

«Ведомости» опросили работодателей, профсоюзы и юристов, специализирующихся на трудовых конфликтах, чтобы выяснить, какие изменения в трудовом законодательстве они считают самыми значимыми.

Неприятности для работников

Большинство изменений в ТК носят косметический характер и существенно не изменили положение работников, считает Олег Бабич, руководитель правового департамента «Конфедерации труда России». В трудовом законодательстве по-прежнему есть уязвимые места с точки зрения прав работников. Например, если работодателю необходимо сократить 10 из 50 работников одного подразделения, он может создать новые должности внутри компании и перевести на них 40 сотрудников, а затем сократить 10 ненужных или неугодных работников. Оспорить такие решения в суде невозможно, потому что эти действия все еще не нарушают законодательство, говорит Бабич. Согласно ст. 134 ТК, работодатель обязан ежегодно индексировать зарплаты работников. Но требование записано таким образом, что однозначно обязательным оно считается только для государственных предприятий и предприятий с госучастием. Частные же компании зачастую трактуют закон удобным для себя образом, чтобы не проводить индексацию, говорит Бабич.

К негативным изменениям для работников Бабич относит расширение оснований для одностороннего расторжения трудового договора и замену аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. После введения новой процедуры часть рабочих мест, прежде считавшихся вредными, были признаны оптимальными или допустимыми для работы. В итоге многие работники потеряли дополнительные выплаты и отпуска, рассказывает Бабич. По его словам, больше всего пострадали медицинские работники и работники авиационной промышленности – пилоты и бортпроводники.

Руководитель практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Ксения Михайличенко к негативным изменениям относит продление временных правил работы вахтовиков. Они введены во время вспышек коронавирусной инфекции в вахтовых поселках в 2020 г. и позволяли с согласия работника продлить вахту до шести месяцев, чтобы исключить случаи новых заражений. В 2021 г. правила продлили еще на год, но сократили срок продления вахты до одного месяца. Временные правила хороши для работодателей, которые по своему усмотрению могут увеличить продолжительность вахты на один месяц. Работникам такие решения даются трудно, потому что многим хочется поскорее вернуться домой, но, если вахта продлена, с этим ничего не поделать, говорит Михайличенко.

Суды и жалобы

Сейчас 37% работников полагают, что ТК больше защищает нанимателей, нежели сотрудников, а 12% – что трудовое законодательство защищает их права лучше, чем работодателей, по данным опроса Superjob.

И чем старше опрошенные, тем больше среди них убежденных в том, что ТК защищает их интересы хуже, чем права работодателя (среди респондентов старше 45 лет таких 44% по сравнению с 37% по выборке в целом).

Среди работодателей тех, кто считает, что ТК сегодня лучше защищает интересы противоположной стороны, больше, чем среди работников. 48% опрошенных работодателей полагают, что законы о труде в России прежде всего защищают работника. 10% менеджеров по кадрам считают, что закон чаще оказывается на стороне работодателя, 27% – что ТК одинаково хорошо защищает права обеих сторон.

Если работник и работодатель выполняют свои обязательства, их не волнует, кого лучше защищает ТК, полагает Елена Кожемякина, управляющий партнер BLS. Тревожность начинается, когда возникает конфликт. Работники считают трудовое законодательство несправедливым, если не получается перехитрить работодателя, а работодатель – если не удается обмануть работника, говорит Кожемякина.

Баланс интересов работников и работодателей сильно зависит от практики судопроизводства, полагает Бабич. А по данным судебного департамента Верховного суда, за последние пять лет число поступивших в суды первой инстанции исков по трудовым спорам сократилось вдвое – с 616 119 дел в 2016 г. до 252 203 в 2020 г. Большинство исков касается взыскания невыплаченной зарплаты (190 877 поступивших в суды дел – на 61% меньше показателей 2016 г.).

Нормы об увольнении (за исключением особых оснований для увольнения дистанционных работников) или о взыскании задержанной зарплаты не изменились, указывает Михайличенко. Причина сокращения количества трудовых споров в судах в том, что работники все чаще обращаются в прокуратуру и трудовую инспекцию. Несколько лет назад в ответ на жалобы эти органы писали, что описанная работником ситуация – индивидуальный трудовой спор, и советовали обратиться в суд в частном порядке, а сейчас прокуратура и трудовая инспекция активно рассматривают жалобы и вмешиваются в конфликты. С их помощью трудовые споры решаются еще в досудебном порядке, рассказывает Михайличенко. По ее мнению, число исков также может сокращаться из-за роста неформальной занятости. Закон слабо защищает работников из серой зоны, им бесполезно обращаться в суд, говорит Михайличенко.

С 2013 по 2019 г. суды гораздо чаще вставали на сторону работодателей из-за политической повестки – государство и президент активно выступали за свободу экономической деятельности. А в период с 2020 по 2021 г. суды все чаще выбирают сторону работников из-за возникшей безработицы и нехватки кадров в некоторых отраслях. Само трудовое законодательство принципиальных изменений не претерпело, говорит Бабич.

В пандемию произошел всплеск жалоб граждан на работодателей в трудовую инспекцию. За первые полгода 2021 г. через портал «Онлайнинспекция.рф» поступило порядка 26 000 обращений граждан по трудовым отношениям. Обращение не всегда является жалобой: больше половины из поступающих обращений – запросы разъяснений. Наиболее распространенные темы – расчеты при увольнении, расторжение трудовых договоров и выплата заработной платы, рассказывает представитель Роструда. По его словам, в 2021 г. количество обращений в трудовые инспекции по сравнению с 2020 г. снизилось и вернулось к допандемическим показателям.

По данным портала «Онлайнинспекция.рф», за 2020 г. россияне 33 212 раз обратились в Роструд из-за увольнений и 20 428 раз из-за зарплат. Это почти вдвое больше, чем в 2019 г. (16 807 обращений из-за увольнений и 15 389 из-за зарплат).

В удаленном режиме

Чаще всего опрошенные «Ведомостями» работодатели из существенных позитивных изменений в законах о труде упоминали поправки о дистанционной работе (глава 49.1 ТК) и введение электронных трудовых книжек – они, по их словам, больше всего повлияли на повседневную работу кадровых служб. А Минтруд, отвечая на вопрос о самых важных изменениях в ТК, также назвал упрощение порядка оформления отпусков для работников с детьми (без согласования с нанимателем).

По оценкам Минтруда, изменения в нормах о дистанционной работе затронули очень многих россиян – сегодня работают удаленно почти 3 млн человек.

Сеть Х5 Group начала пилотный проект удаленной работы X5 Home Office для офисных сотрудников еще в 2019 г., весной 2020 г. на дистанционный режим перевели более 60% офисного персонала, рассказывает Ксения Адлейба, директор по персоналу подразделения «X5 поддержка бизнеса». После пандемии более 60% офисных сотрудников часть недели работают в офисе, часть – из дома. Закон о дистанционной работе зафиксировал понятия временной, комбинированной и постоянной дистанционной работы и обозначил права и обязанности сотрудников и работодателей, урегулировал понятие личного времени и ответственность за доступ к хорошему интернету в рабочее время удаленных сотрудников, говорит Адлейба.

Эти поправки соответствуют требованиям времени и позволили работодателям оформить работу сотрудников в условиях пандемии – сотрудникам даже не пришлось приезжать в офис, чтобы ознакомиться с новым распорядком работы, говорит Ирина Казанцева, начальник отдела кадров Райффайзенбанка. Представители «Вымпелкома» отметили, что больше всего на эффективность HR-процессов повлияли исключение усиленной квалифицированной цифровой подписи при взаимодействии работника и работодателя, а также введение гибридных форматов – временной и комбинированной дистанционной работы.

До принятия поправок о дистанционной работе каждый работодатель самостоятельно регулировал отношения с удаленными работниками, при этом он мог, например, заставить его полностью выполнять работу на личном оборудовании, т. е. за свои деньги обеспечивать средства труда, говорит Бабич. Теперь такого нет, что является большим плюсом для работников, отмечает Бабич.

На взгляд партнера юридической компании «Алимирзоев и Трофимов» Юлии Замятиной, поправки в большей степени в пользу работников, нежели работодателей. Для баланса интересов желательно, чтобы больше вопросов решалось по усмотрению работодателя или по договоренности сторон, например при прекращении трудовых отношений, говорит Замятина.

Часть поправок определенно защищает права работников: например, отменен пункт, согласно которому в трудовом договоре можно закрепить произвольное основание для расторжения трудового договора с дистанционным работником, например, если сотрудник не отвечал в мессенджере в течение часа, указывает Михайличенко. В самом ТК закреплены два основания: либо работник без уважительной причины не выходит на связь более двух рабочих дней, либо существенно меняются условия труда, не позволяя продолжать работу, говорит Михайличенко. В интересах работодателя, по словам юриста, упрощен временный перевод персонала на дистанционную работу по решению органов государственной власти или в случаях, когда нормальные жизненные условия населения находятся под угрозой.

ТК указывает работникам и работодателям на то, что нужно установить порядок взаимодействия, порядок компенсаций, период дистанционной работы. Он принят не ради пользы работника, не ради пользы работодателя, а только указывает им на необходимость договориться между собой, уверена Кожемякина. По ее мнению, новая редакция статьи о дистанционном труде дает широкие возможности создать локальные нормативные акты и договориться о справедливости внутри компании.

Электронные трудовые книжки

Бумажная трудовая книжка – рудимент, незнакомый никаким развитым рынкам труда. Их полная отмена освободит сотрудников отделов кадров для более творческой и продуктивной работы, считает Казанцева из Райффайзенбанка. Согласно новым правилам, бумажная трудовая книжка не заводится для сотрудников, которые впервые устроились на работу с января 2021 г., сведения об их трудовой деятельности ведутся лишь в электронном виде. Бумажный вариант сохраняется только для работников, которые направили работодателю заявление о сохранении такой трудовой книжки до 31 декабря 2020 г.

Однако работники это нововведение не считают такой уж хорошей защитой своих прав. Год назад 56% россиян не хотели оформлять электронную трудовую книжку вместо бумажной, согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в июле 2020 г. Сотрудники все еще с неохотой отказываются от ведения бумажных трудовых книжек, несмотря на то что все данные передаются в ПФР в электронном формате, говорит Казанцева.

По данным ВЦИОМа, треть россиян волнуются из-за возможной потери данных из-за сбоев или взлома системы (34%). Охотнее всех электронный вариант оформляют жители Москвы и Санкт-Петербурга (36%), а также молодые люди 18–24 лет (51%).

Независимо от того, выберет сотрудник только электронную трудовую книжку или комбинированный вариант, переход на такой документооборот очень сильно упрощает работу кадровым сотрудникам и работодателю – это позволяет привести документы компании в надлежащий вид, уверена Михайличенко.

Электронный учет сведений о трудовой деятельности упрощает процедуру трудоустройства, существенно повышает защищенность работника и снижает бюрократическую нагрузку внутри предприятия, говорит представитель Минтруда.

Цифровой документооборот

В мае 2020 г. в России начался эксперимент по внедрению электронного документооборота, позволяющий оформлять в цифровом виде не только трудовые книжки, но и другие кадровые документы, например командировочные листы и приказы (всего около 30 видов документов). Сотрудники вправе отказаться от ведения документов в электронном виде. Но в коллективном трудовом договоре работодатель может распространить электронный документооборот на всех работников, если более 50% сотрудников одобряют переход на цифру. Сейчас в эксперименте участвует 381 работодатель и около 2 млн работников. Существенных жалоб не поступало ни со стороны работников, ни со стороны работодателей, заверяют авторы инициативы – депутаты «Единой России».

В июне 2021 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении электронного документооборота в сфере трудовых отношений. Ко второму чтению его планируют доработать. Как ожидается, в бумажном варианте по требованию профсоюзов сохранится инструктаж по охране труда. Профсоюзы считают, что важные вопросы, связанные с жизнью и здоровьем сотрудников, нельзя решать в упрощенном, электронном, порядке.

Работодателю цифровизация помогает упростить ведение документооборота, соблюсти сроки, установленные законодательством, сократить логистику документов, а преимущество для сотрудников – прозрачность всех кадровых процессов, говорит вице-президент, директор по персоналу «Почта банка» Юлия Бородай. Сотрудник в любой момент имеет доступ к своим документам, может посмотреть этапы согласования, распечатать необходимые приказы, справки, указывает Бородай.

Отпуска и диспансеризация

Опрошенные «Ведомостями» юристы и Минтруд считают существенным изменением в ТК новые правила оформления отпусков для работников с детьми. Сейчас ежегодный отпуск в любое время могут взять работники, чей ребенок младше 14 лет. Раньше это правило касалось только сотрудников, в чьей семье все дети младше 12 лет, напоминает Михайличенко.

Также сокращен перечень работ, на которых запрещено трудиться женщинам, – с 456 до 100 профессий. Это очень большая уступка работникам, которые долго за это боролись, и работодателям, которым хотелось бы видеть на этих работах женщин, говорит Михайличенко.

За минувшие годы был внесен ряд поправок в ТК, которые защищают права отдельных категорий сотрудников: дополнительные оплачиваемые дни на диспансеризацию, право на отпуск в любое время по желанию сотрудника для многодетных матерей, обязанность устанавливать неполный рабочий день по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя) ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, указывает представитель Минтруда.

Больше документов

Опрошенные «Ведомостями» юристы отметили несколько изменений в бумажной работе. Одни из них пошли работодателям на пользу, другие – во вред.

С 1 июля работодатели обязаны размещать вакансии на сайте «Работа в России». Обязанность заполнять очередную форму – головная боль для работодателя, но для работника портал с полной информацией может оказаться полезным, говорит Михайличенко. А с 21 апреля 2021 г. некоммерческие организации, штат которых не превышает 15 человек, а доход – 120 млн руб. в год, приравняли к микропредприятиям и освободили от ведения локальных актов в сфере труда (например, правил внутреннего трудового распорядка и положения об оплате труда). Отсутствие бумажной волокиты сильно разгружает такие небольшие организации, считает Михайличенко.

Юристы также отметили несколько полезных для работодателей изменений бюрократии, о которых они сами промолчали: например, компаниям позволили оспорить результаты проверок в досудебном порядке.-

Варвара Гранкова