Как технологии изменят высшее образование

И каким образом университетам усилить своё влияние с помощью новых технологий
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В своем выдающемся эссе 1869 г. «Новое образование» (The New Education) Чарльз Элиот наметил общие направления развития образования. В этом эссе Элиот, который в 1869 г. стал президентом Гарвардского университета и занимал этот пост рекордные 40 лет, представил весомые аргументы в пользу постоянного обновления программы и методики обучения, чтобы образование могло идти в ногу с развитием общества. Спустя 150 лет такой подход все еще сохраняет свою актуальность.

Сегодняшние преподаватели должны переосмыслить высшее образование в реалиях нового мира, в котором правят технологии. Президент Университета Карнеги – Меллона Фарнам Джаханян недавно заметил: «Беспрецедентные темпы социальных перемен делают реформы еще более неотложными. Высшее образование – двигатель прогресса в экономике знаний, и на него оказывается огромное давление».

Из-за развития технологий рабочие места и компетенции меняются быстрее, чем люди или организации могут адаптироваться. Глобальный индекс компетенций Coursera за 2019 г. показал, что две трети населения мира отстают в важнейших практических навыках. По данным исследований Всемирного экономического форума, основные навыки, необходимые для выполнения большинства профессиональных обязанностей, к 2022 г. изменятся в среднем на 42%. Предвосхищая изменения таких масштабов, компании срочно пытаются найти и получить компетенции, необходимые для поддержания конкурентоспособности. Согласно недавнему опросу PricewaterhouseCoopers, сейчас недостаток навыков является одной из трех основных угроз для бизнеса, с точки зрения руководителей во всем мире.

Университеты – хранители знаний и распорядители человеческого капитала, поэтому они должны играть главную роль в подготовке квалифицированных кадров по всему миру. Им нельзя ограничиваться рамками собственного учебного заведения. Нужно стремиться к созданию экосистемы и использовать онлайновое образование, чтобы расширить охват аудитории и установить партнерские отношения с другими университетами и поставщиками образовательных услуг. Для этого потребуются гораздо большие инвестиции, чем те 3% общих расходов, которые в настоящее время выделяются на технологии в секторе образования. Как и любой отрасли, университетам потребуются цифровые решения для преодоления больших проблем в высшем образовании.

Выйти за границы

Используя новейшие технологии, университеты могут выйти за пределы кампуса и охватить учащихся всех возрастных, академических или социальных категорий в разных странах мира. Процесс начинается с внедрения многоуровневого онлайн-обучения, оно обеспечивает гибкость и финансовую доступность. Это, в свою очередь, позволит студентам осваивать более краткие университетские учебные программы, прежде чем приступить к получению высшего образования. Технологичные форматы, например оптимизированные для мобильных устройств учебные курсы, позволяют учащемуся получать знания там, где он находится. Таким образом молодому человеку проще адаптироваться к новой учебной среде или возобновить обучение после долгого перерыва. Более продвинутый уровень – когда университеты используют адаптивные методики на основе искусственного интеллекта, чтобы персонализировать образование для миллионов людей и повысить его качество.

375 млн



работников во всем мире (14% занятых) к 2030 г., по максимальной оценке McKinsey Global Institute, придется сменить специальность из-за автоматизации, цифровизации, роста применения искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения. Минимальный прогноз – переучиваться придется 75 млн работников (3% занятых)

Университеты уже видят, что онлайн-программы высшего образования дают хороший результат. Лучшие программы MBA, такие как программа магистра делового администрирования Университета Маккуори, программа iMBA Иллинойского университета (Урбана-Шампейн), онлайн-MBA бизнес-школы Kelley и онлайн-MBA бизнес-школы Теппера Университета Карнеги – Меллона, уже предусматривают онлайн-обучение, более доступное для работающих специалистов. Эти программы также предлагают многоуровневое обучение – например, небольшой набор онлайн-курсов, которые позволяют учащимся устранить определенные пробелы в компетенциях или добавить конкретные навыки, полезные в карьере.

Применяя технологии во всем их многообразии, университеты могут изменить жизнь миллионов людей по всему миру, открыв им доступ к образованию. Но это не единственная награда. Благодаря более глубокому взаимодействию и местному отраслевому партнерству всемирно известные престижные высшие учебные заведения смогут эффективно содействовать исследованиям и поиску решений самых насущных проблем современности.

В центре экосистемы

Глобальная задача – повышение доступности высшего образования во всем мире. Университеты могут стать эпицентром реформ образования. С помощью технологий они могут объединять усилия и создать общую обучающую экосистему, а также дополнить свои собственные программы лучшими курсами от других учебных заведений. В прошлом году Монтеррейский технологический университет Мексики, Андский университет Колумбии и Папский католический университет Чили объединились в La Tríada – первый в своем роде совместный проект, в котором 150 000 студентов вузов-участников получают доступ к 100 онлайн-курсам. Преимущества не ограничиваются единой учебной программой. Университеты могут также объединиться для запуска общей системы зачетов и выставления оценок, а также создавать виртуальные пространства совместного обучения или собирать идеи от широкой аудитории, что нужно изменить в существующих курсах и каких программ не хватает.

Обмен преподавателями

Технологическое сотрудничество также поможет сократить дефицит преподавателей во всем мире. В этом году медиакомпания Inside Higher Ed сообщила о нехватке в США преподавателей компьютерных дисциплин. В Индии нехватка академических кадров сдерживает развитие лучших учебных заведений: например, в ведущем технологическом образовательном учреждении – в Индийском технологическом институте – дефицит преподавателей составляет 35%. Цифровые экосистемы позволяют легко подключать экспертов по нужной тематике из научных или деловых кругов, чтобы предложить студентам из любой точки мира индивидуальные учебные программы. Другие возможности: университеты смогут обращаться к лучшим умам из бизнес-сектора или вести онлайн-обмен преподавателями с другими вузами. Технологические экосистемы также ускоряют университетские исследования. Например, основанная на искусственном интеллекте исследовательская платформа Quartolio помогает исследователям из разных университетов, в том числе из Беркли, Массачусетского технологического института (MIT) и Стэнфорда, составить полную картину и делать научные открытия на стыке разных научных дисциплин.

Стать партнером для бизнеса

Совместная история Стэнфорда и Кремниевой долины показывает возможности, которые появляются при сотрудничестве бизнеса и научных кругов. Согласно отчету платформы PitchBook, в 2018 г. Стэнфорд мог похвастать наибольшим количеством студентов-предпринимателей в мире: 1178 человек (а также 1015 компаниями и $28,84 млрд привлеченного капитала). Так как потребности в профессиональных навыках быстро возрастают, необходимо укреплять связи между бизнесом и университетами. Например, Горная школа Парижа – пример тесного сотрудничества с бизнесом. Вуз имеет связи с более чем 100 крупными промышленными предприятиями. Помимо взаимодействия в исследовательской сфере предусмотрены стажировки и совместные учебные проекты.

Дефицит кадров по всему миру растет, и образовательные учреждения и предприятия – работодатели по всему миру должны становиться партнерами. Такие партнерства вузов и работодателей нацелены на то, чтобы учащиеся приобретали навыки, полезные при трудоустройстве. Пример – сотрудничество программы Google IT Support Professional Certificate с 25 муниципальными колледжами США, которые предлагают пройти программу обучения информационным технологиям в составе основного учебного курса. В США более 215 000 незаполненных вакансий в сфере поддержки информационных систем, и такое сотрудничество решает проблему большой нехватки компетенций. Google сводит студентов таких программ с ведущими работодателями, нанимающими сотрудников в службы IT-поддержки. Среди них, в частности, Walmart и Bank of America. Более того, Лондонский университет и Северо-Восточный университет засчитывают оценку учащимся, которые оканчивают такую онлайн-программу, при получении степени бакалавра.

Учеба на всю жизнь

Миссия высших учебных заведений меняется вместе с ситуацией на рынке труда, а ситуация такова, что образование приобретает небывало высокую значимость. От университетов ждут активной работы со всеми категориями учащихся. Они должны присваивать квалификацию, соответствующую интересам работодателей. А работодатели сегодня все больше интересуются компетенциями, а не традиционными степенями. Высшие учебные заведения должны упростить процесс освоения студентами новых навыков. И обучение не должно закачиваться после выпуска – университеты должны предлагать учащимся программы повышения квалификации в продолжение всей карьеры выпускников. Ведь сегодня все больше людей понимают, что обучение на протяжении всей жизни – единственный путь развития. А технологии будут связующим звеном в этих процессах.

Об авторе: Леа Бельски – главный вице-президент корпоративного направления в Coursera