Почему в России в три раза упал интерес к бизнес-образованию

И какие работодатели продолжают нанимать выпускников программ MBA
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В частную бизнес-школу «Мирбис», как и во многие другие российские бизнес-школы, сейчас звонят потенциальные слушатели и интересуются программами и условиями обучения в следующем учебном году. Число заявок от потенциальных слушателей по сравнению с предыдущими годами пока почти такое же, но каждый четвертый позвонивший говорит, что отложит обучение, потому что вынужден вытаскивать свою компанию из кризиса, у него нет ни лишнего времени, ни лишних денег, рассказывает Федор Федоров, исполнительный директор «Мирбиса».

Степень МВА ранее получили 9% сотрудников российских компаний и международных компаний с представительствами в России, еще 18% сотрудников планируют получить степень в этом году, показал опрос 4867 профессионалов и 286 работодателей, проведенный рекрутинговой компанией Hays совместно со Skyeng и GeekBrains с мая по июнь 2020 г. В 2016 г. степень MBA планировали получить 53% сотрудников, т. е. почти в 3 раза больше, чем сейчас, по данным аналогичного опроса четырехлетней давности.

«Ведомости» разбирались, кто и почему сейчас получает бизнес-образование в России и что ждет выпускников с дипломами МВА.

Поход за инновациями

Авторы исследования спросили респондентов, кому в первую очередь необходимо получать MBA-образование. 80% опрошенных указали на руководителей – глав отделов, направлений и департаментов, менеджеров группы и гендиректоров.

Наборы во многие бизнес-школы на фоне кризиса упали, констатирует Григорий Аветов, гендиректор бизнес-школы «Синергия». Но несмотря на кризис, туда идут учиться топ-менеджеры средних российских компаний: они нуждаются в инновационных знаниях, технологиях и способах управления компанией на депрессивном рынке, поясняет проректор РАНХиГС и президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов. По данным исследования, диплом MBA актуальнее всего для тех, кто занимается стратегическим развитием бизнеса – на эту сферу деятельности пришелся 91% ответов. Еще 55% респондентов отметили необходимость получения MBA-образования в сфере продаж, маркетинга и PR, а 35% – в сфере бухгалтерии и финансов.

В России это традиционные направления для получения бизнес-образования, потому что российские топ-менеджеры, особенно с техническим и математическим образованием, хорошо овладевают технологиями и новыми способами управления, но плохо умеют продвигать и продавать продукт, именно за этими навыками они и идут в бизнес-школу, говорит Мясоедов.

Исследование показало, что большинство потенциальных слушателей (61%) при выборе школы обращают внимание на особенности ее программы, наличие зарубежных преподавателей и использование в процессе обучения метода case studies, при котором в аудитории разбираются реальные ситуации из бизнеса.

В свободное время и за свой счет

Российские работодатели редко готовы отпускать сотрудников непрерывно учиться год или два на программе full-time МВА, поскольку считают, что человек, который долго не работал, отстанет от реалий рынка, говорит Дарья Тулубенская, партнер хедхантинговой компании Kontakt InterSearch Russia, которая сама сейчас учится в Московской школе управления «Сколково». По данным исследования, 59% работодателей могут отпустить сотрудника на учебу только во время его ежегодного законного отпуска. Поэтому 89% респондентов стремятся получать МВА в формате частичной занятости или удаленно.

69%

работодателей не готовы оплачивать своим сотрудникам обучение в бизнес-школе, по данным совместного исследования Hays, Skyeng и GeekBrains

По наблюдениям Тулубенской, к полному погружению в учебу готовы только те, кто планирует уехать учиться в западную бизнес-школу и потом найти работу за рубежом. И таких, согласно исследованию, всего 10%.

Оплачивают учебу в бизнес-школе тоже в большинстве случаев сами сотрудники. Авторы исследования выяснили, что 66% респондентов вложили в образование свои сбережения. Компании же готовы полностью или частично оплатить сотруднику обучение только при условии, что сотрудник вернет часть средств в случае неожиданного ухода с работы. В 2016 г. таких работодателей насчитывалось 38%, сейчас – 31%.

Например, в школе «Мирбис» 75% слушателей платят сами за себя, а 25% приходят учиться за счет работодателей – в большинстве случаев предприятий из регионов, которые работают с кадровым резервом, рассказывает Федоров.

Несоразмерные ожидания

Большинство респондентов Hays (85%) убеждены, что обучение в бизнес-школе приносит пользу: можно расширить деловые связи, получить новые знания и систематизировать уже имеющиеся, повысить собственную ценность на рынке труда или ускорить карьерный рост. Столько же сотрудников (те же 85%) рассчитывают на повышение зарплаты. При этом более трети из них ожидают, что рост составит 21–50%.

Однако у работодателей другой взгляд на кандидатов с МВА-дипломами. Они предпочитают тех, кто окончил зарубежные школы (42% респондентов отдают преимущество такому кандидату), или же тех, кто получил диплом партнерской программы западной бизнес-школы в российском вузе (27% респондентов).

37%

респондентов Hays считают, что зарплата выпускников бизнес-школ должна вырастать в 1,5–2 раза

Запросы на наличие у кандидата степени MBA встречаются нечасто, в требованиях его указывают как дополнительное преимущество, говорит Ольга Исаева, заместитель директора по операционной работе кадровой компании Unity. Но наличие МВА не становится ключевым фактором в принятии решения о найме, поясняет она.

По данным исследования, 61% респондентов согласны c тем, что MBA в целом расширяет карьерные возможности сотрудника. Но 39% при этом считают, что личные качества и профессиональные навыки важнее. А более половины всех опрошенных работодателей и вовсе уверены, что MBA не гарантирует профессионалу наличия необходимых навыков, и не рассматривают эту степень как преимущество при приеме на работу.

Зарплату на 20–50% тоже готовы поднимать лишь немногие – всего 21% работодателей. А большинство (44%) увеличат выпускнику MBA-школы зарплату только на 10%.

Не нужны корпорациям

Традиционно выпускники бизнес-школ наиболее востребованы в частных компаниях, которые рыночными методами борются за клиентов, говорит Аветов. Но большинство крупных компаний в России государственные или окологосударственные, продвижение по служебной лестнице там не зависит от рыночных результатов и дипломы MBA зачастую топ-менеджерам госкорпораций не нужны, объясняет Мясоедов. Интерес к МВА для сотрудников чаще проявляют федеральные компании с разветвленной структурой, но они обычно отправляют сотрудников на обучение МВА за границу, а не в российские бизнес-школы и отдают предпочтение школам с многолетней историей в Лозанне, Стокгольме, Лондоне, замечает Исаева. Исследование показало, что только 28% крупных российских компаний считают, что бизнес-школы дают знания и структурируют опыт, и еще 22% полагают, что в бизнес-школе можно приобрести нужные для отрасли деловые связи.

Крупные международные компании еще реже отдают преимущество кандидатам с дипломами бизнес-школ: 13% считают курс MBA источником полезных знаний, а 16% – средством приобретения полезных связей. Крупные компании разочаровались в бизнес-образовании, потому что бизнес-школы часто учат стандартным решениям управленческих проблем, а сегодня компаниям требуются нетривиальные решения, чтобы выжить на быстро меняющемся рынке, говорит Ольга Назайкинская, директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково». По ее словам, многие школы сейчас нацелены на кастомизацию программ, т. е. их адаптацию под конкретные нужды слушателя или компании, но пока такие программы есть далеко не у всех. Кроме того, продолжает эксперт, сегодня вырос интерес к интенсивным, но коротким обучающим программам. Крупные работодатели все чаще посылают своих сотрудников на краткосрочные программы допобразования и меньше смотрят в сторону классических MBA, так как это дорогое образование, на получение которого требуется много времени.

Где диплом пригодится

А кто сегодня готов нанимать выпускников МВА? Опрос Hays показал, что больше всего такими кандидатами интересуются средние российские компании и небольшие представительства международных компаний. Среди российских компаний со штатом от 100 до 500 человек 9% считают, что бизнес-школы дают знания, а еще 36% заинтересованы в тех связях, которые выпускник приобрел в отрасли. А в международных компаниях с численностью персонала от 100 до 500 сотрудников в России аналогичные показатели составляют по 20% на каждый критерий.

Такие компании обычно берут выпускников MBA, чтобы те принесли им новые идеи и помогли выжить на нынешнем рынке, говорит Федоров. Средний российский бизнес сейчас культивирует корпоративное предпринимательство, гонится за новыми идеями и нуждается в руководителях, которые умеют действовать в условиях неопределенности, обладают креативным мышлением и гибкостью, а главное – способны быстро обучиться новому, добавляет Тулубенская.