Какими цифровыми проектами заняты российские предприятия
И сколько новых рабочих мест они создадутВ России IT-специалистов минимум в 4 раза меньше, чем в США, в пересчете на численность населения. Выступая в финале конкурса «Цифровой прорыв», ректор университета «Иннополис» Александр Тормасов высказал сомнение, что наши компании смогут обеспечить работой армию IT-специалистов, если она вырастет в несколько раз – до уровня США. По данным компании «Руссофт», в 2018 г. в России насчитывалось 540 000 IT-специалистов. В США, по данным Evans Data Corporation, в 2019 г. их было 4,2 млн человек. «Ведомости» разбирались, какими цифровыми проектами сейчас заняты крупные российские компании и сколько новых рабочих мест они создают под новые задачи.
Что актуально
Ключевые направления цифровизации – разработка новой цифровой бизнес-модели, создание новых цифровых продуктов и услуг, внедрение цифрового проектирования, управление производством и сетью поставок, административные функции и корпоративная цифровая платформа, а также переход к управлению, основанному на данных, говорит Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group. Ключевой вопрос – зачем вообще нужна цифровая трансформация и от ответа на этот вопрос будет зависеть, какие технологии надо будет использовать и какие проекты запускать, сказал Праздничных.
Юрий Бондарь, заместитель генерального директора SAP CIS, приводит примеры нынешних цифровых проектов: банки анализируют большие данные для более точной оценки заемщиков, телекоммуникационные компании ищут закономерности поведения абонентов мобильной связи в накопленных больших данных. Нефтяные компании снимают данные с датчиков во время бурения, чтобы проанализировать параметры пластов, а металлургические компании прогнозируют количество брака в готовой продукции.
Мария Григорьева, управляющий директор практики Accenture Technology, говорит, что в некоторых угольных энергетических компаниях шахтеры работают в умных касках, которые сигнализируют о задымлении и предупреждают, что шахтер зашел в опасную зону.
Сейчас самый большой спрос у российских компаний на технологии сбора и анализа больших данных, машинное обучение, интернет вещей, отмечает Антон Чехонин, гендиректор компании «Норбит» (входит в группу «Ланит»). «Ведомости» спросили более 20 крупных российских компаний из разных отраслей, какие задачи в сфере цифровизации они сейчас решают и сколько рабочих мест под эти новые задачи создают. Ответили 12 компаний, но только пять из них сообщили, сколько рабочих мест они собираются создать.
Проекты и люди
МТС разрабатывает цифровые решения для здравоохранения, образования, облачного хранения, киберспорта, объясняет представитель МТС. Компания будет создавать предположительно более 500 рабочих мест в IT, но благодаря внутренней ротации штат компании останется почти неизменным, сообщил представитель компании.
Представитель «Тинькофф банка» рассказал, что цифровыми сервисами банка пользуются сейчас более 10 млн человек, цель – увеличить этот показатель через три года до 20 млн. По словам представителя, банк планирует также создать цифровую экосистему для малого и среднего бизнеса. «Тинькофф банк» ежегодно наращивает число квалифицированных специалистов на 10–15%, 80% из них – аналитики, IT-специалисты, менеджеры по управлению продуктами и проектами, рассказал представитель банка. По его словам, в 2020 г. банк собирается нанять 500–600 человек, в 2021 г. – 600–700 человек.
В «Газпром нефти» несколько сотен цифровых проектов, которые распределены по программам трансформации конкретных бизнес-блоков, сообщил Андрей Белевцев, директор дирекции по цифровой трансформации «Газпром нефти». Он сказал, что в компании есть программы трансформации: геолого-разведочных работ, проектов капитального строительства, нефтедобычи («Актив будущего»), а также бизнес-процессов цепочки поставок и ряда корпоративных функций.
«Газпром нефть» собирается в 2020 г. минимум вдвое увеличить число экспертов по цифровым технологиям (сейчас их в компании несколько сотен), рассказывает Белевцев. По его словам, добавятся разработчики ПО, системные архитекторы, инженеры по разработке инструментов для работы с данными, а также специалисты по данным (инженеры и аналитики).
Стратегия цифровой трансформации группы «Черкизово» рассчитана на период до 2025 г. Ее приоритетные направления: машинное зрение, роботизация, анализ больших данных с использованием искусственного интеллекта, рассказывает директор по IT группы Владислав Беляев. Он приводит в пример уже установленную на одном из мясоперерабатывающих заводов онлайновую систему учета индивидуальной производительности – выработки и качества работы сотрудника. Благодаря ей рабочие были переведены на оплату труда по индивидуальному результату, производительность труда выросла на 15%, снизился брак. Сейчас группа планирует тиражировать систему на все заводы. «Черкизово» собирается нанять множество IT-специалистов: экспертов по машинному обучению, робототехнике, обработке и анализу больших данных. Однако, добавляет Беляев, конкуренция за таких специалистов очень велика и предприятиям трудно соревноваться с крупными IT-компаниями («Яндексом», «Сбертехом» и др.).
По словам Евгения Чаркина, директора по информационным технологиям РЖД, транспортный гигант разработал стратегию цифровой трансформации до 2025 г. Он планирует вложить в цифровые реформы 110 млрд руб. и получить 153 млрд экономического эффекта. Цифровизация предполагает создание восьми цифровых платформ: для мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, для управления перевозочным процессом, для транспортно-логистических узлов, для подвижного состава, управления непроизводственными процессами (цифровой HR, цифровая бухгалтерия и проч.), а также для управления логистикой электронной коммерции. Уже сейчас компания тестирует умный локомотив, который функционирует без машиниста, с дистанционным контролем оборудования. По словам Чаркина, для исполнения цифровой стратегии компании понадобятся дополнительно 2500 человек до 2025 г.
В «Сибуре» в начале 2018 г. появились команды разработки цифровых продуктов, новые инженеры и аналитики данных – всего около 200 новых сотрудников, сообщила директор по цифровым технологиям «Сибура» Алиса Мельникова. «Сибур» внедряет математическое моделирование для повышения эффективности контроля технологического оборудования, инструменты видеоаналитики, виртуальной и дополненной реальности, а также интернет вещей, по словам Мельниковой.
Страшно и некому
Но как обстоят дела у множества менее крупных предприятий? По данным Strategy Partners, примерно половина российских промышленных компаний (48%) понимают важность цифровых преобразований, но только 17% заняты пилотными цифровыми проектами по дорожной карте, 4% имеют стратегию цифровой трансформации и еще 4% начали тиражировать проекты. 17% вообще не считают цифровые реформы приоритетными.
Но есть ли фундамент для цифровизации? По данным Strategy Partners, в 40% российских промышленных предприятий процессы управления производством, операционного управления и административные функции не автоматизированы.
Обычно компании подходят к цифровизации осторожно, начинают с пилотных проектов и смотрят на их результаты. То же самое советуют и консультанты по внедрению. Многие, объясняет Григорьева из Accenture, понимают, что новые технологии нужны, создают прототипы систем, но дело не доходит даже до запуска пилотного проекта, не говоря уже о масштабировании. Причина в том, что компании не готовы быстро принимать решения об инвестициях, не верят в результат или не готовы выделять бюджет на цифровую трансформацию. Екатерина Сычева, партнер цифровой практики BCG, говорит, что многих руководителей отпугивают сложность и масштаб предстоящих изменений.
Не хватает и самих исполнителей реформ. Остро нужны люди, которые обрабатывают и анализируют данные, обучают искусственный интеллект, занимаются кибербезопасностью, также не хватает специалистов для работы с визуализацией данных, говорит Григорьева.
По словам Сычевой, на рынке труда переизбыток системных администраторов, но крайне мало IT-специалистов, владеющих новыми технологиями, умеющих создавать платформы и работать с данными. А именно такие кадры нужны предприятиям. По мнению Бондаря из SAP, обычные IT-специалисты теперь менее востребованы – компаниям не хватает специалистов, разбирающихся и в бизнес-процессах, и в технологиях.