Как коронавирус изменил условия труда россиян
Какими будут график работы и занятость после пандемииПосле многих недель самоизоляции некоторые сотрудники российских компаний начали возвращаться на рабочие места. Благодаря частичному снятию ограничений число работающих удаленно сократилось на 5 п. п., показал опрос 40 000 респондентов в 10 000 городов России, проведенный исследовательским центром «Ромир» в течение девяти недель с конца марта по настоящее время.
Опросы «Ромира» показали, что доля россиян, работающих на производстве или в офисе, сейчас превышает долю тех, кто продолжает трудиться удаленно: 36 против 16%. В Москве, где приняты самые жесткие ограничительные меры, по данным «Ромира», по-прежнему дистанционных работников больше: 16% работают в офисе и на производстве и 21% трудятся удаленно.
Статистику возвращений портят крупные компании, которые решили оставить сотрудников на дистанционном режиме работы до осени. И причиной таких решений назвали хорошие показатели работы из дома, а также невозможность выполнить требования Роспотребнадзора к организации безопасной работы сотрудников, вернувшихся в офисы. Первой компанией, публично заявившей о продлении удаленного режима работы на все лето, стала Mail.ru Group. Подобные решения приняли также «Норникель» (продлевает режим удаленной работы до 30 июня), Qiwi и «Авито» (до 1 сентября), «Тинькофф банк» (до 1 августа), НЛМК (минимум до июля).
Некоторые крупные компании начали поэтапный вывод сотрудников на работу. В «Уралхиме» в московском офисе очно работает уже около 30% персонала, в июне это число планируют увеличить до 50–75%, рассказал ранее «Ведомостям» представитель компании. Представитель UC Rusal сообщал, что часть сотрудников в регионах, возможно, вернется к работе в офисе в ближайшие недели – в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом из регионов присутствия.
Зарплаты и безработица
Больше всего россиян, по данным «Ромира», вообще сейчас не работают – 40% респондентов по России и 48% по Москве, где число неработающих с марта выросло на 12 п. п. По словам президента «Ромира» Андрея Милехина, это тревожный показатель, который повлияет на материальное положение и самих работников, и их семей. Именно эти люди рискуют остаться без работы после отмены ограничений.
В дальнейшем массовых увольнений, скорее всего, не будет, говорит Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых отношений ВШЭ. По его словам, основной «сброс» рабочей силы произошел за карантинные месяцы, после этого занятость либо не будет меняться, либо – при благоприятном развитии экономики – будет расти. По словам Капелюшникова, опыт предыдущих экономических кризисов показывает, что российские работодатели ради экономии средств чаще идут на сокращение рабочего времени и зарплат, а к массовым увольнениям прибегают как к последней мере. Вряд ли Россию после пандемии ждет массовая безработица, полагает он.
Сами работники боятся, что после пандемии им сократят зарплаты. 19% опрошенных «Ромиром» полагают, что их материальное положение после пандемии значительно ухудшится, 16% прогнозируют незначительное ухудшение.
Многие работодатели уже сейчас не выплачивают работникам премии и бонусы, констатирует Капелюшников. Некоторые сократили работникам и зарплаты, отмечает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Чаще всего, объясняет он, сотрудникам говорят, что либо придется кого-то увольнять, либо надо сокращать зарплаты примерно на 30%. И люди соглашаются на сокращение. По мнению Сафонова, если экономическая ситуация выправится, зарплаты вернутся на прежний уровень через год-полтора.
Другой страх – остаться после пандемии без работы. Этого, по данным «Ромира», боятся 8% россиян и 13% москвичей. Уже в апреле, по данным Росстата, число безработных россиян возросло до 4,3 млн человек, а уровень безработицы вырос до 5,8% – максимума за четыре года.
До и после
Режим нерабочих дней и самоизоляции кардинально изменил условия труда россиян, показало исследование Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС (ИНСАП РАНХиГС), проведенное с 17 по 21 апреля по выборке населения в возрасте 18–65 лет. Согласно исследованию, до кризиса около 17% россиян работали, не имея стационарных рабочих мест: сотрудники на разъездной (7,8%) и вахтовой (5,2%) работе, наконец, дистанционные работники (3,6%). А подавляющее большинство – 83,4% – трудились на рабочих местах. Больше всего дистанционных сотрудников было среди самозанятых, индивидуальных предпринимателей и фрилансеров – 16%. Меньше всего – среди наемного персонала, 2,1%.
Пандемия изменила это соотношение. Теперь, по данным исследования, полностью или частично в удаленном режиме трудятся 26% наемных работников. В наибольшей степени это женщины, жители мегаполисов, работники молодого и среднего возраста, а также люди с высшим образованием (42% от всех переведенных на удаленный режим). Легче перешли на дистанционный режим работы те, кто занимает высокооплачиваемые рабочие места и сравнительно высоко оценивает свой достаток, выяснили авторы исследования.
Всего в удаленном режиме в России продолжают сейчас работать около 5,6 млн человек, заявил недавно министр труда и соцзащиты Антон Котяков.
Отрасли и профессии
Доля переведенных на удаленный режим зависела от отрасли и профессии. Легче перешли на дистанционный формат компании с большой долей офисных работников, констатирует Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых отношений Высшей школы экономики (ВШЭ). Он отмечает, что работать из дома чаще могут сотрудники бэк-офиса (бухгалтеры, финансисты, кадровики, юристы), а также IT-специалисты.
По данным исследования, больше всего сотрудников перешло на дистанционный формат работы в финансовом и страховом секторах (56,3%), а также в IT и телекоме (53,7%). А в добывающем секторе, в государственных учреждениях и на транспорте удаленно работает только пятая часть сотрудников.
Еще меньше удаленных работников в торговле и гостиничном секторе (18,6%), а также в строительстве (18,5%). Минимальное число перешедших на дистанционный режим в силовых структурах и сельском хозяйстве – всего 7,8 и 6,6% соответственно.
На общем фоне выделяются самозанятые, индивидуальные предприниматели и фрилансеры: 43% из них из-за пандемии перестали работать вовсе. 17,4% продолжили трудиться удаленно, как и раньше, еще 13,5% перешли на удаленный режим работы, а 26% по-прежнему остаются на рабочих местах.
Трудности взаимодействия
Сотрудники, показали исследования, недовольны переходом на удаленный режим. 34% респондентов «Ромира» сказали, что работают менее эффективно, чем в офисе. 37,7% перешедших на дистанционную работу респондентов РАНХиГС говорят, что качество их рабочих взаимодействий ухудшилось.
Одно дело – общаться лично, и совсем другое – по почте и в мессенджерах. Скорость работы падает даже из-за того, что сотрудники не сразу прочитывают полученные письма и сообщения, все обсуждения затягиваются, говорит Капелюшников.
Труднее всего сотрудникам, которые заняты в проектах, требующих постоянного взаимодействия, считает Сафонов. По его словам, многие такие проекты затормозились.
Переход на дистанционную работу происходил в пожарном режиме, многие оказались дома вообще без рабочего места, в квартирах, где в двух-трех комнатах собралась вся семья, и с детьми, которые после закрытия школ и детских садов остались дома на попечении родителей. Сафонов говорит, что нередко сотрудникам в самоизоляции удается поработать несколько часов поздно вечером и ночью за кухонным столом.
Офис после пандемии
График работы неизбежно изменится, показал опрос 1847 линейных сотрудников и 1536 руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса. Его провел разработчик ПО для управления бизнесом «Мегаплан». Сотрудники ратуют за более гибкие графики: три четверти опрошенных (76%) после снятия режима самоизоляции хотели бы получить гибкий график и периодически работать из дома. Половина респондентов высказались за то, чтобы иметь возможность самим выбирать время начала рабочего дня. А 41% сотрудников хотели бы получить от работодателя возмещение за дорогу до офиса и обратно: в условиях эпидемии люди боятся ездить на работу на общественном транспорте и хотят перемещаться на корпоративном такси.
Начальство не против послаблений. 80% руководителей готовы разрешить сотрудникам иногда работать из дома. А 37% могут разрешить персоналу самостоятельно выбирать время начала рабочего дня и день посещения офиса. Более половины респондентов (51%) разрешили бы сотрудникам участвовать в совещаниях по видеосвязи. Еще 46% руководителей готовы отменить требования по дресс-коду.