За что работодатели сегодня штрафуют работников
Как изменилась система наказания сотрудников в пандемиюВ пандемию работодатели стали штрафовать сотрудников совсем не так, как три года назад, – за иные провинности, суммы наказания изменились, а отдельные категории работников сейчас страдают от штрафов чаще других, показало недавнее совместное исследование «Ведомостей», портала HeadHunter и компании Online Market Intelligence (OMI). В исследовании приняли участие 150 работодателей и 28 691 работник – пользователь интернета. Выборка была взвешена с учетом распределения аудитории интернет-пользователей в России. Цель была выяснить, за какие провинности и на какие суммы штрафуют россиян на рабочих местах, а также возымели ли эти карательные меры нужный работодателю эффект.
Базой для сравнения стал такой же опрос, проведенный кадровым агентством Kontakt Intersearch по просьбе «Ведомостей» в 2018 г. В нем тогда приняли участие 384 гендиректора и менеджера по персоналу, а также 658 сотрудников.
Охват расширяется
Судя по ответам работодателей, доля тех, кто карает персонал рублем, за три года снизилась. В 2018 г. 48% работодателей сказали, что штрафуют сотрудников, в 2021 г. – 44%. И размеры наказания уменьшились. В 2018 г. на умеренные суммы (до 30% месячного заработка) сотрудников штрафовали 60% нанимателей, в 2021 г. – 82%.
По словам же работников, карательные меры в пандемию стали применяться шире. Доля респондентов, заявивших, что в их компаниях практикуются материальные наказания за провинности, за три года выросла на 12 п. п. В 2018 г. 26% работников заявили, что их работодатели штрафуют сотрудников, а в 2021 г. – 38%. Примерно каждый четвертый был оштрафован лично в течение последнего года – и в 2018 г., и в 2021 г.
Карательные вычеты в среднем умеренны, следует из ответов работников. Большинство оштрафованных (62% в 2018 г. и 67% в 2021 г.) потеряли меньше 30% зарплаты, но в 2021 г. 9% пострадавших сотрудников недополучили более 30% месячной зарплаты. В 2018 г. среди оштрафованных таких не было.
Большинство считает, что частота и сумма вычетов в пандемию не изменились. 68,6% работников компаний, практикующих штрафы, сообщили, что в пандемию персонал за нарушения наказывают столь же часто, как и до пандемии, 15,9% – что штрафовать стали реже, 15,5% – что чаще.
В 2021 г. 12% респондентов, чьи наниматели штрафуют сотрудников, заявили, что в пандемию штрафы выросли, 8% – что снизились, 80% – что размеры наказаний не изменились.
За что наказывают
Сергей работает в компании, предоставляющей таможенные услуги. Он оформляет таможенные документы на товары иностранных компаний – эта работа требует предельной концентрации. В одном из документов Сергей по невнимательности поменял местами колонки «цена» и «стоимость». В результате, казалось бы, пустяковой ошибки проверяющие инстанции наложили на работодателя штраф почти в 0,5 млн руб. Начальник сделал Сергею официальный выговор и лишил премии в 15 000 руб. Сергей сохранил рабочее место, получил полный оклад и поэтому не расстроился из-за потери премии. Через несколько месяцев с него сняли все санкции. Руководство старается поддерживать нормальную атмосферу и не злоупотребляет наказаниями, говорит Сергей.
12% респондентов
заявили, что в пандемию штрафы выросли, 8% – что снизились, 80% – что размеры наказаний не изменились
Основания для наложения взысканий за три года не изменились. Чаще всего штрафы накладывают за грубые нарушения трудовой дисциплины (прогулы, выход на работу в нетрезвом виде и т. п.), за некачественную работу и за срыв сроков исполнения. В пятерку самых популярных оснований входят также опоздания на работу и невыполнение плана. Несколько работников в комментариях к опросу написали, что их оштрафовали за отказ вакцинироваться.
Трудно уличить
На практику наложения штрафов влияет отраслевая специфика, считает Давид Хумарян, социолог, исследователь лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ. В большинстве отраслей в период пандемии работодатели стали реже прибегать к штрафам, но найдутся и другие отрасли, где штрафы и депремирующие вычеты участились. Например, штрафы в колл-центрах, в сегментах доставки еды и такси распространены и используются тем чаще, чем больше нагрузка на работников и чем выше конкуренция. Потому что в этих сферах штрафы и вычеты призваны стимулировать повышение производительности труда и качество исполнения, говорит Хумарян.
Раньше работники подвергались штрафам за опоздания, нарушения трудовой дисциплины, порчу имущества компаний, мелкие хищения, но с пандемией и частичным переходом на удаленный режим работы эти основания перестали иметь практическое значение, говорит Хумарян.
В то же время штрафы за некачественную работу, срыв сроков или невыполнение плана подразумевают, что все эти показатели отслеживаются, а в пандемию компаниям пришлось адаптировать прежние инструменты контроля и оценки к реалиям удаленной работы, это получилось не сразу. Многие процессы перешли в онлайн – стандартов качества, сроков и KPI в новых условиях компании еще не выработали, поэтому и оснований для штрафов и вычетов было меньше, уверен Хумарян.
Лишить премий
На вопросы о штрафах не ответила ни одна из 20 крупных компаний. Те три, которые согласились поговорить о наказаниях, рассказали, какова система премирования в их компаниях и за какие проступки сотрудники лишаются премий.
Сотрудники ОМК ежемесячно получают базовую премию. Ее размер зависит от выполнения нормативных KPI по четырем основным направлениям: производительность (объемы), качество, затраты и фонд рабочего времени, комментирует директор по управлению персоналом ОМК Светлана Николашина. Максимальный размер премии для рабочих – 30% оклада или тарифа. Сотрудники могут заработать дополнительную премию за превышение нормативов – рабочие ОМК имеют возможность зарабатывать 50% и больше от постоянной части (тарифа, оклада), говорит Николашина.
В «Норникеле» для синих воротничков действует система ежемесячного премирования, основанная на показателях конкретного участка или подразделения, а также премирования по итогам года и различные разовые премии, рассказывает Дарья Крячкова, вице-президент по кадровой политике «Норникеля». Если какие-либо ежемесячные или годовые показатели не выполняются, премия может быть выплачена не в полном размере. В последнее время эта система не претерпела каких-либо изменений в сторону ужесточения. Скорее наоборот – в период нерабочих дней в апреле – мае прошлого года, которые были объявлены в первую волну коронавируса, компания доплачивала работникам непрерывных производств, которые продолжали трудиться, говорит Крячкова. Для премирования белых воротничков в «Норникеле» используется система годовых бонусов в зависимости от исполнения ключевых целей компании и персональных KPI, продолжает Крячкова.
Система мотивации «Сбера» построена на инструментах поощрения, которые гораздо эффективнее штрафов, рассказывает представитель банка. В случае грубых нарушений внутренних регламентов и трудовых обязанностей сотруднику согласно закону может быть объявлено дисциплинарное взыскание, в том числе снижение премии или лишение ее, говорит он. Премии выплачиваются ежемесячно или ежеквартально и зависят от эффективности работы сотрудника или команды. По итогам года выплачивается годовое вознаграждение, которое зависит как от индивидуальной результативности сотрудников, так и от финансовых результатов деятельности «Сбера». Всем сотрудникам установлен целевой размер вознаграждения. Если установленные цели сотрудник не выполнил, размер премии будет ниже целевого, рассказывает представитель «Сбера».
Как вычитают
Ксения Михайличенко, адвокат, руководитель практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры», ранее указывала «Ведомостям», что Трудовой кодекс запрещает вычеты из оклада, поэтому работодатели лишают сотрудников премии – не сообщая, что это штраф. Они указывают в положении о премировании, что сотрудникам выплачивается премия за хорошую работу. Поэтому работнику в суде практически невозможно доказать, что его оштрафовали, а не оставили без премии из-за плохой работы, говорила Михайличенко.
За нарушения трудовой дисциплины Трудовой кодекс предусматривает три наказания: предупреждение, выговор и увольнение. При дисциплинарных взысканиях работодатель имеет право не выплачивать премию, говорил ранее адвокат коллегии «Старинский, Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов, но и начисление, и лишение премии должно правильно оформляться – служебными записками, приказом с обязательным уведомлением сотрудников и т. п.
Несмотря на законодательные ограничения, компании теперь чаще делают вычеты из фиксированных окладов сотрудников (23% сейчас против 8% три года назад). Бонусы, напротив, сокращают реже: около 70% полностью или частично лишают провинившегося сотрудника ежемесячной премии (против 75% в 2018 г.), еще 8% удерживают штрафы из квартальной, полугодовой или годовой премии (против 15% три года назад).
В компании Unilever никогда не было практики наказания рублем, однако в случае вынесения дисциплинарного взыскания за нарушения техники безопасности или правил на производстве сотрудники могут быть лишены части годовой или квартальной премии, говорит старший менеджер по вознаграждениям Unilever в России, на Украине, в Белоруссии и Израиле Евгения Чуракова. Такие случаи могут возникнуть только при существенном нарушении правил или должностных обязанностей, которые могли привести к травмам, большим потерям продукции и подобному. В последние несколько лет (включая пандемийный год) таких случаев было очень мало, говорит представитель Unilever.
Штрафов за опоздания на работу в Unilever нет: большинство офисных сотрудников работают по гибкому графику. Во время пандемии родителям школьников было необходимо накормить детей и подключить их к онлайн-урокам, соответственно, предупредив своего руководителя, можно было начинать свой рабочий день чуть позже, говорит Чуракова.
Только разозлить
Хотя пятерка основных поводов для наказания не изменилась, цели наложения штрафов в пандемию претерпели изменения.
Три года назад работодатели накладывали штрафы, прежде всего чтобы повысить качество работы своих сотрудников (65% опрошенных нанимателей указали эту цель). На 2-м месте была цель укрепления трудовой дисциплины (62%). На третьем – добиться выполнения плана производства или продаж (40%), на четвертом – заставить сотрудников соблюдать технику безопасности (27%).
Но в пандемию их гораздо больше стало волновать не повышение качества работы, а трудовая дисциплина (72%, на 10 п. п. больше, чем в 2018 г.). Цель повышения качества работы на 2-м месте (61% респондентов), на 3-м месте с большим отставанием снижение злоупотреблений персонала, прежде всего мелких хищений (25%), на четвертом – повышение производительности труда (22%).
Более 55% сотрудников также согласны, что основная цель штрафов – укрепление дисциплины (это был самый популярный ответ среди работников, опрошенных OMI).
Но могут ли штрафы призвать сотрудников к порядку? В 2018 г. лишь около 48% работодателей сообщали, что после введения штрафов показатели работы в компании улучшились (38% сказали, что ничего не изменилось, а 14% сообщили, что показатели ухудшились). Но в пандемию наказания рублем работают хуже: только 39% компаний сказали, что показатели улучшились.
Зато атмосфера в коллективе может накалиться. Опрошенные OMI писали в комментариях, что работодатели применяют штрафы, чтобы «уволить неугодного сотрудника», «унизить подчиненного», «самоутвердиться», «пугать и давить на персонал», «продемонстрировать власть», «создать видимость работы руководства» и просто «выполнить план по лишению премий».
«Когда штрафуют за каждый чих – например, если достал телефон, чтобы посмотреть время или ответить на срочный звонок от родных, – начинаешь подозревать руководство в недобросовестности и явном желании платить как можно меньше своим сотрудникам», – написал один из респондентов OMI.
В 2018 г. 26% сотрудников и 18% работодателей считали, что истинная цель штрафа – экономия фонда оплаты труда. Спустя три года ситуация чуть лучше: 21% работников и 5% представителей компаний считают истинной причиной штрафов и взысканий стремление сократить расходы на персонал.
Плоды карательной практики – высокая текучесть кадров, снижение лояльности и злоупотребления персонала. Опрос 2018 г. показал, что работодатели, штрафующие сотрудников, в 6 раз чаще соглашались с утверждениями, что в их компании текучесть персонала выше, а лояльность – ниже, чем в среднем по отрасли, и втрое чаще – что трудовая дисциплина у них хуже, чем на предприятиях отрасли в целом.
По данным опроса этого года, 28% компаний со штатом более 250 человек считают, что текучесть у них выше, чем в среднем по отрасли. 25% сказали, что их сотрудники получают зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли, а 19% – что сотрудники менее лояльны.
Штрафы рабочим
Еще в 2018 г. каждая четвертая компания сообщала, что применяет наказания только к рабочим, специалистам и менеджерам низового и среднего звена, 16% – только к рабочим и специалистам. В 2021 г. рабочие и служащие чуть чаще сотрудников российских компаний в целом отвечали, что в пандемию их штрафовали активнее прежнего (17,2% рабочих против 15,5% по всей выборке опрошенных). Их чаще всего штрафовали за грубые нарушения дисциплины (54% оштрафованных исполнителей указали это нарушение), некачественную работу (39%), опоздания (36%) и несоблюдение техники безопасности (33%).
«Ведомости» обратились с запросом в 10 профсоюзных организаций, на вопросы о штрафах рабочих ответили только три.
На сегодня у нас нет официальной информации о штрафах сотрудников, сказал представитель Нефтегазстройпрофсоюза России.
На всех предприятиях атомной отрасли действует единая система оплаты труда, она согласована с профсоюзом и не подразумевает штрафов в принципе, говорит Юрий Борисов, заместитель председателя Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности. При определенных условиях работник может не получить премию, но происходит это в исключительных случаях – как правило, если сотрудник грубо нарушает требования охраны труда, технологическую или трудовую дисциплину. Каждая такая ситуация внимательно рассматривается профсоюзом, но обращений сотрудников из-за депремирования практически нет, говорит Борисов.
В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) нет примеров лишения премий или наложения штрафов, говорит руководитель правового департамента ФНПР Юрий Пелешенко. Но теоретически работодатели могут наложить дисциплинарное взыскание в случаях доказанного нарушения правил охраны труда или даже уволить сотрудника согласно п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса, замечает он.
Премий лишают из-за серьезных нарушений, рассказывает специалист автомобильного завода с 20-летним стажем. Стараешься не нарушать, но иногда страдаешь из-за негрубых нарушений: забыл свет включить на электротраке, не надел жилетку или роба вылезла из сапог, говорит он. Можно сделать устное замечание, но начальник отдела охраны труда не любит наказывать словом, фотографирует и требует письменных объяснений, которые передает выше. Если работник на хорошем счету, начальник старается замять, отмазать от наказания, чтобы сотрудник не терял мотивации, рассказывает он. Премии сами по себе не велики (до 5000 руб.), но они влияют на то, получишь ли в конце года 13-ю зарплату, а она составляет 100% оклада. Не брать подработки и не выходить на работу в выходные – верный способ лишиться годовой премии, говорит он. На запрос «Ведомостей», как устроены системы премирования, автокомпании не ответили.
Любое нарушение требований промышленной безопасности, даже самое на первый взгляд несущественное, – это потенциальная травма, считает директор по безопасности производства ОМК Александр Пивиков. Каждый инцидент тщательно расследуется, чтобы в дальнейшем не допустить повторения. На крупнейшем предприятии группы – металлургическом заводе в Выксе – ОМК исключила меры дисциплинарного воздействия на рабочих и линейных руководителей по результатам несчастных случаев, инцидентов и прочих происшествий. Наказывать, когда все уже произошло, – типичная ошибка. Такой подход заставляет руководителей скрывать случаи травматизма, аварии и прочие происшествия, предупреждает Пивиков. При обнаружении нарушений компания отправляет сотрудников на обучение. Если работник нарушает требования безопасности производства регулярно, а его руководитель это видит и никак не реагирует, принимаются меры к руководителю. Если ситуация повторяется и после этого, это повод уже для наказания работника вплоть до увольнения, говорит Пивиков.