Почему школа управления «Сколково» так стремилась в рэнкинг Financial Times
И что место бизнес-школы в международном рэнкинге дает в нынешних условияхВ середине мая Московская школа управления «Сколково» впервые вошла в международный рэнкинг бизнес-школ газеты Financial Times (FT) 2020 г. Она заняла 44-е место из 85 возможных в рэнкинге программ обучения топ-менеджеров, разрабатываемых под требования заказчика (executive education customized). Тройка лидеров – испанская Iese Business School и французские HEC Paris и Essec Business School. Кроме того, «Сколково» заняла 62-е место из 75 возможных в рэнкинге открытых программ для топ-менеджеров. В тройке лидеров IMD Business School, University of Oxford: Said и INSEAD.
В рэнкингах FT уже присутствуют две российские бизнес-школы. В 2019 г. в рэнкинг программ Executive MBA попал Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС – не самостоятельно, а через совместную программу с Антверпенской школой бизнеса, заняв 62-е место. А Высшая школа менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского университета в 2020 г. заняла 27-е место из 100 в рэнкинге Masters in Management (составляется по средней зарплате выпускников через три года после окончания школы). Кроме того, ВШМ заняла 59-е место в рэнкинге FT европейских бизнес-школ из 95 возможных.
По словам Дениса Конанчука, директора школы «Сколково» по корпоративному обучению, школа в ближайшем будущем планирует делать больше совместных программ с другими ведущими бизнес-школами, входящими в рейтинг, и продолжает приглашать иностранных профессоров, но в онлайн-режиме.
Чтобы попасть в международные рейтинги, бизнес-школе сначала нужно получить аккредитацию в какой-либо международной ассоциации бизнес-школ. Три самых известных – американская Association to Advance Collegiate Schools of Business’s (ААСSB), европейская European Quality Improvement System (EQUIS) и британская Аssosiation of MBAs (AMBA). «Сколково» в 2019 г. получило аккредитацию EQUIS. На это ушло три года и 50 000 евро, по словам Конанчука.
Марина Карбан, управляющий директор по образовательным программам школы «Сколково», рассказывает, что аккредитационная комиссия проверила все финансовые документы, оценила организационную структуру учебного заведения, спросила преподавателей о контенте их учебных курсов, студентов – об удовлетворенности обучением, выпускников – о трудоустройстве после школы и зарплатах через три года после выпуска. Аккредитацию дали на три года.
И в ноябре 2019 г. школа подала заявку на участие в двух рэнкингах FT корпоративных и открытых программ. Представители школы утверждают, что она не понесла ни прямых, ни косвенных расходов на участие и регистрацию в рейтинге FT. Пока составители рэнкинга обрабатывали документы и анкетировали клиентов школы, преподавателей, выпускников и студентов, началась пандемия.
Однако Конанчук не считает инвестиции в аккредитацию и участие в рэнкингах ненужными. Он уверяет, что в предыдущие кризисы корпоративные клиенты школы не сокращали бюджет на обучение менеджмента. Руководители школы надеются, что благодаря подтвержденному рэнкингами международному уровню заведения в него потянутся те корпоративные заказчики, которые прежде направляли менеджеров учиться за рубеж.
Бренды и нетворкинг
«Ведомости» изучили биографии членов советов директоров и правлений более 40 крупнейших работодателей России (от РЖД и «Ростеха» до «Трансмашхолдинга» и «Алросы»). По тем компаниям, где биографии руководства были доступны на сайте, картина получилась пестрой. Топ-менеджеры и директора старше 55 лет чаще всего имеют высшее образование, полученное еще в СССР. Часть руководителей 30–40 лет и старше имеют не только российский диплом, но и профильный диплом западного вуза. А другая часть менеджеров этого возраста закончили бизнес-школы, однако в большинстве случаев с с западными дипломами. Лишь немногие учились в российских бизнес-школах. Выпускники бизнес-школы «Сколково» в правлениях и советах директоров крупнейших работодателей тоже встречаются нечасто, показало знакомство с биографиями.
Многие управленцы считают, что экономическим дисциплинам лучше обучаться в странах с процветающей экономикой, важен и бренд учебного заведения, говорит Олег Федоров, член совета директоров компании «Алроса». Он отмечает, что учиться на Запад едут также, чтобы попасть в другую среду и обзавестись контактами на международном уровне.
Топ-менеджеров крупных российских компаний часто не устраивает уровень нетворкинга в российских бизнес-школах, делится наблюдениями Александр Шевчук, исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов. По его словам, часто руководители стремятся уехать в престижную западную школу, чтобы познакомиться не только с представителями крупного международного бизнеса, но и с детьми крупных российских чиновников, имеющих влияние на бизнес в России.
Приятно, но не обязательно
«Ведомости» опросили 30 крупных российских компаний, как они выбирают бизнес-школы для обучения менеджеров, обращают ли внимание на международную аккредитацию и места в рейтингах и что изменилось в их отношении к «Сколково» теперь. Ответили 10 компаний.
Компания «Фосагро» делает со школой «Сколково» индивидуальные проекты развития персонала и групповые программы для сотрудников и ее больше интересует содержание программ, нежели место школы в международном рейтинге, хотя одно и связано с другим, рассказывает Дмитрий Бородич, директор по персоналу компании.
«Ростелеком» ведет со «Сколково» проект развития ключевых сотрудников региональных филиалов, говорит Екатерина Барабанова, директор по развитию персонала компании. По ее мнению, само по себе место школы в рейтинге не является дополнительной ценностью для корпоративного заказчика. Важно, чтобы профессура школы была хорошо знакома со спецификой отрасли и обладала свежими бизнес-кейсами.
Сбербанк помимо места в рейтинге FT и наличия международной аккредитации обращает внимание на экспертизу школы в приоритетных для банка отраслях и опыт создания программ под заказ, говорит представитель банка.
А сеть гипермаркетов «Лента» выбирает западную школу в тех случаях, когда важно общаться и обмениваться опытом с представителями бизнеса из других стран, и российскую – когда нужна программа под заказ, созданная специально под нужды компании, поясняет представитель.
Престиж и деньги
Аккредитация и участие в рейтингах дают понять корпоративным клиентам, что стандарты бизнес-школ сопоставимы с зарубежными аналогами, полагает Ольга Дергунова, зампред правления банка ВТБ и директор Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ). Процедура аккредитации, говорит она, так же, как и повторная аккредитация, проходящая каждые 3–5 лет, предполагает глубокий мониторинг всех процессов в школе. Это позволяет обновить учебные программы, процедуры и стратегические планы развития.
Первый проректор ВШЭ Валерий Катькало отмечает, что аккредитация EQUIS обычно обеспечивает школе рост доходов и устойчивое развитие.
Программы школ, получивших аккредитацию, могут стоить дороже, чем программы школ без аккредитации, полагает проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов. В России, объясняет он, цена качественного бизнес-образования не опускается ниже 600 000–700 000 руб., а то 1 млн руб. за курс. Но российские руководители достаточно состоятельны, много ездят за рубеж, просматривают рейтинги FT, знают об аккредитациях и не экономят на образовании, считает Мясоедов.
На сайте Московской школы «Сколково» говорится, что программа MBA стоит 60 000 евро для физлиц, а EMBA – 95 000 евро. Средние цены на корпоративные программы представители школы не называют – говорят, что они зависят от конкретных договоренностей с заказчиком.
Исполнительный директор частной бизнес-школы «Мирбис» Федор Федоров рассказывает, что у будущих слушателей MBA-программ в России такой критерий, как наличие у школы аккредитации или места в международном рейтинге, стоит в конце первой десятки требований.
Григорий Аветов, гендиректор бизнес-школы «Синергия» (имеет аккредитацию АМВА), считает, что рейтинги и аккредитация престижны, но не помогают увеличить выручку школы, поскольку цены на обучение по программам МВА в нынешних условиях повышать невозможно. По его мнению, пригласить западных профессоров и найти партнеров среди западных бизнес-школ можно и без аккредитаций и рейтингов. Тем более что в нынешние времена привлечение иностранной профессуры нецелесообразно, потому что приведет к удорожанию программ, говорит Аветов.
Из десятка компаний, ответивших на запрос «Ведомостей», половина проигнорировала вопрос, будут ли они из-за пандемии и развивающегося кризиса снижать расходы на корпоративное обучение. Четыре компании сообщили, что пока не планируют пересматривать бюджет. О возможном снижении трат заявил только «Мегафон». Валентина Ватрак, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «Мегафона», сказала, что с большой степенью вероятности компания в этом году инвестирует в обучение сотрудников менее половины бюджета, поскольку из-за коронавируса были отменены очные обучающие мероприятия.