Чем хороши и чем плохи новые законы об удаленной работе
Вся глава Трудового кодекса об удаленной работе переписана. Что это дает работодателям и работникам«Единая Россия» внесла в Думу законопроект о поправках в Трудовой кодекс (ТК) об удаленной и дистанционной работе. Авторы практически переписали главу 49.1 о дистанционной работе, добавив также четыре новые статьи: о временной удаленной работе, о комбинированной (офисно-дистанционной), о порядке взаимодействия работодателя с работником в нерабочие часы и об оплате сверхурочных.
Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы BLS, говорит, что законопроект закрепляет практику, которая де-факто уже сложилась.
Разработчики постарались угодить всем. Они учли пожелания работодателей, настаивавших, что нужно убрать пункт об обязательном использовании усиленной электронной цифровой подписи (ЭЦП) для подписания трудового договора о дистанционной работе; профсоюзов (локальные акты о порядке взаимодействия работодателя и дистанционного работника должны составляться с учетом мнения профсоюза) и Минтруда, считавшего необходимым добавить комбинированную занятость.
Закон может вступить в силу уже 1 января 2021 г.
То в офисе, то дома
Цель нововведений – обновить понятие дистанционной работы и ввести два новых формата, которых в ТК раньше не было: временную дистанционную работу и комбинированную занятость.
Работодатели одобряют отмену обязательной ЭЦП и формат временной дистанционной работы: не нужно искать основания для изменения трудовых договоров, чтобы перевести сотрудников на удаленную работу временно. А также говорят об удобстве комбинированной работы, из удаленного режима в офисы вернутся не все.
30 000
человек из 67,1 млн занятых, по данным Росстата, в 2019 г. работали по трудовому договору о дистанционной работе. Это мизерная доля реальной дистанционной и платформенной занятости и внештатного труда с использованием интернета
Директор по персоналу «Росгосстраха» Дмитрий Лаврентьев в новом законопроекте видит только плюсы, начиная от электронного обмена информацией между работодателем и работником без применения ЭЦП и заканчивая правом быть офлайн для самого работника. Удобна «Росгосстраху» и комбинированная работа: много молодых сотрудников, ими такой формат будет особо востребован, уверен Лаврентьев.
Исполнительный вице-президент по управлению персоналом «Вымпелкома» Ольга Филатова тоже считает, что исключение усиленной ЭЦП и введение временной и комбинированной дистанционной работы упростит организацию удаленного труда. Сейчас удаленно работает 90% сотрудников бэк-офисов (около 14 000 человек) – практически весь административный офис, кроме сотрудников, которые для выполнения обязанностей должны присутствовать на рабочем месте, например техники, обслуживающие оборудование. После возвращения в офисы – не раньше осени – компания продолжит использовать частично удаленный формат работы, как и до начала пандемии, но увеличив количество дней, которые сотрудники смогут работать из дома.
Владимир Химаныч, управляющий директор по работе с персоналом Райффайзенбанка, говорит, что с конца марта 2020 г. сотрудники головного офиса, центра операционно-сервисного обслуживания и центра разработки и сопровождения IT (всего более 5000 человек) работают удаленно, банк будет работать так до сентября. После возвращения в офис некоторые команды по желанию смогут изменить формат работы на сочетание работы из дома с гибкими рабочими местами в офисе. Комбинированная занятость совпадает с видением банка и после поправок в законы она станет удобнее, говорит Химаныч.
Нет дискриминации
Авторы также ликвидировали дискриминацию удаленных работников. Ксения Михайличенко, партнер московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры», объясняет: дистанционные работники – единственные, кого работодатель имел право уволить по основаниям, указанным в трудовом договоре. А работодатели включали в него самые разные причины для увольнений. Например, за нарушение порядка и сроков предоставления отчетов о проделанной работе либо пункта об ответах на электронные письма руководителя в течение получаса.
Марина Москвина, управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП, говорит, что РСПП выступал против исключения причин увольнения, указанных в трудовом договоре с дистанционным работником, потому что в стандартно применяющейся ст. 81 ТК об увольнении по инициативе работодателя нет таких причин, как невыход на связь.
Юлия Бородай, вице-президент и директор по персоналу «Почта банка», говорит, что применять общие основания увольнения работодателям затруднительно, потому что дистанционных работников трудно контролировать. Например, дистанционного работника невозможно уволить в отличие от его офисного коллеги за прогулы – в суде будет сложно доказать, что он отсутствовал в рабочее время на месте.
Авторы также позаботились, чтобы сотрудники не теряли в зарплате после перехода в дистанционный режим, если работа не изменилась.
Михайличенко говорит, что часто работодатели пытаются настоять на уменьшении оклада при переводе на удаленную работу. И закон оставлял этот вопрос на усмотрение сторон: работник и работодатель сами должны договориться о сумме выплат, отмечает Михайличенко.
Согласно новой ст. 312.6 ТК зарплата при временной дистанционной работе должна выплачиваться полностью, если объем работы не изменился.
В поправках есть статья о сверхурочных (312.8 ТК), но нет четких указаний, как должно оплачиваться взаимодействие с работодателем в нерабочее время, указывает директор по персоналу и организационному развитию X5 Retail Group Татьяна Красноперова.
Одной из целей авторов было разграничить время работы и отдыха удаленных сотрудников. Она достигнута. Сотрудники получили право не быть круглосуточно на связи с работодателем и не отвечать на письма и звонки в нерабочее время.
Олег Бабич, руководитель правового департамента Конфедерации труда России, считает это достижением, потому что сейчас многие работодатели де-факто требуют от работников доступности в режиме 24/7.
Михаил Шмаков, председатель ФНПР, говорит, что в законопроекте произвол работодателя сведен к минимуму.
А Максимиллиан Гришин, юрист компании «Ильяшев и партнеры», предупреждает, что дистанционные работники после принятия поправок в ТК получат широкие возможности для злоупотреблений, защититься от которых работодателям будет фактически невозможно.
Как оформить
Нынешняя удаленная занятость – временная мера на период пандемии, отмечает Кожемякина. Действующий же ТК не предусматривает временной дистанционной занятости: заключается либо традиционный трудовой договор, либо трудовой договор о дистанционной работе, не подразумевающий рабочего места в офисе.
И работодатели, переводя персонал на удаленную работу, выходили из положения разными способами.
Например, в период пандемии «Сибур» перевел на дистанционный режим работы с сохранением всех бизнес-процессов более 6000 офисных сотрудников. Переход на дистанционную работу оформлялся путем подписания дополнительных соглашений на бумаге.
Сотрудники Райффайзенбанка при переходе на удаленный формат работы подписывали дополнительное соглашение к трудовому договору.
«Вымпелком» реализует проект удаленной работы BeeFree с 2016 г. Для выхода на BeeFree сотрудники подписывают дополнительные соглашения, регламентирующие порядок удаленной работы, по словам Филатовой. В конце марта на удаленный режим «Почта банк» перевел около 90% головного офиса и более 70% сотрудников региональных подразделений (всего около 5000 человек). Перевод был оформлен приказом и дополнительными соглашениями с сотрудниками, по словам Бородай.
«Ростелеком» перевел на удаленную работу более 50 000 сотрудников – примерно треть численности. Перевод оформлялся дополнительным соглашением к трудовому договору, которое подписывал каждый сотрудник перед переходом на удаленную работу, говорит представитель компании.
По данным мониторинга действий работодателей, подготовленного компанией EY в конце марта, 53% работодателей, которые перевели сотрудников на дистанционную работу, оформили перевод приказом по компании, 32% – с помощью дополнительных соглашений к трудовым договорам, а 31% сделали это другим способом – без оформления, в том числе по согласованию с непосредственным руководителем.
Однако количество документов не уменьшится и после принятия поправок. Временную дистанционную работу предлагается по-прежнему оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору (или изначально внести в трудовой договор пункты о временном удаленном режиме). В экстренных случаях (катастроф, аварий, эпидемий и т. д.) разрешен упрощенный порядок ввода временной дистанционной работы – приказом, распоряжением, положением и т. п. И такие нормативные акты должны составляться с учетом мнения профсоюза.
Бородай отмечает, что, раз требование о подписании дополнительного соглашения с работником в письменном виде сохранилось и работодатель должен запрашивать согласие работника, никакого упрощения порядка не получится. Она отмечает также, что в законопроекте не говорится, что делать, если работник не согласен трудиться удаленно.
Бумага и цифра
Другая важная цель авторов обновленной главы о дистанционной работе – максимально перевести кадровый документооборот из бумажной в электронную форму. Поправки разрешают заключать трудовой договор о дистанционной работе и соглашения об изменении условий договора путем обмена электронными документами. И подписывать договор о дистанционной работе квалифицированной ЭЦП уже не надо. Для электронного обмена годятся любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение.
Но, по мнению адвоката Павла Андреева, члена экспертного совета комитета по труду и социальной политике Госдумы, законопроект не решает одну из основных проблем – не регулирует взаимодействие работников и работодателя вообще без бумажных документов. Суды принимают электронные документы лишь как отдельную форму доказательств, раз в законах нет положений об электронном документообороте. А прокуратура штрафует работодателя за электронное ознакомление работников с документами, говорит Андреев.
Порядок обмена документами в электронной форме можно описать и в трудовом договоре, это снимет риски непринятия такого документооборота судами, говорит Шмаков.
Андрей Исаев, первый заместитель руководителя фракции «Единой России» в Государственной думе, говорит, что узаконить обмен в электронном виде юридически значимыми сообщениями должен другой законопроект, подготовленный депутатами «Единой России», – о юридическом статусе сообщений, которыми обмениваются работники и работодатели (так называемый законопроект Павла Крашенинникова). Оба законопроекта будут приниматься одновременно. Для сотрудников, работающих на удаленке, и для людей, которые трудятся на стационарном рабочем месте, документооборот будет одинаковый, уверяет Исаев.
Но насколько реально все успеть к 2021 г.? На Российском социальном форуме, организованном РСПП 17 июня, президент РСПП Александр Шохин предложил ускориться и перейти на электронный кадровый документооборот с 1 января 2021 г. Шмаков заявил, что возражает против ускорения.